Как сфера профессиональной деятельности
Индивидуальное обслуживание
Все большее распространение сервисного обслуживания населения обусловило необходимость оформления этой деятельности как профессиональной, обеспечивающей на соответствующем уровне удовлетворение чьих-либо потребностей. Это означает прежде всего процесс индивидуального обслуживания. Кроме того, данный вид профессиональной деятельности предполагает соблюдение некоторых правил или норм, а именно:
- обязательности предложения сопутствующих услуг;
- необязательности использования этих услуг (нельзя их навязывать);
- эластичности сервиса, что означает широкий набор сервисных мероприятий, дающих возможность выбора;
- удобства сервиса (он должен предоставляться в том месте, в такое время и в такой форме, которые устраивают покупателя);
- технической адекватности сервиса, учитывающей технический уровень производства и в то же время способствующей созданию оригинальных технических решений для технологии сервиса;
- информационной отдачи сервиса (к сервисной информации должны внимательно прислушаться руководители предприятий);
- разумной ценовой политики в сфере сервиса (сервис должен быть прежде всего стимулом для приобретения товаров фирмы и инструментом для укрепления доверия потребителей);
- гарантирования соответствия производства сервису (чтобы не поставить потребителя в условия «обслужи себя сам»).
Исходя из функционального назначения системы сервиса можно сформулировать и его задачи:
• консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данного предприятия, облегчающее осознанный выбор;
• подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемых изделий;
• передача необходимой технической документации, помогающей покупателю грамотно использовать изделие;
• предпродажная подготовка изделия с целью избежать отказа в его работе во время демонстрации потенциальному покупателю;
• доставка изделия на место его эксплуатации с минимальной вероятностью повреждения в пути;
• приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации и демонстрация его покупателю в действии;
• обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя;
• оперативная поставка запасных частей, тесный контакт с их изготовителем;
• сбор и систематизация информации об эксплуатации изделия потребителями (замечания, предложения, жалобы);
• участие в совершенствовании и модернизации потребляемых изделий по результатам анализа собранной информации;
• сбор и систематизация информации о сервисной деятельности конкурентов;
• помощь службе маркетинга предприятия в анализе и оценке рынков, покупателей и товара;
• формирование постоянной клиентуры рынка по принципу: «вы покупаете наш товар и используете его, мы делаем все остальное».
По содержанию деятельности по сервисному обслуживанию все большее распространение получают интеллектуальные услуги (а не чисто технические), что обусловило деление сервиса на четыре вида:
1) жесткий сервис, включающий все услуги, связанные с поддержанием работоспособности, безотказности и заданных параметров функционирования товара;
2) мягкий сервис, включающий весь комплекс интеллектуальных услуг, связанных с индивидуализацией, т.е. с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных условиях его функционирования у данного потребителя (или с расширением сферы полезности товара для него);
3) прямой сервис — комплекс услуг, непосредственно связанных с эксплуатацией купленного товара;
4) косвенный сервис — комплекс услуг, не имеющих непосредственного отношения к купленному товару, но способствующих установлению доверия покупателя к данной фирме (что также приносит успех фирме).
Конкретные виды и формы сервиса должны определяться особенностями производимой продукции и особенностями ее эксплуатации. Для оценки эффективности сервиса с точки зрения потребителей продукции и услуг промышленного предприятия специалисты предлагают использовать показатель уровня сервиса.
При оценке уровня сервиса, сопутствующего основной продукции (услуги), рекомендуется учитывать две его составляющие:
1) функциональное качество сервиса как процесса передачи услуги или комплекса услуг при взаимодействии с потребителем;
2) технологическое качество сервиса как результат того, что получает и с чем остается потребитель.
Исходя из этого уровень сервиса предприятия (организации) — это интегральный показатель, характеризующий качество всего комплекса услуг, сопровождающих продукцию на всех жизненных фазах: от фазы ее разработки до фазы ликвидации как процесса и как результата, и определяющий возможность этих услуг удовлетворять требованиям потребителя при сохранении или увеличении доходов производителя и укреплении его конкурентных позиций на рынке.
Количественная оценка данного интегрального показателя предполагает учет и оценку следующих параметров сервиса:
- объединения разнородных параметров в один интегральный показатель;
- обеспечения объективной и всесторонней оценки уровня сервиса конкурентов;
- действия фактора времени;
- сбора и анализа большого количества исходной информации прогнозного характера;
- учета возможности свободного «встраивания» показателя уровня сервиса в системы оценки более емких экономических категорий: конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия (организации).
На рис. 7.2 представлена оценка уровня сервиса продукции (услуги) по четырем группам параметров: доступности, ассортименту услуг, стабильности и четкости, стоимости обслуживания в разрезе трех видов сервиса: информационного, финансового и технического.
Параметры доступности услуг предполагают использование метода селекции обслуживаемой продукции (рис. 7.3).
Метод селекции — это степень охвата продукции данной отрасли сервисом предприятия (организации). Чем выше степень охвата и ниже уровень специализации сервисных работ, тем менее избирателен сервис.
