Информатизация как закономерный процесс социально-экономического развития информационного общества
Современный период развития социально-экономических, политических, военных и иных сфер деятельности личности, общества и государства в России сопровождается сложными процессами, которые характеризуются повышением роли информации и новых информационных технологий, формированием единого информационного пространства страны и мирового сообщества, трансформацией старых и появлением новых информационных отношений, обусловливающих переход человечества от индустриального к информационному обществу. Решение этих вопросов неразрывно связано с созданием, обеспечением и функционированием информационных систем различных классов, обеспечивающих формирование и использование информации, информационных ресурсов. Последние являются стратегической основой развития экономики государства, а также решения существующих проблем развития общества и цивилизации в целом.
Важное место в этом процессе принадлежит информационному направлению, основным объектом которого является информация и ее свойства. В условиях развивающегося информационного общества информация, информационные процессы и информационные системы определяют степень развития материально-энергетического потенциала всей цивилизации и отдельных государств, их экономическое процветание и развитие. Основным предназначением организации и обеспечения соответствующих информационных систем и процессов, основной их целью является удовлетворение информационных потребностей и предоставление информационных услуг гражданам и должностным лицам государственного управления.
Из сказанного следует, что информатизация общества является закономерным процессом его развития, который отражает безусловный приоритет информации в обществе и прежде всего одной из ее форм – научных знаний. Важным направлением деятельности при этом является широкое использование современных методов, способов и средств обработки информации, а также интегрирование новых информационных технологий во все виды и сферы деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает не только объективные предпосылки повышения эффективности практической деятельности, но и порождает ряд проблем теоретической информатики, связанных с научным обоснованием методологии обработки информации, развитием информационных систем, обеспечением эффективности информационных процессов.
Информатизация общества наиболее ярко характеризуется периодами преобразований общественных отношений, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации:
- изобретением письменности, приведшей к качественному и количественному скачку в передаче знаний от поколения к поколению;
- изобретением в середине XVI в. книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности;
- изобретением в конце XIX в. электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме;
- изобретением в 70-х гг. XX в. микропроцессорной технологии, на основе которой создаются компьютеры, в том числе персональные, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
Это обусловило переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, а также миниатюризацию всех узлов, устройств, приборов, машин, создание программно-управляемых устройств и процессов.
Наряду с развитием элементной и технической базы, созданием программного обеспечения интенсивно велись научные разработки вопросов интеллектуализации информационных технологий: от технологий решения простых задач математического расчета, справочного характера и информационного поиска до технологий аналитической поддержки принятия решений, поиска, синтеза и генерации новых знаний. В дальнейшем ставятся задачи создания понимающих информационных технологий.
Таким образом, рассмотренные проблемы и особенности формирования информационного общества, внедрение современных информационных средств и технологий обработки информации в различные сферы деятельности отражают начало нового эволюционного этапа развития общества – его информатизации.
Информатизация – это процесс социальный, а не сугубо технический, и представляющий собой систематическую реорганизацию и совершенствование, повышение эффективности социально значимой деятельности на основе применения современной вычислительной техники, информационных систем и интеллектуальных технологий.
Следует различать понятия «информатизация общества» и «компьютеризация общества».
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы – компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности.
При информатизации общества основное внимание уделяется:
- созданию информационной среды общества, государства и личности, в условиях которой возможно обеспечение устойчивого прогрессивного развития;
- качественному преобразованию всей информационной деятельности общества в целях обеспечения на ее основе оптимизации результатов любой другой социально значимой деятельности;
- комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности;
- сущности и целям социально-технического прогресса;
- обеспечению устойчивого прогрессивного развития общества.
Выделение общесоциального и всеобъемлющего характера информатизации имеет принципиальное значение и отражено в следующем определении.
Информатизация общества – это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, где информация становится стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию, а техническим средством такого ресурса в большей степени выступают ЭВМ и средства связи.
Информатизация является всеобщим и неизбежным периодом развития человеческой цивилизации, освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации. Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение обществом информацией для удовлетворения своих потребностей.
Последний период развития информатизации характеризуется формированием новой отрасли – информационной индустрии, связанной с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний, а также с производством самих знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий и систем, особенно телекоммуникации.
Экономический смысл процесса информатизации состоит в переходе к такому состоянию общества, при котором в производстве преобладают не материальные факторы, а информационные продукты и услуги, повышающие эффективность решения задач материального производства и усложняющихся экологических проблем. Такой этап развития общества, обусловленный бурным развитием компьютерной техники и информационных технологий, послужил толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний, а эффективность организации происходящих в нем процессов обеспечивается применением все более разнообразной и качественной информации и все более интеллектуальных и автоматизированных информационных технологий.
