Конструктивные аргументированные возражения — «правило трех Т»
Во время любых презентаций, докладов, выступлений на совещаниях перед вами стоит один принципиальный вопрос — выбрать ли:
• легкую словесную перестрелку, которая способствует укреплению связей между участниками, но может помешать продуктивному деловому общению,
или
• конструктивный подход, позволяющий умело вернуть обсуждение в деловое русло и добиться результата.
Мой подход — конструктивный, и он заключается в том, чтобы систематически пресекать так называемые «инициирующие цепочки» — последовательности реплик с нарастающим взаимным раздражением, — применяя так называемое «правило трех Т».
Предположим, начальное положение таково: ваше выступление (доклад) ориентировано на определенный результат и соответственно построено, но партнеры по диалогу увлекаются второстепенными вопросами, и цель всей дискуссии начинает ускользать от ее участников.
Либо начинаются личные выпады, аза ними — полемические атаки с целью надавить на вас лично или поставить под сомнение вашу компетентность.
Ваша цель — заставить участников разговора вернуться к существу дела и восстановить нормальный ход обсуждения.
Правило трех Т
Действуйте по схеме ТоисН —- Тигп
(коснись — поверни — говори).
Тоuch: оцените возражение, затем сопоставьте его с заявленной целью дискуссии.
Тurn: вернитесь к первоначальной теме.
Таlk: углубите эту тему, так чтобы она вновь стала главным предметом обсуждения.
Пример — при переходе на личности
Тоuch Пожалуйста, воздержитесь от полемики. Давайте в общих интересах держаться существа дела и главной темы сегодняшнего совещания.
Тurn Наша тема — качество продукта
ХУZ на вашем предприятии.
Таlk Я уже указывал на негативные эф-
фекты, касающиеся поставок для наших клиентов. Таким образом, необходимо в приемлемые сроки обеспечить безукоризненное качество. Один из подходов к реше-:•;. нию данной проблемы заключается в том...
Пример — при уклонении от главной темы
Тоuch Пожалуйста, по ходу нашего делового совещания воздержитесь
от обсуждения посторонних вопросов. В общих интересах оставаться в рамках дискуссии, ориентированной на результат, и держаться существа дела.
Тurn Наша тема — качество продукта ХУZ на вашем предприятии. |
Та1к Я уже указывал на негативные эффекты, касающиеся поставок для наших клиентов. Таким образом, необходимо в приемлемые сроки обеспечить безукоризненное качество. Один из подходов к решению данной проблемы заключается в том...
Совет. Проводя презентацию, участвуя в совещании или дискуссии за круглым столом, соотносите применение метода Тоuch — Тurn — Та1к с переключением зрительного контакта.
Пример применения
Тоuch (Зрительный контакт с адресатом). Пожалуйста, воздержитесь от полемики. Давайте в общих интересах держаться существа дела и главной темы сегодняшнего совещания.
Тurn (Взгляд переводится на другого участника). Наша общая тема — качество продукта ХУ2 на нашем предприятии.
Та1к
(Вы обмениваетесь взглядом с этим участником). Я уже указывал на негативные эффекты, касающиеся поставок для наших клиентов. Таким образом, необходимо в приемлемые сроки обеспечить безукоризненное качество. Один из подходов к решению данной проблемы заключается в том...
Таким путем вы связываете второго адресата в рамках данного диалога, поскольку зрительный контакт одновременно означает: «Ну, дорогой, у тебя есть какие-то возражения?!» Кроме того, одновременное применение «правила трех Т» в вербальном и невербальном варианте блокирует повторное уклонение от темы.
Любой ответ — признание правомерности вопроса!
Преимущества «правила трех Т» очевидны:
· Вы не допускаете изменения темы и строго держитесь в главном русле диалога.
· Вы хотя и принимаете вопросы и реплики с мест, но вводите их в рамки диалога, его темы и контекста.
· Вы эффективно исключаете из числа обсуждаемых вопросов все, что не имеет прямого отношения к теме.
· В частности, не даете затрагивать личные качества участников и фокусируете все внимание на существе дела.
· Вы активно отстаиваете свою твердую, последовательную позицию и строго держитесь темы.
· Вы неизменно останавливаете всяческие словесные перепалки и бессмысленные споры о том, кто компетентнее. Вы все время держите в руках ход обсуждения.
· Вы пресекаете любые маневры, направленные на срыв совещания, с помощью ясных и обязательных для всех границ.
· Вы эффективно и последовательно не позволяете дискуссии пойти вразнос.
