Современные синтаксические теории
I ПЕРИОД «КЛАССИЧЕСКОГО (ТРАДИЦИОННОГО) ЯЗЫКОЗНАНИЯ» | ||
ЭТАПЫ и направления | Представители и важнейшие труды | ОСОБЕННОСТИ |
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП | М.Ю. Ломоносов «Российская грамматика» (1755) | Вопросы сравнительно-исторического языкознания, проблемы синтаксиса словосочетания, предложения, периода. Ломоносов отмечает разную степень грамматической обобщенности и абстрагирования словосочетаний, подчеркивает зависимость синтаксических связей от семантики компонентов. Впервые в русском языкознании разрабатывается проблема связи и взаимодействия языка и мышления, вопрос о языке как средстве общения. |
Логико-грамматическое направление (ХIХ - нач. ХХ в.) | Н.И. Греч «Практическая русская грамматика» | Отождествление основных логических и грамматических категорий, исходящее из общих законов формальной логики. Определение предложения сводилось к логическому суждению. |
Ф.И. Буслаев «Историческая грамматика русского языка», К.А. Аксаков | Выделение и описание (хотя и не всегда последовательное) основных синтаксических единиц, определение системы сложных предложений, описание строения простого предложения, система членов предложения и т. д. Грамматические труды оказали большое влияние на изучение синтаксического строя русского языка, во многом определили систему изложения синтаксиса в школьных учебниках. | |
Сравнительно-историческое ипсихолого-лингвистическое направления (50—70-е гг. ХIХ в.) | А.А. Потебня «Мысль и язык» (1862) - первое специальное исследование философско-лингвистической проблемы взаимоотношения мышления и языка | Критический анализ основных положений логико-грамматической концепции. Вместо логического суждения в основу предложения Потебня кладет психологическое суждение и выясняет соотношение психологических и грамматических категорий. Намечает некоторые тенденции развития синтаксического строя русской речи (главной считает увеличение противоположности между именем и глаголом). |
Формально-грамматическое направление (вторая половина ХIХ – нач. ХХв.) | Ф.Ф. Фортунатов «Сравнительная морфология индоевропейских языков» | Обостренное внимание к формальной стороне языка. Глубокий анализ явлений языка. Последовательное проведение мысли о переходном характере многих синтаксических явлений. |
А.А. Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении» | Внимание к словосочетанию как к основной единице синтаксиса. (Предложение рассматривалось как разновидность словосочетания, Учение о членах предложения было заменено на учение о формах связи слов в предложении.) | |
ОБОБЩЕНИЕ(середина ХХ в.) | А.А. Шахматов «Синтаксис русского языка» (1941) | В фундаментальном труде академика А.А. Шахматова обобщается то, что было сделано до него, и намечаются дальнейшие перспективы исследования синтаксического строя русского языка. Богатый фактический материал объясняется в историческом и логико-психологическом аспектах. Много внимания уделяется формальным признакам синтаксических явлений (хотя ученый и отказался от чисто формального подхода). |
Академическая «Грамматика русского языка» (1952 – 1954) | Издание академической грамматики - важное событие в развитии русского синтаксиса. В двух томах, посвященных синтаксису, обобщен обширный языковой материал, дающий представление о различных конструкциях современного русского языка. |
II ПЕРИОД «СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ» | ||
Основные современные синтаксические теории | Представители, труды | Основные положения |
Логический аспект изучения синтаксиса | Язык и общество. - М., 1970; Панфилов, В.З. Грамматика и логика. - М., 1963; | В современной грамматической литературе широко используются термины логики (субъект, предикат и др.). Логический аспект тесно связан с конструктивным синтаксисом, т. к. мысли выражаются через те или иные структурные схемы предложения и степень членимости мысли определяет степень синтаксической членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения. |
Структурный (конструктивный) аспект изучения синтаксиса | Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970 | Специфика – внимание к строению синтаксических единиц, к выделению их структурных схем. Одна из важнейших задач - составление полного списка структурных схем. |
Коммуникативный аспект изучения синтаксиса | Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970; Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976; Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. Золотова Г.А., Онищенко Н.К., Сидорова М.Н. Коммуникативная грамматика русского языка – 2-е изд. – М., 2004. | Изучается способность предложения быть средством коммуникации, а также способы актуализации коммуникативного центра высказывания. Коммуникативный аспект проявляется в актуальном членении, в соответствии с которым в предложении выделяется «данное» (тема) и «новое» (рема). |
Структурно-семантическое направление | В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов Современный русский язык, ч. ІІІ. Синтаксис. Пунктуация. М., 1981; Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. / П. П. Шуба, И. К. Германович, Е. Е. Долбик и др.; Под ред. П. П. Шубы. – Мн., 1998; В. В. Бабайцева, Г. Г. Инфантова, Н. А. Николина, И. П. Чиркина Современный русский язык, ч. ІІІ Синтаксис. Ростов на Дону, 1997. Н. С. Валгина, Синтаксис современного русского языка. – М., 2003. Е.С. Скобликова Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): учебное пособие. – М., 2006. П.А. Лекант Синтаксис простого предложения в современном русском языке – 3-е изд. – М., 2004. | Это очередной этап эволюции традиционного языкознания. Синтаксические явления рассматриваются в единстве формы и содержания. Основные теоретические посылки: - взаимообусловленность языка, мышления и действительности, языка и речи; - развивающаяся и совершенствующаяся природа языка; - диалектическое единство структуры и семантики языка; - системность языкового строя; - многоаспектность языковых единиц; - проявление свойств синтаксических единиц в синтаксических связях и отношениях; - синкретизм многих синтаксических явлений. |
Лекция ІІ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