Глава 1. Методика и техника сбора устной истории
Методическое пособие по организации сбора устных источников в музеях образовательных учреждений
Научно-методическое пособие
Белоглазова Г.Н.
Барнаул 2012
ББК
УД
Б
Утверждено на заседании кафедры музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия 07.05.2012г., протокол № 9.
Рекомендовано к изданию ….
Рецензенты:
Д.и.н., профессор АлтГПА Щеглова Т.К.
К. и. н., доцент кафедры музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия АГАКИ Витовтова Г.И.
К. культурологии, доцент кафедры музеологии и охраны культурного и природного наследия АГАКИ Полякова Е.А.
Автор-составитель:
Белоглазова Г.Н.
Б- Методическое пособие по организации сбора устных источников в музеях образовательных учреждений // Научно-методическое пособие / Г.Н. Белоглазова; Алтайская государственная академия культуры и искусств, музей истории Академии культуры, кафедра музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия – Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2012. – с.
Научно-методическое пособие является частью методического комплекса по комплектованию и научной обработке устных источников. В пособии предлагаются методические материалы и практические рекомендации по проведению интервьюирования и рекомендации по научному комплектованию фондов устной истории. Пособие предназначено для руководителей музеев образовательных учреждений, студентов и школьников.
@ ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная
академия культуры и искусств», 2012
Музей истории Академии культуры
Кафедра музеологии и охраны объектов
культурного и природного наследия
Г. Н. Белоглазова
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Методика и техника сбора устной истории.
Что такое интервью?
Виды интервью (классификация).
Организация интервью.
Вопросы для интервьюирования.
Интервьюирование.
Оформление записей.
Глава 2. Научная обработка устных источников.
Обработка текста интервью, редактирование.
Систематизация и хранение материалов.
Приложения.
Словарь.
Литература.
Введение.
Музеи образовательных учреждений являются одной из популярных форм организации учебной и вне учебной деятельности, связанной со стремлением сохранить памятники истории, а также использовать полученные материалы в воспитательно-образовательных целях. Зачастую в музеях такого рода хранятся поистине уникальные исторические коллекции, которые включают в себе материалы по истории самых различных направлений и представляют часть историко-культурного наследия региона и, как правило, такой музей становится неким социальным институтом сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия[1].
Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея образовательного учреждения организована иначе. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие на них посредством личного участия в работе музея. В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет, который составляет основу основного и научно-вспомогательного фондов. Музейный предмет является объектом комплектования, научного изучения, описания и используется в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности[2]. Наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейного собрания носит название основной фонд[3]. Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета и подразделяющиеся на вещественные, письменные, изобразительные источники[4].
Специфика работы музеев образовательных учреждений заключается в том, что осуществление музейной деятельности всех направлений ведётся при непосредственном участии детей под руководством педагогов и руководителя музея, ребёнок здесь выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный создатель некоего конечного продукта – экспозиции, выставки. Зачастую перед музеями встает проблема методически правильной организации сбора, обработки и экспонирования собранных материалов. На современном этапе существующие методики ориентированы, как правило, на профессиональных исследователей и практиков, в арсенале которых есть и аппаратура, и финансы, и методическое обеспечение. В свете этого для музеев образовательных учреждений особо актуальным является разработка методического комплекса по комплектованию и научной обработке, который был бы адаптирован для возраста и образовательного уровня интервьюера (школьника).
При комплектовании фондов школьных музеев различными артефактами особое внимание уделяется устным (фоническим)[5] источникам: воспоминаниям, песням, легендам и т.д., сбор которых требует знаний методики и техники ведения интервью. Особо важным при сборе устных источников является владение методикой и техникой интервьюирования.
В данном пособии рассмотрим практические рекомендации, необходимые для формирования навыков профессионального владения методикой интервьюирования во время сбора данных, при непосредственном взаимодействии исследователя и респондента.
Глава 1. Методика и техника сбора устной истории.
В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Как известно, опрашивать или расспрашивать человека можно в ходе непринуждённой беседы, в ходе чётко структурированного интервью, в ходе заполнения ответов на предложенные вопросы в анкете и т.д. Но отличительным методом устной истории является именно интервью, сам исследовательский процесс называется интервьюированием. Многие исследователи считают устную историю не просто методом сбора и сохранения исторической информации, но и методом создания нового источника, в процессе создания которого участвуют респондент и интервьюер[6].
Что такое интервью?
Интервью — один из основных видов сбора данных по опредёлённой тематике, основанных на непосредственном, личном, или опосредованном (телефонное интервью, интервью с применением компьютера) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и респондентом (индивидуальное) в соответствии с поставленной исследователем целью.
В социологическом словаре Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер интервью – важная исследовательская техника, используемая в эмпирической социологии. Интервью может быть формальным, когда используется структурированный бланк интервью, либо неформальным, когда интервьюер может следовать в направлениях, предлагаемых интервьюируемым[7].
В словаре иностранных слов интервью —
1) предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме вопросов и ответов с государственным или каким либо другим деятелем;
2) в социологических исследованиях – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых на вопросы исследователя служат исходным эмпирическим (основанным на опыте) материалом для обобщений[8].
Виды интервью[9] (классификация):