Личность как субъект восприятия и понимания массовой информации
В работах ряда исследователей определенное внимание уделяется психологическим особенностям переработки информации человеком как субъектом восприятия и понимания. Индивид воспринимает и перерабатывает информацию как целостная система, отличающаяся психофизиологическими, психологическими и социальными особенностями (функциональным состоянием анализаторов, различием протекания психических процессов, направленностью и характерологическими свойствами, социально-классовой, идеологической принадлежностью и т.д.).
Личностные факторы, влияющие на эффективность восприятия и понимания текстов массовой информации, подробно рассмотрены в исследованиях И.М. Дзялошинского[288]. Основное влияние на процесс восприятия оказывают деятельностный, социальный, социокультурный и психологический статусы индивидов.
Деятельностный статус индивида. В книге инженера П.К. Энгельмейера «Теория творчества» (1910) приведен следующий пример: «Представителям разных профессий было предложено прочесть слово, в котором были пропущены всего две буквы: под…о…ный. Ответы получились весьма разнообразные. Ученый прочел «подробный», врач – «подкожный», моряк – «подводный», прокурор – «подложный», архитектор – «подпорный», гидротехник – «подсосный», кузнец – «подковный».
Таким образом, осмысление и понимание действительности возможно только в контексте целесообразной деятельности и обусловлено многообразием явных и крайне сложно опосредованных целей, преследуемых человеком. Чем сложнее цели, тем большее число взаимосвязей приходится учитывать, тем глубже требуется проникать в сущность явлений и тем большая степень понимания достигается.
Социальный статус связан с принадлежностью субъекта восприятия к определенной социальной среде. Содержание любого воспринимаемого сообщения будет интерпретироваться сквозь призму групповых интересов.
Эксперименты американского ученого Бегби. Он предлагал испытуемым 10 пар диапозитивов для просмотра через стереоскоп. С одной стороны диапозитива помещалось изображение объекта, хорошо знакомого большинству мексиканцев: бой быков, черноволосая девушка, мексиканский крестьянин. С другой стороны – изображение объекта, хорошо знакомого большинству американцев: игра в бейсбол, девушка-блондинка, фермер. Соответствующие фотографии имели сходство по форме, расположению фигур, контуру основных масс. И хотя некоторые испытуемые заметили, что перед ними разные изображения, большинство американцев видели только то, что было им хорошо знакомо, и точно так же мексиканцы видели сцены, характерные для их собственной культуры.
Эти исследования подтвердили, что отбор и интерпретация сигналов зависит от ожиданий человека, которые в свою очередь приобретаются в процессе участия в организованном обществе. Именно поэтому потребителем информации, несмотря на кажущуюся индивидуальность акта восприятия сообщений, передаваемым по каналам массовой информации, выступает не единичный человек, а аудитория как совокупность воспринимающих информацию людей.
Огромное влияние оказывают на наше восприятие реакции и сообщения окружающих нас людей.
Испытуемые должны были, находясь в полной темноте, определить направление движения светящейся мерцающей точки и расстояние до нее, которая на самом деле была неподвижна (в полной темноте нет точки отсчета, источник света не может быть локализован и поэтому кажется движущимся). Пока индивиды находились поодиночке, их ответы значительно отличались один от другого. Но когда несколько испытуемых вместе наблюдали светящуюся точку, содержание их суждений постепенно сближалось – люди стремились прийти к соглашению относительно направления движения и расстояния.
Индивиды, объединенные в случайную группу, склонные соглашаться с мнением большинства независимо от того, соответствует оно объективной истине или нет. Таким образом, взгляды группы, известные реципиенту, оказывают влияние и на его восприятие информации, и на поведение, и на форму выражения им своего мнения.
Социокультурный статус. Восприятие и переработка информации осуществляется человеком на основе уже имеющихся в его сознании знаний, ценностей, норм, в меру его общих и специальных способностей.
В целом сознание человека, воспринимающего и перерабатывающего информацию, можно представить в виде некоего фильтра, который одни сообщения пропускает полностью, другие деформирует, третьи – отбрасывает.
С этой точки зрения сознание реципиента может быть рассмотрено как единство трех сторон:
ü совокупность представлений и впечатлений о реальной действительности, в которой он живет и действует;
ü совокупность социокультурных образцов (идеологических, этических, эстетических ценностей и т.п.);
ü совокупность знаний, которыми обладает индивид.
Каждый из этих миров выступает в качестве особого фильтра восприятия информации. Принадлежность индивида к тому или иному социокультурному слою влияет на общую установку во взаимоотношениях со средствами массовой информации.
Психологический статус. На процесс восприятия массовой информации влияет индивидуальная нейрофизиологическая конфигурация мозговых структур, отвечающих за переработку информации.
За производство и переработку информации в мозгу человека отвечают четыре участка, которые расположены симметрично в правом и левом полушариях:
ü левый висок – простые логические конструкции;
ü левый лоб – сложные логические конструкции;
ü правый висок – простые эмоциональный и чувственные впечатления;
ü правый лоб – сложные эмоциональный и чувственные впечатления.
В силу тех или иных причин различные доли коры мозга могут быть развиты в разной степени. В результате человек будет воспринимать информацию избирательно.
Классическая ситуация – шизофрения, которая, по наблюдениям московских психологов, в той или иной форме есть у каждого десятого работника умственного труда. При этом заболевании резко увеличены лобные доли и уменьшены височные, такой человек не умеет ни понимать, ни производить простой информации. Он изъясняется очень сложными, вычурными предложениями, любит беседовать на отвлеченные темы и терпеть не может простой речи, простых, житейских, конкретных проблем.
Возможны и другие крайности, когда в результате чрезмерного развития височных долей человек воспринимает и производит только упрощенную, примитивную информацию и принципиально не воспринимает абстрактного теоретического знания.