Лекция: Система и информация

В лекции рассматриваются основные понятия теории систем, применительно к правовым системам, а также основные понятия информационных систем (также применительно к правовым системам).

Содержание

· Вопросы для самоконтроля

· Задачи и упражнения

Система – объект, процесс в котором элементы-участники связаны некоторыми целями, связями и отношениями.

Подсистема – часть системы, которую можно рассматривать как новую систему.

Любая система состоит из подсистем.

Границы рассматриваемой системы определяются целями, доступными ресурсами и окружением.

Состояние системы – фиксация совокупности доступных системе ресурсов, определяющих её отношение к ожидаемому результату или его образу.

Это "фотография" механизма преобразования входных данных системы в выходные данные.

Цель – образ несуществующего, но желаемого, с точки зрения задачи или рассматриваемой проблемы, состояния среды, т.е. такого состояния, которое позволяет решать проблему при данных ресурсах.

Это - описание, представление некоторого наиболее предпочтительного (с точки зрения поставленной цели и доступных ресурсов) состояния системы.

Задача – некоторое множество исходных посылок (входных данных к задаче), описание цели, определенной над множеством этих данных и, может быть, описание возможных стратегий достижения этой цели или возможных промежуточных состояний исследуемого объекта.

Проблема – описание ситуации, в которой определена цель, достигаемые результаты и, возможно, ресурсы и стратегия достижения цели (решения). Проблема проявляется поведением системы.

Если входные посылки, цель, условие задачи, решение или, возможно, даже само понятие решения плохо описываемы, формализуемы, то эти задачи называются плохо формализуемыми. Поэтому при решении таких задач приходится рассматривать целый комплекс формализованных задач, с помощью которых можно исследовать эту плохо формализованную задачу.

Сложность исследования таких задач - в необходимости учета различных, а часто и противоречивых критериев определения, оценки решения задачи. Такое часто наблюдается в правовых системах.

Структура – все то, что вносит порядок во множество объектов, т.е. совокупность связей и отношений между частями целого, необходимые для достижения цели.

Структура является связной, если возможен обмен ресурсами между любыми двумя подсистемами системы.

Если структура или элементы системы плохо описываемы или определяемы, то такое множество объектов называется плохо или слабо структурируемым (структурированным).

Таково большинство правовых систем.

Можно теперь дать и следующее, более полное определение системы.

Система – это средство достижения цели или все то, что необходимо для достижения цели (элементы, отношения, структура, работа, ресурсы) в некотором заданном множестве объектов (операционной среде).

Основные признаки системы:

· целостность;

· структурированность;

· возможность обособления;

· связи с окружающей средой;

· подчиненность некоторой цели;

· несводимость свойств системы к свойствам подсистем.

Деятельность системы может происходить в двух основных режимах: развитие (эволюция) и функционирование.

Функционированием называется деятельность системы без смены (главной) цели системы. Это проявление функции системы во времени.

Развитием называется деятельность системы со сменой цели системы.

При функционировании системы явно не происходит качественного изменения инфраструктуры системы; при развитии системы её инфраструктура качественно изменяется.

Развитие – борьба организации и дезорганизации в системе, она связана с накоплением и усложнением информации, её организации.

Если в системе количественные изменения характеристик элементов и их отношений приводит к качественным изменениям, то такие системы называются развивающимися системами.

В развивающихся системах количественный рост элементов и подсистем, связей системы приводит к качественным изменениям (системы, структуры).

Если развивающаяся система развиваема за счет собственных материальных, энергетических, информационных, человеческих или организационных ресурсов внутри самой системы, то такие системы называются саморазвивающимися.

Под регулированием (системы, поведения системы, траектории системы) понимается коррекция управляющих параметров по наблюдениям за множеством состояний (траекторией поведения) системы с целью возвращения системы в нужное состояние, на нужную траекторию поведения системы.

Приведем основные способы классификации (возможны и другие критерии классификации систем).

1. По отношению системы к окружающей среде:

o открытые;

o закрытые.

2. По происхождению системы (элементов, связей, подсистем):

o искусственные;

o естественные;

o виртуальные;

o смешанные.

3. По описанию переменных системы:

o с качественными переменными;

o с количественными переменными;

o смешанные.

4. По типу описания закона (законов) функционирования системы:

o "Черный ящик";

o не параметризованные;

o параметризованные;

o "Белый (прозрачный) ящик".

Система называется большой, если ее исследование затруднено из-за большой размерности (множество состояний системы имеет большую размерность, с точки зрения возможностей исследователя).

Большая система сводится к системе меньшей размерности использованием более мощных вычислительных средств (ресурсов), либо разбиением задачи на ряд задач меньшей размерности (если это вообще возможно).

Имеются следующие основные типы ресурсов в природе и в обществе.

1. Вещество – как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи.

2. Энергия – как отражение изменчивости материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи.

3. Информация – как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и социума).

4. Человек – как носитель интеллекта высшего уровня, как мера разума, высшей формы отражения материи (сознания).

5. Организация (организованность) – как форма ресурсов в социуме, системе, которая определяет структуру, выступает как мера упорядоченности ресурсов.

6. Пространство – как мера протяженности материи (события), распределения её (его) в окружающей среде.

7. Время – как мера обратимости (необратимости) материи, событий и их динамичности.

Все типы ресурсов тесно связаны, невозможны друг без друга, актуализация одного из них ведет к актуализации другого.

Правовая организация и активность людей совершенствуют информационные ресурсы, процессы в обществе.

