Системы поддержки принятия решений

Система поддержки принятия решений (СППР, Decision Support System (DSS)) – это многоуровневая многофункциональная автоматизированная система выработки и реализации решений, которая формируется на основе:

- синтеза функциональных и структурных схем отдельных звеньев объекта;

- сквозных моделей и задач по стадиям жизненного цикла изделия и самого объекта;

- объединения разрозненных локальных подсистем в единую систему управления;

- создания взаимосвязанных контуров управления и усиления роли оперативного управления (для изучения логики и диагностики их течения);

- углубления системного и программно-целевого подхода к планированию и автоматического анализа работы объекта;

- развития единых сквозных норм и нормативов;

- создания разветвленной сети АРМ (как интеллектуальных терминалов), обеспечения программных взаимосвязей, согласования информации и диалога.

Основная задача СППР – предоставить аналитикам инструмент для выполнения анализа данных. Необходимо отметить, что для эффективного использования СППР ее пользователь-аналитик должен обладать соответствующей квалификацией. Система не генерирует правильные решения, а только предоставляет аналитику данные в соответствующем виде (отчеты, таблицы, графики и т.п.) для изучения и анализа, именно поэтому такие системы обеспечивают выполнение функции поддержки принятия решений. Очевидно, что, с одной стороны, качество принятых решений зависит от квалификации аналитика. С другой – рост объемов анализируемых данных, высокая скорость обработки и анализа, а также сложность использования машинной формы представления данных стимулируют исследования и разработку интеллектуальных СППР. Для таких СППР характерно наличие функций, реализующих отдельные умственные возможности человека.

По степени «интеллектуальности» обработки данных при анализе выделяют три класса задач анализа:

- информационно-поисковый – СППР осуществляет поиск необходимых данных. Характерной чертой такого анализа является выполнение заранее определенных запросов;

- оперативно-аналитический – СППР производит группирование и обобщение данных в любом виде, необходимом аналитику. В отличие от информационно-поискового анализа в данном случае невозможно заранее предсказать необходимые аналитику запросы;

- интеллектуальный – СППР осуществляет поиск функциональных и логических закономерностей в накопленных данных, построение моделей и правил, которые объясняют найденные закономерности и/или (с определенной вероятностью) прогнозируют развитие некоторых процессов.

Таким образом, обобщенная архитектура СППР может быть представлена следующим образом (рис. 5.6).

Подсистема ввода данных. В таких подсистемах, называемых OLTP (Online transaction processing), реализуется операционная (транзакционная) обработка данных. Для их реализации используют обычные системы управления базами данных (СУБД).

Системы поддержки принятия решений - student2.ru

Рис. 5.6. Обобщенная архитектура СППР

Подсистема хранения. Для реализации данной подсистемы используют современные СУБД и концепцию хранилищ данных.

Подсистема анализа. Данная подсистема может быть построена на основе:

- подсистемы информационно-поискового анализа на базе реляционных СУБД и статических запросов с использованием языка SQL (Structured Query Language);

- подсистемы оперативного анализа. Для реализации таких подсистем применяется технология оперативной аналитической обработки данных OLAP (Online analytical processing), использующая концепцию многомерного представления данных;

- подсистемы интеллектуального анализа. Данная подсистема реализует методы и алгоритмы «добычи данных» (Data Mining).

Контрольные вопросы

1. Методы интеллектуального анализа данных.

2. Возможности интеллектуальных ИТ.

3. Парадигма Data-Mining в анализе данных. Пример применения.

4. Функциональность OLAP как систем, реализующих интеллектуальный анализ данных.

5. Классификация задач СППР по степени «интеллектуальности» обработки данных при анализе.

Наши рекомендации