Информационная сфера
Основной целью информатизации является создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и прав на информацию. Для этого необходимо развитие различных способов организации и использования информации, информационных ресурсов, потоков, сетей и систем, т.е. создание информационной среды.
Информационная сфера (среда) – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
С учетом содержания информатизации и информационной сферы можно считать, что их основой является формирование и использование информационных ресурсов, а также создание информационных систем, реализующих многообразие информационных технологий, обеспечивающих различные информационные услуги по использованию информационного ресурса. В результате формируется рынок информационных товаров и услуг.
Деятельность (методы деятельности) субъектов и результаты этой деятельности являются основными элементами информационной сферы. При этом следует учитывать обоюдный процесс влияния как информационной среды на общество, личность и государство, так обратное их влияние на формирование своей информационной среды.
Информационный ресурс
Информация по своему содержанию – не материальный, а идеальный феномен. Сегодня информация уже мыслится как важнейшая субстанция, или среда, которая питает исследователей, разработчиков, управляющие органы и которая ими же создается и непрерывно обновляется. Являясь фактором (ресурсом) интенсивного социально-экономического развития, она обладает рядом свойств: соответствием решаемым задачам, достоверностью, своевременностью, новизной, полнотой, возобновляемостью, воспроизводимостью, фундаментальностью, актуальностью, значимостью, возможностью многократного использования, ценностью, устойчивостью к старению, влиянием на организацию использования других видов ресурса, наличием механизма самовоспроизводства, нерасходуемостью, уникальностью и т.д. Однако эти особенности информации реализуются лишь с помощью материальных информационных средств, техники и технологий – всей индустрии информатики, поскольку информация имеет специфическое, присущее только ей свойство невозможности существования без информационного носителя.
Таким образом, информационный ресурс должен рассматриваться с учетом его двойственного характера – материальности и идеальности.
Вообще под ресурсом понимаются запасы, источники чего-нибудь.
В индустриальном обществе известно несколько основных видов ресурсов, ставших классическими экономическими категориями:
- материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;
- природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
- трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
- финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
- энергетические ресурсы – носители энергии, такие как уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.
Для информационного общества значимым является информационный ресурс, который не рассматривался ранее как экономическая категория.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, банки данных, другие информационные системы).
Дополнением содержания информационного ресурса является определение документированной информации (документа).
Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Здесь документ представляет материальный объект с зафиксированными на нем сведениями в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Такие сведения могут называться данными.
Документыи их массивы фиксируют на материальном носителе информацию и знания, созданные для общественного использования и распространения. Такие информационные ресурсы общества, как знания, отчуждены от их создателей и материализованы в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки и т.д.
Известно, что термин «информационный ресурс» за рубежом впервые был введен в 1963 г., а в отечественной практике используется с конца 1960-х гг., хотя в то время это не дало ничего нового ни для развития теории, ни для практики. Одна из причин такого положения состояла в недостаточной разработанности методологии и механизмов измерения этого вида ресурса. Следует отметить, что проблема количественной оценки информационных ресурсов до сих пор не получила адекватного решения, хотя подобные попытки предпринимались неоднократно. В настоящее время существуют два подхода в трактовке рассматриваемого понятия.
1. Информационные ресурсысоставляют только информационные фонды документов (архивы, библиотеки, базы данных, депозитарии). При этом активными информационными ресурсами называют ту часть национальных информационных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки. Вместе с тем все большее распространение в последние годы получает расширенный подход к определению данного понятия.
2. Информационные ресурсы (согласно расширенному подходу) включают не только информационные фонды документов, но и иные компоненты, например, технические средства (ЭВМ, средства связи, терминалы, средства передачи и обработки данных и т.д.); источники информации (документы, сообщения); людей (пользователи, обслуживающий персонал); данные, зафиксированные на любых носителях, и навыки работы с ними; средства обработки информации, в том числе интеллектуальные возможности человека; программное обеспечение; информационные технологии и др.
Таким образом, информационный ресурс следует рассматривать как комплексную динамическую систему, включающую в себя целый ряд взаимоувязанных компонентов: информационную базу, материально-техническую базу, кадровую составляющую, средства коммуникации, средства обработки информации, финансовые средства.
Ресурсы могут быть классифицированы по ряду признаков:
- по тематике хранящейся информации (правовая, общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая, медицинская и др.);
- форме собственности (государственная, федеральная, субъекта Федерации, муниципальная, общественных организаций, акционерная, частная);
- доступности информации (открытая, закрытая (конфиденциальная);
- принадлежности к виду информационной системы (библиотечная, архивная, научно-техническая и т.п.);
- источнику информации (официальная, неофициальная, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т.п.);
- назначению и характеру использования информации (массовая, региональная, ведомственная и т.п.);
- форме представления информации (текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная);
- виду носителя информации (бумажный, электронный).