· Вы принимаете вопросы, но это помогает направлять дискуссию нужным вам образом, добиваться результата, а ваши ответы представляют собой точные и емкие сообщения.
· В конечном счете ответы даются на все вопросы, однако вы сосредоточены на развитии диалога, так что вопросы получают соответствующую оценку.
·
Подумайте, пожалуйста, о следующем:
Любой ответ — признание правомерности вопроса!
Основные принципы риторики.
· Стройте утвердительные конструкции.
Неправильно; «Мы собрались здесь не для того, чтобы нападать друг на друга!»
Правильно: «Мы собрались здесь, чтобы обсудить качество, выскажите, пожалуйста, ваши предложения по изменениям!»
· Акцентируйте сказанное посредством четких суждений.
Неправильно: «Таким путем мы могли бы лучше и быстрее достигнуть цели совещания».
Правильно: «Таким путем мы добиваемся цели нашего совещания!»
· При необходимости употребить отрицательную конструкцию (лучше делать это как можно реже, поскольку повторение способствует установке ложного якоря) ставьте ее перед позитивным утверждением.
Неправильно: «Речь идет о продукте, а не о сфере вашего влияния и ответственности».
Правильно: «Речь идет не о сфере вашего влияния и ответственности, а о продукте».
· формулируйте мысль сжато и точно.
Неправильно: «Итак, теперь положение таково, что после того, как мы предприняли несколько неудачных попыток подойти к теме, определенное приближение к ней, естественно, при некоторых...» Правильно: «...к теме обсуждения. Будем считать, что мы договорились о следующем...»
· Избегайте любых условных и ограничительных конструкций, выражений, свидетельствующих о вашей интеллектуальной или коммуникативной несостоятельности.
Неправильно: «Может быть, сейчас некоторым образом пора, буквально один раз, а я это всегда одобрял, хотя, конечно, есть и возражение...»Правильно: «Пожалуйста, давайте вернемся к предложениям по решению проблемы. Предыдущее предложение было...»
· Ведя обсуждение, используйте не вопросы, а повелительное наклонение. Неправильно: «Нельзя ли вернуться к нашей теме •— качеству?»
Правильно: «Герр Мюллер, обоснуйте для нас, пожалуйста, ваше конструктивное предложение по решению проблемы!»
· Избегайте негативных повторов—они усиливают ложное сообщение и создают почву для нареканий.
Неправильно: «Плачевная картина? Нет, отнюдь не плачевная». Правильно: «Нет, в глазах клиентов и широкой общественности мы выглядим вели-: колепно!»
Несколько избранных типичных и возможных Touch-шаблонов:
· Да/нет.
· Это посторонняя тема.
· Именно так.
· Этот вопрос рассматривается в другом контексте.
· Об этом пойдет речь позднее.
· Это только ваше мнение.
· Вы валите все в одну кучу.
· Наших клиентов интересует другое.
· Это другой аспект.
· Верно/неверно.
· Это чисто умозрительное рассуждение.
· Так это выглядит при поверхностном и ограниченном взгляде.
· Здесь вы допускаете просчет.
· Вы исходите из ошибочных данных.
· Это ложное впечатление.
При негативных высказываниях в адрес
· вас лично,
· вашего предприятия,
· его репутации,
· вашей компетентности,
· вашего образования или
· вашей опытности,
встречные вопросы запрещаются. В норме противник ответит вам словесным залпом из всех бортовых орудий.
Пример неудачной защиты с помощью : встречного вопроса {':•'* Нападение: «У вас плохая репутация!»
Фатальный встречный вопрос; «Почему вы
так считаете?»
Возможный ответ: «Во-первых, все сотрудники за глаза плохо о вас говорят, во-вторых, никто в действительности не верит, что вы доведете до успешного завершения этот исключительно важный проект, а в-|третьих, вы уже отвечали за один важный проект и завалили его — хотя вы это, конечно, отрицаете!»
Если вас все-таки интересует развитие темы, рекомендую использовать встречный вопрос оценочного характера: «Как же у вас сложилось настолько ошибочное впечатление?»
Тогда последующие слова будут восприниматься другими присутствующими через призму данной вами предварительной оценки.
В ответах, построенных по «правилу трех Т», Тouch и Тurn часто представляют собой противоположности.
Важно, что ответ на точный выпад собеседника должен быть столь же точным. Этот контраст кристаллизуется в виде противоположных понятий:
Ниже я приведу пару примеров удачного применения правил риторики, где ответы естественным и очевидным образом подчеркивают позитивный смысл четких формулировок.
Примеры
• «Вы когда-нибудь слышали о законах риторики?»
Неправильно: «Да!»