Аналитические системы поддержки принятия решений

Аналитические СППР позволяют решать три основных задачи:

• ведение отчетности;

• анализ информации в реальном времени (OLAP);

• интеллектуальный анализ данных.

Отчетность.Сервис отчетности СППР помогает организации справиться с созданием

всевозможных информационных отчетов, справок, документов, сводных ведомостей и пр., особенно

когда число выпускаемых отчетов велико и формы отчетов часто меняются. Средства СППР,

автоматизируя выпуск отчетов, позволяют перевести их хранение в электронный вид и

распространять по корпоративной сети между служащими компании.

OLAP(On-Line Analitycal Processing) представляет собой инструмент для анализа больших

объемов данных в режиме реального времени. Взаимодействуя с OLAP-системой, пользователь

сможет осуществлять гибкий просмотр информации, получать произвольные срезы данных и

выполнять аналитические операции детализации, свертки, сквозного распределения, сравнения во

времени. Вся работа с OLAP-системой происходит в терминах предметной области.

OLAP-системы являются частью более общего понятия Business Intelligence, которое

включает в себя, помимо традиционного OLAP-сервиса, средства организации совместного

использования документов, возникающих в процессе работы пользователей хранилища. Технология

Business Intelligence обеспечивает электронный обмен отчетными документами, разграничение прав

пользователей, доступ к аналитической информации из Интернета и Интранета.

Интеллектуальный анализ данных, или «добыча данных» (Data Mining).При помощи

средств добычи данных можно проводить глубокие исследования данных. Эти исследования

включают в себя: поиск зависимостей между данными (например, «Верно ли, что рост продаж

продукта А обусловлен ростом продаж продукта В?»); выявление устойчивых бизнес-групп

(например, «Какие группы клиентов, близких по поведенческим и другим характеристикам, можно

выделить? Какие характеристики клиентов при этом оказывают наибольшее влияние на

классификацию?»); прогнозирование поведения бизнес-показателей (например, «Какой объем

перевозок ожидается в следующем месяце?»); оценка влияния решений на бизнес компании

(например, «Как изменится спрос на товар А среди группы потребителей Б, если снизить цену на

товар С?»); поиск аномалий (например, «С какими сегментами клиентской базы связаны наиболее

высокие риски?»).

Типы СППР.В зависимости от функционального наполнения интерфейса системы выделяют

два основных типа СППР – EIS и DSS.

EIS (Execution Information System) – информационные системы руководства предприятия. Эти

системы ориентированы на неподготовленных пользователей, имеют упрощенный интерфейс,

базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации.

EIS-системы рисуют общую наглядную картину текущего состояния бизнес-показателей работы

компании и тенденции их развития с возможностью углубления рассматриваемой информации до

уровня крупных объектов компании. EIS – та реальная отдача, которую видит руководство компании

от внедрения технологий СППР.

DSS (Desicion Support System) – полнофункциональные системы анализа и исследования

данных, рассчитанные на подготовленных пользователей, имеющих знания как в части предметной

области исследования, так и в части компьютерной грамотности. Обычно для реализации DSS (при

наличии данных) достаточно установки и настройки специализированного ПО поставщиков решений

по OLAP-системам и Data Mining.

Такое деление систем на два типа не означает, что построение СППР всегда предполагает

реализацию только одного из этих типов. EIS и DSS могут функционировать параллельно, разделяя

общие данные и/или сервисы, предоставляя свою функциональность как высшему руководству, так и

специалистам аналитических отделов компаний.

Области применения

Телекоммуникации.Телекоммуникационные компании используют СППР для подготовки и

принятия комплекса решений, направленных на сохранение своих клиентов и минимизацию их

оттока в другие компании. СППР позволяют компаниям более результативно проводить свои

маркетинговые программы, вести более привлекательную тарификацию своих услуг.

Анализ записей с характеристиками вызовов позволяет выявлять категории клиентов с

похожими стереотипами поведения, чтобы дифференцировано подходить к привлечению клиентов

той или иной категории.

Есть категории клиентов, которые постоянно меняют провайдеров, реагируя на те или иные

рекламные кампании. СППР позволяют выявить наиболее характерные признаки «стабильных»

клиентов, т.е. клиентов, длительное время остающихся верными одной компании, давая возможность

ориентировать свою маркетинговую политику на удержание именно этой категории клиентов.

Банковское дело.СППР используются для более качественного мониторинга различных

аспектов банковской деятельности, таких как обслуживание кредитных карт, займов, инвестиций и

т.д., что позволяет значительно повысить эффективность работы.

Выявление случаев мошенничества, оценка риска кредитования, прогнозирование изменений

клиентуры – все это области применения СППР и методов добычи данных. Классификация клиентов,

выделение групп клиентов со сходными потребностями позволяют проводить целенаправленную

маркетинговую политику, предоставляя более привлекательные наборы услуг той или иной

категории клиентов.

Страхование.Набор применений СППР в страховом бизнесе можно назвать классическим –

это выявление потенциальных случаев мошенничества, анализ риска, классификация клиентов.

Обнаружение определенных стереотипов в заявлениях о выплате страхового возмещения (в

случае больших сумм) позволяет сократить число случаев мошенничества в будущем.

Анализируя характерные признаки случаев выплат по страховым обязательствам, страховые

компании могут уменьшить свои потери. Полученные данные приведут, например, к пересмотру

системы скидок для клиентов, подпадающих под выявленные признаки.

Классификация клиентов дает возможность выявить наиболее выгодные категории клиентов,

чтобы точнее ориентировать существующий набор услуг и вводить новые услуги.

Розничная торговля.Торговые компании используют технологии СППР для решения таких

задач, как планирование закупок и хранения, анализ совместных покупок, поиск шаблонов поведения

во времени.

Анализ данных о количестве покупок и наличии товара на складе в течение некоторого

периода времени позволяет планировать закупку товаров, например, в ответ на сезонные колебания

спроса на товар.

Часто, покупая какой-либо товар, покупатель приобретает вместе с ним и другой товар.

Выявление групп таких товаров позволяет, например, помещать их на соседних полках, чтобы

повысить вероятность их совместной покупки.

Поиск шаблонов поведения во времени дает ответ на вопрос «Если сегодня покупатель

приобрел один товар, то через какое время он купит другой товар?». Например, приобретая

фотоаппарат, покупатель, вероятно, в ближайшем будущем станет приобретать пленку, пользоваться

услугами по проявке и печати.

Контрольные вопросы

1. Для чего предназначены интеллектуальные информационные технологии?

2. Что является целями интеллектуальных информационных технологий?

3. Какие существуют возможности интеллектуальных информационных технологий?

4. Какова область применения интеллектуальных информационных технологий?

5. Какие этапы развития интеллектуальных информационных технологий вы знаете?

6. Какие существуют перспективы развития интеллектуальных информационных

технологий?

7. Что такое мультиагентные системы?

8. Что такое системы поддержки принятия решений (СППР)?

9. Что представляют собой аналитические системы СППР?

10. Какие задачи решаются в аналитических системах?

11. Что такое OLAP?

12. Что такое интеллектуальный анализ данных?

13. Какие существуют типы СППР?

14. Какова область применения СППР?

Литература:№№ 5, 8, 13, 21, 34, 39, 46, 51, 62, 64, 93, 106.

Наши рекомендации