Истоки и этапы развития ит

На ранних этапах развития общества профессиональные навыки передавались в основном личным примером по принципу "делай как я". В качестве форм передачи информации использовались ритуальные танцы, обрядовые песни, устные предания и т.д.

Первый этап развития информационной технологии связан с открытием способов длительного хранения информации на материальном носителе. Это пещерная живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) - выполнена 25 - 30 тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) - выполнена 20 – 25 тыс. лет назад. Период между появлением инструментов для обработки материальных объектов и регистрации информационных образов составляет около миллиона лет.

истоки и этапы развития ит - student2.ru

Другими словами, период работы людей с информационными образами составляет всего 1% времени существования цивилизации. Становится понятным почему при решении абстрактных информационных задач эффективность человека резко возрастает в случае представления информации в виде изображений материальных объектов (графические интерфейсы).В этом случае включаются в работу те области человеческой интуиции, которые развивались в первые 99% времени.

истоки и этапы развития ит - student2.ru Второй этап развития информационной технологии начал свой отсчет около 6 тыс. лет назад и связан с появлением письменности. Эра письменности характеризуется появлением технологии регистрации на материальном носителе символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний. В качестве носителей информации выступали и до сих пор выступают: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага. Сейчас этот ряд можно продолжить: магнитные покрытия (лента, диски, цилиндры и т.д.), жидкие кристаллы, оптические носители, полупроводники и т.д.

В этот период накопление знаний происходит достаточно медленно и обусловлено трудностями, связанными с доступом к информации. Знания представленные в виде рукописных изданий хранятся в единичных экземплярах. Причем доступ к ним существенно затруднен, так как они охраняются специальной кастой - жрецами, которые наделялись исключительным правом монопольного доступа к фонду человеческого опыта и являлись посредниками между накопленными знаниями и заинтересованными людьми. Этот барьер был разрушен на следующем этапе.

Начало третьего этапа датируется 1445 годом, когда Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. За три столетия после изобретения печатного станка оказалось возможным накопить ту "критическую массу" социально-доступных знаний, при которой начался лавинообразный процесс развития промышленной революции. Печатный станок сыграл роль информационного ключа, резко повысив пропускную способность социального канала обмена знаниями. С этого момента началось необратимое поступательное движение «технологической цивилизации» [18]. Книгопечатание - это первая информационная революция

истоки и этапы развития ит - student2.ru

Четвертый этап развития информационной технологии начинается в 1946 году с появлением машины для обработки информации.

истоки и этапы развития ит - student2.ru Этой машиной является первая ЭВМ (типа ENIAC), запущенная в эксплуатацию в Пенсильванском университете. К этому времени уже значительная часть населения занята в информационной сфере. Так, например, в США (рис.1.1) доля трудоспособного населения, занятого в информационной сфере, в 1946 году составляла 30% (почта, телеграф, телефон, радиостанции, телевидение, кино, редакции, издательства, полиграфическая промышленность, сотни тысяч журналистов и т.п.), в 1980 году - 45%, а в 2000 году ожидается (по разным источникам) увеличение этой доли до 60-70%.

Пятый этап развития информационной технологии наступил в 1982 году после публикации эталонной модели взаимодействия открытых систем ISO - ЭМ ВОС.

Информационный кризис

Человечество в процессе своего существования прежде сего уделяло внимание созданию орудий труда с целью повышения его эффективности. Только в современном обществе ведущую роль стали играть информационные технологии.

При исследовании производственных процессов фиксируется, что до 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями(передача опыта, согласование технологий, совещания, справки, подписи и т.д.). Поэтому целью создания ИС в организации является замена подобных «транспортных перемещений» движением информации по каналам связи.

Информационный кризис - это сложный социально-экономический процесс и поэтому подобрать количественные характеристики для его описания достаточно сложно.

Известны несколько подходов поиска такого описания, остановимся на трех.

Первый подход предложил Джемс Мартин, известный эксперт фирмы IBM и автор книг по вычислительной техники. Суть его сводится к определению интервала времени в течение, которого общая сумма человеческих знаний удваивается. Например, к 1800г. она удваивалась через каждые 50 лет, к 1950г. - удваивалась через каждые 10 лет, к 1970г. - через каждые 5 лет

истоки и этапы развития ит - student2.ru

Второй подход предложил известный советский астрофизик И. Шкловский. Он показал, что Земля излучает в космос в метровом диапазоне мощность в миллион раз большую, чем 20-30 лет назад. Это излучение обусловлено работой передатчиков радио- и телевизионных станций. Таким образом, развитие цивилизации на Земле привело за последние десятилетия к увеличению на шесть(!) порядков такого важного глобального свойства нашей планеты, как мощность ее радиоизлучения. Благодаря деятельности разумных существ, Земля по мощности своего радиоизлучения на метровом диапазоне стала на первом месте среди планет, обогнав планеты-гиганты Юпитер и Сатурн и уступая (пока!) только Солнцу! И это при условии, что уровень производства энергии на Земле составляет 10^20 эрг/с (мощность падающего на Землю потока солнечного излучения -10^24 эрг/с) или 0,01% от солнечного фона.

Третий подход предложен отцом кибернетики Р. Винером. Он предложил провести границу во времени по равенству расходов стран на энергетику (технику сильных токов) и технику связи (слабых токов). Таким образом, можно указать, по крайней мере, три различных признака перехода на качественно новый этап технологического развития - век информации:

Первый - планетарный признак: человеческая цивилизация становится наблюдаемой в космическом пространстве (уровень радиоизлучения Земли по яркости приближается к солнечному);

Второй - глобальный: быстрое увеличение темпов удвоения информации;

Третий - государственный: расходы на информатику и технику связи превышают расходы на энергетику.

Наши рекомендации