Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Работу выполнила Лаврищева С.В.,
Учитель высшей категории
ГОУ СОШ № 237,
Заслуженный учитель РФ
ГИА-9 для учителя русского языка в настоящее время является самой «болевой» точкой. Так уж определилось, что мы к ГИА пришли от ЕГЭ, хотя поступательноедвижение принесло бы более значимые результаты.
И эта стратегия в ГИА-ЕГЭ и определила специфику методической работы учителя русского языка
Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе обусловлено стандартами образования. Одно из направлений методической работы учителя русского языка - обеспечение компетентностного подхода в обучении предмету. И именно сочинение на лингвистическую тему позволяет сделать вывод о сформированности ключевых компетенций по русскому языку: лингвистические, языковые, коммуникативные.
Лингвистические компетенции учащихся - умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки.
О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).
Коммуникативнаякомпетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися навыками речевой деятельности.
Как видим, специфика сочинения на лингвистическую тему состоит в том, что эта работа позволяет обнаружить уровень речевой компетенции в двух аспектах - теоретическом и практическом.
Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе сегодня для учителя является одной из «ключевых» методических проблем. В целом можно сказать, что в базовых школьных учебниках недостаточно подобран материал для обучения сочинению- рассуждению на лингвистическую тему. Прежде, на наш взгляд, учителю необходимо хорошо специфику подобного жанра, представлять, какие знания и навыки учащийся должен продемонстрировать в сочинении на лингвистическую тему. Эти нормативно – методические требования определены действующими программами по русскому языку, стандартами образования.
Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?
Ø Умение рассуждать на лингвистическую тему.
Ø Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.
Ø Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
Ø Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
Ø Умение пользоваться лингвистической терминологией.
Ø Практическую грамотность.
Опыт показывает, что все речевые компетенции, проверяемые в сочинении на лингвистическую тему, для учителя русского языка не являются абсолютно новым видом деятельности. Действующие программы, учебники предусматривают в той или иной степени отработку лингвистических компетенций: это и все виды разбора на уроках русского языка, и устные ответы на заданную тему, и творческие задания на грамматическую тему.
Скорее всего, как учителя, так и учащиеся испытали некую растерянность от формулировки темы: задание кажется непонятным, сложным, таинственным
Поэтому представляется необходимым, на наш взгляд, в 9-м классе дать учащимся прежде всего теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 9-го класса:
Ø что изучает лингвистика;
Ø разделы лингвистики;
Ø основные понятия, которые могут быть представлены в сочинении на лингвистическую тему.
На наш взгляд, учащиеся 9-го класса должны имеет представление о следующих лингвистических единицах.
В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.
- Так, фонетика и графика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков
- Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, а грамматика — общие правила их комбинации, употребления и понимания.
- Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) и синтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание и предложение
Из опыта работы по обучению сочинению на лингвистическую тему.
На наш взгляд, на начальном этапе обучения сочинению учащимся можно предложить «речевые формулы», которые помогут составить представление о требованиях к высказыванию на любую лингвистическую тему. На наш взгляд, эти речевые структуры обогатят речь учащегося, покажут образец ответа и дадут возможность творчески подойти к самостоятельной работе.
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Знак препинания | Смыслоразличительная функция знака препинания | ||
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) | · Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. · Передают логику предложения, связь между частями предложения. · Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами. · Передают на письме оттенки смысла. · Могут быть средством выражения состояния пишущего. · Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. · Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. · Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. | ||
Запятая | · Указывает на следование объектов и событий друг за другом. · Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов. | ||
Точка | · Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. · Указывает на завершённость высказывания. · Указывает на законченность мысли. | ||
Вопросительный знак в конце предложения | · Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. · Указывает на ожидание ответа. | ||
Восклицательный знак в конце предложения | · Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. · Указывает на эмоциональную напряжённость | ||
Двоеточие | · Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью) · Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания. | ||
Тире | · Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов. · Указывает на следование событий друг за другом. · Указывает на временной интервал. · В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту. · Указывает на варианты названия. · Значение противоположности (Я мрачен - ты весел). · Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся). · Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми). | ||
Кавычки | · Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору. · Обозначают границы прямой речи или цитаты. · Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься». | ||
Скобки | · Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию. · Указывают на вспомогательный характер информации. | ||
Точка с запятой | · Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя. | ||
Многоточие | · Передаёт недосказанность, недоговорённость. · Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением. · Указывает на неполноту информации. · Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. | ||
Сочинение на лингвистическую тему (в 9-м классе) и теоретически, и практически базируется на стандартах образования, позволяет проверить уровень речевой компетенции за основную школу и перевести речевую компетенцию учащихся на новую ступень – ЕГЭ.
Литература