Какие основные организационные элементы необходимо учитывать при прур?
В процессе подготовки и реализации УР выделяют четыре ключевые фигуры: заказчик решения, разработчик решения, исполнитель решения и потребители решения. Каждую фигуру могут представлять несколько человек, групп или организаций, в том числе посреднические (рис. 30.1).
Заказчиками решения могут быть:
• руководители, которые будут организовывать его выполнение, либо сами будут его выполнять как исполнители;
• вышестоящие руководители, которые поручат выполнение будущего решения нижестоящим руководителям;
• надзирающие органы власти или управления (правительство, акционеры, наблюдательный совет, судебные органы, общественные организации и т.д.).
Заказчики решения могут быть и разработчиками и исполните- ^ лями в одном лице.
Разработчиками решения могут быть: отдельные специалисты, в том числе руководители, проектные организации, законодательные и надзирающие органы, общественные организации.
Разработчики решения могут быть и его исполнителями.
Исполнителями решения могут быть работники компаний или общественных организаций, которые согласно должностным инструкциям или договоренностям имеют такие обязанности.
Потребителями решения являются: персонал или население, для которого готовится и реализуется решение, руководители соответствующих уровней управления, организации или подразделения.
В любом случае в процессе подготовки и реализации УР перечисленным ключевым фигурам необходимо придерживаться определенного набора функций, процедур и операций.
Согласно общей методологии управленческой деятельности подготовка и реализация УР включают определенную иерархию функций, процедур и операций (рис. 30.2).
Каждая конкретная функция ПРУР должна включать весь набор процедур, а каждая процедура должна включать набор общих функций, и, наконец, каждая общая функция должна включать необходимый набор операций.
При подготовке или реализации крупных УР используются три варианта схем взаимодействия функций, процедур и операций:
• при масштабном характере конкретной функции ПРУР (рис. 30.3а);
• при масштабном характере процедур ПРУР (рис. 30.3б).
• при масштабном характере общих функций ПРУР (рис. З0.Зв).
ПРИВЕДИТЕ ПЕРЕЧЕНЬ И ИЗЛОЖИТЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ПРУР
Функция — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение заданной цели и подчиненной общей цели управления. В перечень конкретных функций ПРУР включаются:
• стратегическое планирование;
• управление управленческой деятельностью;
• коммуникации с внешней и внутренней средой;
• управление человеческими ресурсами;
• управленческое консультирование;
• управление производственной и обслуживающей деятельностью;
• формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм, техника управления).
Стратегическое планированиепредусматривает подготовку и реализацию управленческих решений (ПРУР), ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей компании. Оно основано на принципах дальновидности, целеустремленности и перспективности.
Стратегия (искусство генерала) — это общий, всесторонний план достижения целей. Широко используются следующие стратегии:
• стратегия роста — план действий, предусматривающий увеличение ключевых показателей долгосрочного и краткосрочного плана компании;
• стратегия ограниченного роста — план действий, основанный на достижении прошлых целей с учетом возможной инфляции;
• стратегия сокращения — план действий, при котором ключевые показатели долгосрочного и краткосрочного плана компании ниже текущих.
Управление управленческой деятельностьюсвязано с УР, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления. Руководитель любого подразделения работает в двух ипостасях — руководителя и специалиста в конкретной технической или биологической области. Например, главный агроном должен заниматься не только агрономической, но и управленческой деятельностью. Руководители крупных компаний постоянно проводят учебу управленческого персонала либо силами своей компании, либо с помощью привлеченных лиц. В рамках данной функции УР отражают как организационную, так и методологическую сторону такого обучения.
Коммуникации с внешней и внутренней средойориентируют УР на формирование благоприятной для деятельности компании обстановки. Эти УР затрагивают отношения с поставщиками и потребителями, клиентами, работниками своей компании и населением близлежащих территорий. Решения связаны с формированием лоб-бистских отношений, работой с неформальными группами в компании и др.
Управление человеческими ресурсами— эта функция входит в состав более широкой конкретной функции — управление персоналом. Под человеческими ресурсами подразумеваются: производительность труда, научный и практический потенциал, личностные качества человека. УР в рамках данной функции отражают стимулирование, активизацию и мобилизацию.
