Эмоционально – коммуникативная функция

Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека.

· Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей.

· Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.

· В процессе общения людей может измениться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

· Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.

Аутокоммуникация естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.

«Барьеры» коммуникации.

Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).

Американский психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий принципы “ненасильственной коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту.

· Слова, воспринимаемые как требование. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия не созвучны нашим целям и ценностям, мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.

· Слова, которые воспринимаются как диагноз, осуждение. Когда мы говорим людям, что считаем их грубыми, эгоистичными или невнимательными к окружающим, то они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это скорее испытывая стыд, страх или вину, чем из желания действовать в согласии с нами.

· Слова, не оставляющие выбора. Возможность самостоятельно осуществлять выбор прибавляет нам силы. Особенно необходима для человека возможность выбирать свою цель, свой путь к мечте.

“Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.

Каналы восприятия информации

Каналы, соответствующие разным органам чувств.

· Зрительный. “Визуалы” любят зрительно предъявляемое, конкретность, предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения. “Я вижу, что ты говоришь”.

· Слуховой. “Аудиалы” все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки в природе. “Я слышу, что ты говоришь”.

· Соматосенсорный (ощущение своего тела). “Кинестатики” – через состояние своего тела, как бы все эмоционально переживают. “Я чувствую, что ты говоришь”.

По логическому основанию выделяют три типа каналов:

Прямой – это то, что источник сообщает в явном виде.

Непрямой или косвенный – это та информация по поводу сообщаемого вам в прямом канале, которую вы добываете сами активным наблюдением и чувствованием во всех проявлениях источника. Если вы доверяете источнику, то косвенный канал не используется как контрольный, вы по нему получаете другую, дополнительную информацию. Если вы не доверяете источнику, то косвенный канал является контролирующим дублем:

Управляемый косвенный, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, излучено вполне намеренно. Обычно мелочи помогают увидеть крупное и, главное, в нем удостовериться. Уверенный тон в сомнительной ситуации, прямой взгляд при лжи и т. п. – все это намеренное излучение того, что ваш адресат сочтет за неподдельное, то, что он сам в вас нашел.

Фазы общения

· Вхождение в контакт. “Сонастройка”, важно почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться самому и дать возможность ориентироваться другому. Завершается установлением психологического контакта.

· Концентрация внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработка темы.

· Мотивационный зондаж. Понимание мотивов собеседника и его интересов.

· Поддержание внимания.

· Аргументация и убеждения, если есть расхождение во мнениях.

· Фиксация результата.

· Завершение общения.

· Подготовка. Общение надо планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения.

Ошибки в разговоре

“Читаем мысли” другого. Принимаем молчание за внимание. Попытка скрыть свои чувства.

Недооцениваем необходимость тратить время на коррекцию эмоционального состояния – своего или собеседника..

Призываем других измениться или требуем от них стать такими, как нужно нам. Призыв или совет: “Не будь таким чувствительным” или какой-либо сходный с ним бессмыслен.

Ошибки при слушании

Притворство, что слушаем.

Оказываемся под влиянием чувств сильно взволнованного собеседника и пропускаем смысл сообщения.

Задавание лишних вопросов с целью показать, что разговор интересен.

Наши рекомендации