Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Введение
Объективные условия развития таможенного дела требуют научного подхода к решению всех практических задач и, соответственно, дальнейшего расширения научных исследований, повышения их результативности, тесной связи с деятельностью таможенных органов России. Научная деятельность обладает спецификой, она требует известных навыков, знания исходных принципов научного исследования, овладения научными методами и приемами работы.
Основной мотив разработки данного лекционного курса — помочь начинающему исследователю не плутать в потемках лабиринтов научного познания, а сразу найти свою «нить Ариадны» и прямой дорогой идти от реферата (доклада) к курсовой работе, а затем — к выпускной квалификационной работе в форме дипломной работы (магистерской диссертации) и, кто знает, может быть и дальше — к кандидатской и докторской диссертациям.
Многие думают, что настоящий учёный — это человек, который вместо того, чтобы удивляться и радоваться миру, кропотливо занимается его серьезным изучением. Это первое заблуждение. Ещё Аристотель говорил, что наука начинается с удивления. Без этого прекрасного чувства невозможно познание. Вспомним изречение великого Платона: «Я знаю, что я ничего не знаю». Первый ключ к двери науки: искреннее удивление своему незнанию.
Большинство людей думают, что наука, а точнее научный процесс, — это когда учёный старательно собирает факты (наблюдает, проводит эксперименты), а затем тщательно их обобщает, в результате чего получает теорию. Это вторая ошибка.
Процесс научного поиска идёт по пути проверки научных гипотез (метод дедукции), а не по пути собирания фактов (метод индукции). Именно поэтому, чтобы работа была результативной, необходимо сначала сформулировать теорию, состоящую из набора гипотез, а затем проверять эти гипотезы. Заметим, гипотезы не нужно подтверждать, их нужно проверять. Подтверждая гипотезу, вы получаете только один результат, опровергая её — сколько угодно альтернативных гипотез. Отсюда, второй ключ к науке: критическая установка, желание проверить теорию.
Основные цели науки: описать, понять, объяснить и на этой основе предсказать тот или иной процесс (явление).
Вот она научная мантра[1]: «описать, объяснить, понять, предсказать». Собственно, логика научной работы строится именно в этом порядке. В теоретической части научного исследования описываются мнения различных авторов, рассматриваются теории и гипотезы, в конце теоретической части исследователь строит свою гипотезу, пытаясь понять и объяснить проблему работы, и, наконец, в практической части он может попытаться проверить свою теорию: как она предсказывает поведение, качества, мнения людей или другие события. И если окажется, что некоторые гипотезы удалось опровергнуть — автор должен стремиться улучшить свою теорию, для чего необходимо сформулировать новые гипотезы. Главная цель исследователя — сделать так, чтобы гипотеза как можно эффективнее предсказывала явления. И в этом третий ключ к науке: формулировка чётких целей, включающих описание, понимание, объяснение и предсказание.
Существует мнение, что наука — скучное занятие. Очень уж много правил, ограничений, стандартов. Есть и противоположные суждения: наука — творческое занятие, увлекательное, интересное.
Конечно же истина находится посередине. Правила, ограничения и стандарты есть везде, и в науке тоже, но их ровно столько, сколько нужно для универсализации результатов. Правила в науке существуют для того, чтобы зная их, любой ученый мог понять другого ученого. Творчество в науке — неизбежно. Выведение теории — это творчество. Создание нового метода — это творчество. Реализация проверенной теории на практике — это творчество. В метаниях между стандартом и творчеством увязают многие начинающие ученые не в силах найти компромисс.
Наука — это технология творчества. Технология — это порядок действий для достижения цели. Технология имеет чёткую последовательность, методы контроля качества процесса и результата. Эту технологию нужно изучить. Если Вы приступаете к научному исследованию — изучите предлагаемую в настоящем пособии технологию его проведения. Она облегчит научный процесс, будет способствовать вашему профессиональному становлению, ибо, как заметил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Знание — сила». Итак, четвертый ключ к науке: знание технологии научного творчества.
Всем тем, кто возьмет в руки эту книгу следует запомнить два момента: во-первых, можно сделать достойную работу, даже стартовав со слабых позиций; во-вторых, следует воспользоваться возможностью осуществить научный поиск и получить удовольствие, не хватаясь за всякое знание без разбору, а приобретая опыт рационально-критического подхода, выработать способность (которая пригодится вам в будущем) точно определять проблемы, методично их решать и грамотно формулировать свои выводы.
В предлагаемом курсе нет ни советов, как заниматься наукой, ни стремления убедить кого-то в ценности этого дела. Здесь просто прочерчивается путь, по которому следует идти, чтобы в определенный день и час перед определенной комиссией вы могли положить пачку листов в переплете, соответствующую нормативам и состоящую из нужного числа отпечатанных страниц, и чтоб эта курсовая работа, магистерская (кандидатская) диссертация предположительно как-то соотносились с вашей будущей специальностью, и чтобы они не повергли рецензентов или оппонентов в состояние грустной задумчивости.
В процессе разработки данного лекционного курса автор учитывал требования действующих государственных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Они решили поделиться собственным опытом научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных наук с тем, чтобы помочь начинающим исследователям быстрее подняться на научный Олимп.
Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