Депрессивные личности/компании
Всем нам в тот или иной момент было знакомо чувство беспомощности и безнадежности. Однако некоторые люди ничего другого и не испытывают. Это люди депрессивного склада.
Беспомощность и безнадежность
Для людей этого склада основной является мысль о том, что безнадежно пытаться изменить течение жизни, и что их жизнь не так хороша. Депрессивным менеджерам не хватает уверенности в себе и инициативности, у них низкая самооценка, они бывают, зависимы и (из-за зависимости) нуждаются в привязанности и заботе.
В депрессивном стиле основное место занимают чувства вины, бесполезности и несоответствия требованиям. Люди с подобным настроением недооценивают себя; они умаляют собственные достоинства и чувствуют себя хуже других, говорят о недостатке способностей и таланта. Из-за чувства бесполезности они отказываются от ответственности, позволяя другим брать на себя заботу об основных сферах их жизни и работы. Они активно ищут мессию, человека, который бы защитил их. К концу жизни они начинают идеализировать окружающих — советников, важных персон, таких, как банкиры или начальники, или других людей, с которыми они находятся в постоянном контакте. Депрессивные личности часто льстят, приспосабливая свое поведение и подавляя свою индивидуальность, чтобы угодить тем, от кого они зависят.
Лидеры с депрессивным стилем управления (если в данном случае вообще можно говорить о «лидере») испытывают чувство бессилия, что является результатом неприятного прошлого. Злоба по поводу своего бессилия может стать причиной возникновения чувства вины и осторожности по отношению к окружающим. Враждебность у подобных людей часто направлена на себя — явление, известное как «моральный мазохизм», при котором физическая боль служит актом спасения. Она становится возмещением превалирующего чувства вины. Если они испы-
162_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________
тывают чувства или хотят того, что считают недопустимым, поражение для них становится лучшей наградой.
Депрессивные личности проявляют некомпетентность и полное отсутствие воображения. Они ждут, пока другие проявят инициативу, часто боятся успеха, потому что думают, что люди будут им завидовать и испытывать враждебность. Кроме тех случаев, когда они урывают частичку удачи, они ведут себя пассивно, уклоняются от действий и становятся отшельниками.
Замкнутая культура, депрессивные компании
Культуру компании, во главе которой стоит депрессивный лидер, лучше всего отражает термин «замкнутая». Генеральный директор создает негативную и летаргическую атмосферу, а руководители второго звена ему подражают. В некоторых случаях подобную атмосферу создает одна лишь личность лидера, в других — внешние силы, такие, как смерть основателя или поглощение компании, заставляют нормальных руководителей терять чувство контроля, власть, самооценку и, соответственно, инициативу. В любом случае, замкнутая культура проникает в компанию через немотивированных, ленивых руководителей, которые считают ее неким механизмом, за которым надо просто ежедневно следить, и который требует их минимального участия. Перекладывание ответственности и проволочки здесь привычное дело, так же, как и отсутствие качественного взаимодействия и общения между менеджерами. Что хуже, ничего не изменяется, даже когда у фирмы начинаются неприятности.
Для депрессивных компаний, по причине замкнутости их культуры, характерны пассивность, недостаточная уверенность, крайний консерватизм, изолированность и бесцельность. Исполняются только запрограммированные, типовые задачи, которые не требуют особой инициативы.
Большинство депрессивных фирм хорошо организованы и работают на сложившихся рынках, тех, что практикуют одни и те же технологии и модели конкуренции на протяжении многих лет, с торговыми соглашениями, ограничениями свободы торговли и устойчивыми тарифами. Незначительные перемены, отсутствие серьезной конкуренции и однородность клиентов делают задачу управления довольно простой.
Хотя власть формально сосредоточена в одних руках и базируется скорее на должности, чем на личном опыте, это не является важным вопросом для большинства депрессивных компаний. Контроль осуще-
__________________________ ПОРОКИ НА ВЕРШИНЕ____________________________ 163
ствляется по формализованным программам и правилам, нежели по инициативе менеджеров. Предложения об изменениях и действии встречают сопротивление, так как высшее руководство страдает от чувства бессилия и неспособности; лидеры не считают, что могут контролировать события или как-то воскресить компанию.
Довольные неизменным положением вещей, депрессивные компании не стараются обнаружить (или исправить) угрозы и слабые места на рынке.
Довольные неизменным положением вещей, депрессивные компании не стараются обнаружить угрозы и слабые места на рынке |
Трудно сказать, вызывает ли застой невнимательное отношение к сбору информации, или наоборот. В любом случае, в депрессивной компании эти два аспекта тесно связаны.
Чувство бесцельности и апатия, царящие среди высшего руководства, препятствуют всякой попытке наметить четкие задачи и направление для компании. Вчерашняя продукция становится сегодняшней, но не по вине консервативной политики фирмы, а из-за апатии. Руководители тратят большую часть времени на проработку мелких деталей, откладывая принятие серьезных решений.
Фирмы, страдающие от депрессии, должны предпринять следующие шаги, чтобы восстановить баланс:
* Воскресить лидера и передать ему власть.
* Провести переоценку стратегии.
* Разработать и придерживаться корпоративных ценностей, ориентированных на высокие результаты.
* Упростить структуру и процедуры.
* Стать более чувствительными к потребностям клиентов.
* Обновить выпускаемую продукцию.
* Улучшить качество сервисного обслуживания.
* Равняться на компании с высокими показателями.