Управленческое консультированиев основном связано с УР ситуационного типа. Эти решения готовятся и реализуются в связи с
обращениями: персонала или граждан (прием по личным вопросам), руководителей других компаний, надзирающих органов государственного, муниципального или корпоративного управления. УР в рамках данной функции отражает ответы на вопросы, запросы, требования и т.д.
Управление производственной и обслуживающей деятельностьюориентирует УР на совершенствование функционирующей системы компании без ее перестройки. УР касаются совершенствования деятельности бухгалтерии, отдела кадров, отдела маркетинга, управления производственных цехов и т.д. Например, решение об использование в компании интегрированной системы учета «Галактика» вместо локальных информационных систем АСУ-бухгалтерия, АСУ-кадры, АСУ-маркетинг.
Формирование системы управления компанииотражается в УР, направленных на реструктуризацию и реформирование компаний. Результаты таких решений вносят существенные изменения в миссию компании, ее структуру, выпускаемую продукцию, кадровую политику, отношения с внешней средой. Примером такого решения является слияние или разделение компании.
В зависимости от масштабности, трудоемкости или сложности конкретные функции ПРУР могут быть разделены на более мелкие. Например, конкретная функция «Стратегическое планирование» может быть разделена на функции стратегического планирования: технологического, экономического, социального и организационного развития. Каждая из них имеет свои особенности подготовки и реализации.
КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕДУР И ОБЩИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ПРУР?
Каждая конкретная функция может включать восемь процедур, разделенных на два этапа: подготовка и реализация УР (рис. 32.1).
Однако с позиций «Паблик рилейшнс» реализация УР должна начинаться до или на стадии его разработки. Это необходимо для подготовки общественного мнения к будущему УР, учета возможных положительных и отрицательных реакций, внесения изменений в УР еще на ранней стадии его подготовки. В этой связи несколько изменяется общий набор процедур реализации УР, в него включаются:
информирование заинтересованных лиц о начале подготовки УР (приказ, указ, слух, публикация в средствах массовой информации и др.);
обсуждение с исполнителями, заказчиком и потребителями УР философии (основных идей) решения;
согласование с исполнителями и заказчиком процесса возможной реализации УР и результатов;
утверждение заказчиком порядка реализации УР;
организация выполнения УР;
контроль промежуточных и окончательных результатов реализации УР;
обсуждение промежуточных и окончательных результатов ПРУР;
информирование заинтересованных лиц об окончании реализации УР и порядке его сопровождения в дальнейшем.
В зависимости от масштабности, трудоемкости или сложности процедуры ПРУР могут быть разделены на более мелкие. Например, процедура «Информационная подготовка ПРУР» может быть разделена на ряд процедур: поиск информации с помощью Интернета, формирование необходимых данных с помощью информационно-справочной системы «Гарант», проведение информационно-аналитических собраний, совещаний и т.д.
К общим функциям ПРУР относятся:
• прогнозирование использования конкретных технологий и методов ПРУР, а также возможных результатов и последствий от каждого УР;
• планирование состава и содержания выбранных технологий и методов ПРУР;
• организация (административная, технологическая, финансовая и др.) ПРУР;
• стимулирование исполнителей, выполняющих конкретные функции; .
• координация действий исполнителей, то есть изменение принятого ранее порядка ПРУР, в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими выполнению УР;
• контроль выполнения действий;
• информирование инициатора подготовки или реализации УР о ходе выполнения задания;
• формирование архивной базы данных о процессе ПРУР (рис. 32.2).
В зависимости от преобладания той или иной общей функции, УР могут иметь следующие наименования: решение-прогноз, план, организационное решение, активизирующее решение, координационное решение и т.д.
Общая функция ПРУР также может быть разделена на более мелкие функции. Кроме того, она может включать весь набор общих функций более низкого уровня. Например, общая функция «Планирование» процедуры «Информационная подготовка» может быть разделена на ряд подфункций: планирование перечня сайтов для просмотра, планирование системы оплаты за получение информации по Интернету. Каждую крупную общую функцию можно представить в виде иерархии более мелких общих функций. Так, для реализации функции «контроль» необходимо прогнозирование, планирование и т.д.