Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений
Контроль занимает особое место среди факторов, обеспечивающих выполнение принятых решений, в том числе по силе своего социально-психологического воздействия. Психологию поведения необходимо учитывать как в отношении проверяемого, так и исполнителя.
В ходе проведения контроля нередко обнаруживаются трудности:
- сложность добраться до истины, избежать предвзятости, субъективных толкований;
- влияние обычных человеческих «слабостей», простительных в других случаях: излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь «обидеть» слишком глубоким изучением уважаемого лица, желание оправдать ожидания старшего начальника,
- недостаток компетентности;
- ограниченность времени для глубокого анализа;
- отсутствие гражданского мужества сказать правду.
Что дает контроль подчиненным? Он призван информировать исполнителей о ходе работы, ее соответствии замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинству. Признание служит дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе, тем более уважаемых людей, признанных авторитетов. Сам факт контроля (в деликатной форме) служит аргументом, повышающим престиж выполняемой исполнителем задачи, прибавляет самоуважения, уверенности в своих делах.
Соблюдение некоторых условий психологического свойства повышает эффективность контроля. А именно: когда человек работает увлеченно, самозабвенно и верно, не стоит отвлекать его, так как внутренне он примет контроль как помеху. Осуществлять контроль следует в ситуации, когда работник испытывает сомнения, либо когда выполнен некоторый этап работы и он сам готов поделиться результатами. Вопросы, часто контролируемые, отражают особое значение в сознании исполнителей. То, что выпадает из внимания контролеров, уходит в тень и у исполнителя. Поэтому проводить контроль следует системно. Все должно проверяться, хотя и не одинаково глубоко.
Рациональная организация выполнения управленческих решений и систематический контроль за соблюдением норм и условий качественного осуществления - реальная предпосылка обеспечения их эффективности.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи курса
2. Функции решения в методологии и организации процесса управления
2.1. Сущность управленческих решений
2.2. Иерархия функций, процедур и операций подготовки и реализации УР
3. Типология управленческих решений и требования предъявляемые к ним
Классификация управленческих решений
Типология решений
3.3. Требования к управленческим решениям
4. Условия и факторы качества управленческих решений
4.1. Организационно-психологические предпосылки качества решений
4.2. Искажение информации на предприятии и качество управленческих решений
5. Целевая ориентация управленческих решений
6.Технология подготовки и реализации управленческих решений. Анализ альтернатив действий
Анализ ситуаций, обеспечение полноты и достоверности информации
6.2. Прогнозирование состояния внешней и внутренней среды
Методы анализа ситуации
6.3.1. Анализ ситуации путем личного наблюдения и проведения эксперимента
Анализ ситуации на основе имеющегося опыта и аналогов
6.3.3. Использование интервью и личного опроса лиц, у которых имеются конфиденциальные сведения по данному вопросу
Анализ деловой ситуации на основании информации, полученной анкетированием
6.4. Организация разработки управленческих решений
6.4.1. Методы экспертных оценок
6.4.1.1. Оценка качеств эксперта
Экспертные оценки и способы измерений
6.4.2. Методы моделирования
7. Подготовка и реализация управленческих решений в условиях неопределенности и риска
7.1. Правила принятия решений в условиях неопределенности
Правила принятия решений в условиях риска
Реализация решений
8. Психологические аспекты принятия решений
8.1. Психологические феномены процесса принятия решений
8.2. Групповое решение
8.3. Стиль руководства в процессе принятия решения.
Влияние темперамента человека на ПРУР
8.5. Влияние пола на управленческую деятельность
Особенности японской процедуры принятия решении
Значение, функции и виды контроля исполнения управленческих решений
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ “Крылья”,2000.
2. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
3.Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. - М.: Дело, 2001.
4. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
6. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. - М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез””, 1999.
7. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
8. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. - М.: Издательский дом “Дашков и Ко”, 1999.