Цель и сфера действия Инкотермс
Цепь Инкотермс заключается в том, чтобы предоставить свод международных правил толкования наиболее распространенных внешнеторговых терминов. С их помощью можно избежать разных толкований указанных терминов в отдельных странах или по крайней мере значительно уменьшить их количество.
Подчас стороны договора не знают о существовании иной торговой практики в других государствах, что может порождать непонимание, споры и судебные процессы, ведущие к затратам времени и денег. Для решения данной проблемы МТП опубликовала в 1936 г. свод международных правил толкования внешнеторговых терминов, известный как "Инкотермс 1936" (Incoterms 1936). Поправки и дополнения вносились в 1953, 1967 1976, 1980, 1990 и 2000 гг.
Сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, относящимися к правам и обязательствам сторон договора купли-продажи в части поставки проданных товаров (за исключением "неосязаемых" товаров, например, таких как программное обеспечение компьютеров). Следует отметить, что смысл Инкотермс часто понимают неправильно. Во-первых, их ошибочно относят скорее к договору перевозки, а не купли-продажи, а, во-вторых, иногда безосновательно считают, что они предусматривают все обязательства, которые стороны могут включить в договор купли-продажи. Однако Инкотермс имеют депо только с отношениями между продавцом и покупателем по договору купли-продажи и, более того, лишь в некоторых очень четких вопросах.
Хотя для экспортеров и импортеров важно иметь в виду практическую зависимость между договорами, необходимыми для выполнения международной сделки купли-продажи, где требуется не только договор купли-продажи, но и договора перевозки, страхования и финансирования, подчеркнем, что Инкотермс касаются только одного из них, т.е. договора купли-продажи. Тем не менее, согласие сторон включить конкретный термин имеет последствия и для других договоров. Например, продавец, согласный с условием CFR (КАФ) или СIF (СИФ), не может выполнить соответствующий договор, используя другие виды транспорта, кроме морского, поскольку по этим условиям он должен представить покупателю коносамент или другой морской документ, что невозможно при перевозке иными видами транспорта. Более того, документ, требуемый по документарному аккредитиву, зависит от используемых транспортных средств.
Таблица 9.1.
Группы Инкотермс
Группы | Сокращенное и полное написание | Вид транспорта | Вид договора |
Е | EXWEx Works (... named plase) Франко-завод (... согласованное место) | Любой | Отправление |
F | FCA Free Catnage Франко-перевозчик (... cогласованное место) | Любой | Основная перевозка не оплачена |
Продолжение таблицы 9.1.
С | СРТ Carriage Paid To (... named plase of destination) Провозная плата оплачена (...согласованное место назначения) | Любой | Основная перевозка оплачена |
CIPCarriage and Insurance Paid To Провозная плата и страхование оплачены (... согласованное место назначения) | Любой | ||
DAF Delivered at Frontier (...named plase) Поставка до границы (.. .согласованное место) | Любой | Прибытие | |
D | DDU Delivered Duty Paid (... named plase of destination) Поставка с оплатой пошлины (... согласованное место назначения) | Любой | Прибытие |
DDPDelivered Duty Paid (... named plase of destination) Поставка с оплатой пошлины (... согласованное место назначения) | Любой | Прибытие | |
F | FASFree Alongside Ship (.. named port of shipment) Свободно вдоль борта судна (... согласованный порт отгрузки) | Только морской и внутренний водный | Основная перевозка не оплачена |
FOBFree On Board (... named port of shipment) Франко-борт (... согласованный порт отгрузки) | Только морской и внутренний водный | Основная перевозка не оплачена | |
CFRCost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... согласованный порт назначения) | Только морской и внутренний йодный | Основная перевозка оплачена | |
С | CIFCost, Insurance and Freight (... named port of destination) Cтоимость, страхование и фрахт (... согласованный порт назначения) | Только морской и внутренний водный | Основная перевозка оплачена |
DESDelivered Ex Ship (... named port of destination) Поставка с судна (... согласованный порт назначения) | Только морской и внутренний водный | Прибытие | |
D | DEQDelivered Ex Quay (... named port of destination) Поставка с причала (... согласованный порт назначения) | Только морской и внутренний водный | Прибытие |
Далее, Инкотермс имеют дело с рядом определенных обязательств, налагаемых на стороны (таких как обязательство продавца предоставить товар в распоряжение покупателя или передать его для перевозки или доставить по назначению), и с распределением между сторонами в этих случаях риска. Они оговаривают также обязательства по таможенной очистке экспортных и импортных товаров, упаковке, обязательство покупателя принять поставку, и также обязательство представить доказательство о том, что соответствующие обязательства выполнены. Несмотря на то, что Инкотермс крайне важны для осуществления договора купли-продажи, многие проблемы, возникающие в договоре, игнорируются, например передача права собственности и Других имущественных прав, нарушение договора и вытекающие из этого последствия, освобождение от ответственности в некоторых ситуациях. Следует подчеркнуть, что Инкотермс не предназначены для замены тех условий договора, которые нужны для его завершения, путем инкорпорирования стандартных или индивидуально согласованных условий. Инкотермс не занимаются в общем последствиями нарушения договора и освобождением от ответственности вследствие различных нарушений. Эти вопросы должны быть решены специальными оговорками в договоре купли-продажи и применяемым законодательством.
Инкотермс используют главным образом в тех случаях, когда товары продают с поставкой через национальные границы. Отсюда и появилось их определение как международных внешнеторговых терминов. Однако на практике на них ссылаются в договорах купли-продажи даже при операциях на внутренних рынках. При этом пункты А2 и Б2, а также какое-либо другое условие иных статей, относящихся к экспорту и импорту, становятся излишними. Причины пересмотра Инкотермс
Основная причина пересмотра Инкотермс заключается в необходимости учета современной торговой практики. Так, в 1980г. был введен терминFree CarrierилиFCA (Франко-перевозчик) из-за многочисленных случаев, когда в морской торговле точкой приема груза вместо традиционной точкиFOB (перемещение через поручни судна) стала точка на берегу (до погрузки на борт судна), где груз укладывают в контейнер для последующей перевозки морем или комбинацией разных видов транспорта (смешанные перевозки грузов).
Пересмотр 1990 г. привел к тому, что пункты, относящиеся к обязанности продавца представлять доказательство о поставке, допустили замен/ бумажной документации электронными сообщениями, если стороны на это согласны. Постоянно прилагаются усилия по совершенствованию текста и способа подачи Инкотермс с целью облегчения их практического применения.
Во время последнего пересмотра, который занял почти два года, МТП сделала все возможное, чтобы узнать мнение о пересмотрах Инкотермс от широкого круга торговых компаний. В результате оказалось, что наибольшего внимания со стороны пользователей заслуживает вариант 2000 г. Наиболее существенные изменения в нем относятся к: 1) таможенной очистке и оплате пошлин по условиямFAS (ФСА) иDEQ. 2) обязательствам, касающимся погрузки и выгрузки по условиямFСА.