Охват сервисом | Методы селекции | |||
Собственная продукция | Эксклюзивный сервис | Избирательный сервис | Селективный сервис Селе́кция (лат. selectio - выбирать) | Массовый сервис |
Зарубежные аналоги | ||||
Отечественные аналоги | ||||
Другие виды продукции отрасли |
Высокий_________________Низкий
Уровень специализации сервисных работ
Рис. 7.3. Методы селекции обслуживаемой продукции
Параметры ассортимента услуг являются мерой сбалансированности спроса на сервис со стороны потребителя и предложения сервиса со стороны производителя. При этом широта ассортимента есть количество наименований сервисных услуг или их наборов и его анализ основан на классификации услуг по тому или иному признаку (доля материальной составляющей сервисной услуги, характер «потока», связанного с предоставляемой услугой: материальный, финансовый, информационный и т.д.). Полнота ассортимента услуг количественно измеряется числом сервисных услуг в каждом наборе и характеризует потенциальную возможность удовлетворения альтернативного спроса, допускающего взаимозаменяемость услуг в наборе.
Сервисные услуги неоднородны и, как правило, продаются «неразбиваемыми наборами», хотя иногда могут быть и разбиты.
Структура ассортимента услуг представляет собой соотношение видов сервиса в стоимости набора услуг. Все перечисленные параметры ассортимента услуг позволяют судить о соответствии предложения сервиса стандарту обслуживания. При этом устойчивость ассортимента услуг отражает степень колебаний параметров широты и полноты и позволяет определить их характер. Обновляемость ассортимента услуг характеризует скорость «омоложения» наборов в результате пополнения новыми услугами и исключения устаревших. Можно считать, что оценка данного параметра должна определяться длительностью цикла жизни сервисной услуги на рынке ее потребителей.
Параметр стабильности и четкости обслуживания в значительной мере связан:
- с высокой стабильностью и оперативностью информационных потоков между производителями и потребителями услуги;
- финансовым сервисным сопровождением услуги;
- периодичностью (частотой) этих видов услуг.
Экономические параметры, как показано на рис. 7.2, предполагают дисконтирование стоимости набора сервисных услуг, т.е. распределение во времени затрат потребителя на сервис, а также долю их в полной стоимости услуги (основной и сервисной); величину прироста цены продажи и величину прироста оборачиваемости денежных средств.
Существуют правила эффективного сервиса. Специалисты выделяют восемь таких правил:
1) стратегия. Для каждого сегмента рынка услуг существует свой уровень сервиса, который покупатель считает для себя отличным (или приемлемым);
2) связь с покупателями с целью выявления покупательских предпочтений;
3) ясность требований (необходимы стандарты обслуживания, обязательные для выполнения всеми работниками сервисной организации);
4) четкая система снабжения, обеспечивающая постоянное наличие необходимых товаров;
5) обучение персонала сервисной деятельности;
6) выдвижение в качестве ведущей цели отсутствие дефектов в обслуживании;
7) руководство правилом «зеркало — наш клиент»;
8) творчество, так как полное удовлетворение потребитель испытывает только в результате хорошего сервиса.
Обеспечение эффективности сервиса предполагает контроль эффективности, который в свою очередь предусматривает:
- информацию по качеству, производительности, рентабельности средств, вложенных в сервисное обслуживание;
- выделение различных уровней сервиса и соответствующих этим уровням задач;
- интеграцию деятельности работников сервисной организации (службы).
Специфика сервиса в области специально-бытовых услуг определяется спецификой самих услуг Одной из важнейших особенностей данных услуг является их изменчивость, тесная зависимость от того, кто их оказывает и при каких условиях. В связи с этим работники сервисных служб в обязательном порядке должны быть ориентированными на клиента (потребителя, покупателя), постоянно изучать все возможные «точки соприкосновения» с ним (рис. 7.4).
На рис. 7.4 отражена предопределенность точек соприкосновения работников обслуживания с клиентом внутренней организацией служб сервиса (оформление, характер контактов) и мероприятиями, невидимыми для клиента, но отражающимися на видимом (воспринимаемом) обслуживании. Успех контакта определяется качеством не только основной услуги (успех X), но и других услуг (они как бы закрепляют этот успех). Причем данный успех зависит и от реакции на качество услуги других потребителей. В результате в социально-бытовой сфере решение о покупке услуг носит коллективный характер. Схематично участники данного коллективного решения представлены на рис. 7.5.
Функциональные роли участников коллективного решения следующие:
• инициатор — тот, кому первому пришла идея сделать покупку услуги;
• влияющий — тот, кто обладает достаточном авторитетом;
• принимающий решение - тот, чье слово оказалось решающим;
• покупатель — тот, кто оплачивает покупку;
• пользователь — тот, кто употребляет ее по назначению.
Успех организации, достигаемый в обслуживании клиента, способствует его удержанию при этой организации, что в значительной мере обеспечивает и эффективность ее деятельности (в том числе экономической). Известно, что затраты на удержание постоянного клиента составляют лишь 20% того, что пришлось бы затратить на привлечение нового.