Разработка обоснования необходимости преобразований
Чтобы с самого начала добиться поддержки высшего руководства, необходимо разработать продуманное экономическое обоснование неотложности преобразований, подкрепленное фактами, а также анализом возможных последствий сохранения нынешней ситуации. Сделать это можно несколькими способами:
Ø Описать имеющиеся недостатки в работе.
Ø Собрать информацию о доходах, расходах, прибыли, курсе акций, конкурентных позициях компании, жалобах потребителей, моральном состоянии служащих и текучести кадров.
Ø Разработать четкие критерии или методы оценки деятельности.
Ø Сравнить показатели деятельности компании с аналогичными показателями конкурентов.
Ø Узнать точку зрения важных заказчиков, служащих и акционеров, которые разорвали свои отношения с компанией или недовольны ее работой.
Ø Собрать информацию об ошибках, просчетах и упущенных возможностях.
Ø Собрать информацию о нынешних тенденциях развития рынка, отрасли или экономики в целом, обусловливающих изменение внешних условий работы компании.
Однако одного продуманного обоснования недостаточно. Люди должны увидеть необходимость перемен, чтобы стать эмоционально вовлеченными в происходящее и лично заинтересованными в успехе преобразований. Именно такое переплетение логики и эмоций и является ключом к успешным преобразованиям. Чтобы быть убедительным, обоснование должно давать четкое представление о трех аспектах. Это:
Ø Ситуация. Обоснование должно содержать цифровую и иную информацию о деятельности компании, ее конкурентных позициях и общей ситуации на рынке. Цель – помочь людям ясно увидеть проблему, решение или возможность прогресса.
Ø Проблема. Имеется в виду вероятность серьезных последствий в случае, если ничего не изменится, т.е. то, что поставлено на карту. Используемые методы должны апеллировать к эмоциям людей, чтобы они могли прочувствовать эту проблему.
Ø Преимущества. Это связанные с изменениями вознаграждения и возможности. К действию людей побуждают эмоции. Эмоционально заряженные идеи меняют поведение и закрепляют новое поведение.
При наличии конкурирующих приоритетов любая новая программа преобразований утратит свой импульс, если постоянно не поддерживать у людей ощущение необходимости перемен, красочно описывая сложившуюся ситуацию.
Инструмент оценки 1.1 (см. с. 32–33) разработан специально для определения составляющих удачного обоснования неотложности перемен. Он хотя сначала и предполагает анализ, в конце помогает вам понять, как можно увязать преобразования с эмоциями и тем самым дать людям возможность увидеть и прочувствовать необходимость преобразований, т.е. создать ощущение их неотложности.
Определение причин самоуспокоенности
Создание у людей ощущения необходимости перемен предполагает полное устранение причин для самоуспокоенности либо минимизацию их воздействия. Ниже перечислены некоторые возможные признаки самоуспокоенности и предложены пути ее преодоления.
Инструмент оценки 1.1
Форма для разработки обоснования необходимости преобразований
Недостатки в работе | |
Какие недостатки в работе у вас были? (Например, все ли было в порядке с доходами, расходами, курсом акций, работой с потребителями, моральным состоянием служащих, текучестью кадров) | Чем вы можете это доказать? (Например, имеющимися данными измерений, исследований) |
Конкурентные позиции | |
Кто ваши основные конкуренты на рынке? | Как вы выглядите по сравнению с ними? (Сравните, например, доходы, расходы, курс акций, работу с потребителями, моральное состояние служащих, текучесть кадров, производительность труда) |
Ошибки, неудачи и упущенные возможности | ||
Какие ошибки, неудачи и упущенные возможности нанесли вред вашей компании? | Во что они обошлись вашей компании? | Откуда это известно? |
Тенденции | ||
Какие рыночные тенденции обусловливают необходимость преобразований? | Какие тенденции развития отрасли обусловливают необходимость преобразований? | Какие общеэкономические тенденции обусловливают необходимость преобразований? |
Свидетельства | ||
С кем следует связаться, чтобы получить важные свидетельства? (Например, с клиентами, нынешними и бывшими служащими, акционерами, поставщиками) | О чем их нужно спросить? | Что они ответили? |
Почему преобразования нужно провести срочно | ||
Каковы ценности сотрудников компании? | Что порождает опасения, раздражение и самоуспокоенность? | Что вам нужно сделать для создания ощущения неотложности перемен? |
1. Отсутствие такого очевидного, конкретного и убедительного основания для преобразований, которое понимали бы все сотрудники компании.
Корректирующие меры:
Ø покажите рискованность нынешней ситуации, приведя примеры преуспевавших гигантов, которые утратили свои позиции практически в одночасье;
Ø сформулируйте и подчеркните задачи, которые нужно решить, чтобы стать лучшими;
Ø откройте менеджерам глаза или напомните им о существенных недостатках компании по сравнению с конкурентами;
Ø обсуждайте свои ошибки, вместо того чтобы скрывать их;
Ø подчеркните риск, связанный с сохранением статус-кво.