Современный мир может быть объяснён лишь с учётом его информационных процессов, а современное право невозможно без рассмотрения информационных аспектов правовых событий.

Особый тип мышления – системный, когда совокупность событий, явлений исследуется как одно организованное по общим правилам событие, явление. Пока не будет понято целое (система), знания о его частях не дадут полной картины его развития.

Системно мыслящий и действующий человек, как правило, прогнозирует и считается с результатами своей деятельности, соизмеряет свои желания (цели) и свои возможности (ресурсы) учитывает интересы окружающей среды, развивает интеллект, вырабатывает верное мировоззрение и правильное правовое поведение.

Любой юрист должен развивать системное мышление.

Информация, информационно-энергетические процессы (вместе с человеком) составляет ноосферу общества – более высокое состояние биосферы, возникшее в результате эволюции общества и природы.

Это понятие было введено В.И.Вернадским.

В проблемах правовой сферы важно понимание использования информации как оружия.

Основной тезис современного противостояния состоит в том, что война направлена не на уничтожение, а на управление. Войну можно выиграть, разрушив информационную структуру противника, внедряя морально и физически устаревшие информационные технологии, компьютерные вирусы, логические бомбы и мины, используя информационно-психологическое давление, дезорганизацию и фальсификацию, чуждые и разрушительные морально-этические формы и стереотипы, информационное, энергетическое или материальное (например, химическое) воздействие на сознание, целенаправленное разрушение этноса, народа и т.д.

В директивах Пентагона излагается порядок подготовки к информационным войнам.

Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно, поэтому необходимо заключение взаимовыгодных разумных международных правовых соглашений по защите и неприменению информационного оружия, а также санкциям при попытках его использования.

Информация и информационные средства воздействуют на системы знаний противника. У него должно быть сформировано знание о том, что государство или группа государств объединились против него. Информационная война должна вызвать согласованные действия граждан с государственным аппаратом и формировать у врага знание, что их противник не один.

Стратегическая цель информационной войны – влиять на решение противника, его поведение. Информация как оружие направлено не только на информационные системы и инфраструктуру противника, но и на информацию, актуализируемую в них.

Информация и цель, и оружие, и метод в информационной войне.

Информационная система – это система, в которой элементы, структура, цель, ресурсы рассматриваются на информационном уровне (хотя, естественно, имеются и другие уровни рассмотрения этой системы).

Информационное право – это система социальных норм и отношений в информационной сфере,охраняемых государством.

Любая информационная система имеет следующие типы основных подсистем:

1. информационного обеспечения;

2. интеллектуального обеспечения;

3. технического обеспечения;

4. технологического обеспечения;

5. коммуникативного обеспечения;

6. анализа и проектирования;

7. оценки адекватности и качества, верификации;

8. организационного взаимодействия и управления персоналом;

9. логистики.

Системное проектирование (разработка) и использование информационной системы должно пройти следующий жизненный цикл информационной системы:

1. предпроектный анализ;

2. внутрисистемный анализ;

3. системное описание системы;

4. определение критериев адекватности, эффективности и устойчивости;

5. функциональное описание подсистем системы;

6. макетирование (макетное описание) системы;

7. "сборка" и тестирование системы;

8. функционирование системы;

9. определение целей дальнейшего развития системы и её приложений.

При разработке целей, определении ресурсов необходимо тесное взаимодействие управляющего, проектирующего, разрабатывающего и пользовательского звена системы.

В правовой сфере часто используется понятие "правовая система", далекая от методологического понятия "система", введенного выше, хотя все предметные понятия не должны приходить в противоречие с ней.

В то же время это определение должно указывать на особенности правовой системы, не отождествляя её с комплексом правовых норм или правовых механизмов.

Можно дать следующее, достаточное для наших целей, определение правовой системы: правовая система – система правовых идей, норм, явлений и процессов, складывающиеся в правовые институты, отрасли и воздействующие на общественную жизнь.

Это большая и сложная система, отражающая многообразие и сложность элементов, их отношений (как позитивных, работающих на поддержание приемлемой для развития и устойчивости системы структуры, так и негативных – правовой нигилизм, правовая противоречивость и др.).

Правовая система имеет основные подсистемы:

· правообразование;

· правопонимание;

· правоприменение;

· правореализация.

При системном анализе правовых процессов, явлений необходимо пройти (в указанном порядке) следующие этапы:

1. Обнаружение правовой проблемы (задачи).

2. Оценка актуальности проблемы.

3. Формулировка правовых целей, их приоритетов и проблем исследования.

4. Определение и уточнение ресурсов исследования.

5. Выделение правовой системы (из окружающей среды) с помощью доступных правовых и иных ресурсов.

6. Описание подсистем (вскрытие структур подсистем), их целостности (связей), элементов (вскрытие структуры системы), анализ взаимосвязей подсистем.

7. Построение (описание, формализация) структуры правовой системы.

8. Установление (описание, формализация) функций правовой системы и её подсистем.

9. Согласование целей правовой системы с целями подсистем.

10. Анализ целостности, устойчивости правовой системы.

11. Анализ и оценка эмерджентности правовой системы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое система, подсистема, структура, состояние системы?

2. Каковы признаки системы?

3. Что такое функционирование системы?

4. Что такое эволюция системы?

5. Как можно произвести классификацию систем различного типа?

6. Что такое большая система?

7. Что такое сложная система?

8. Что такое ноосфера и что она включает?

9. Что такое информационное оружие?

10. Что такое информационная война?

11. Что такое информационный процесс?

12. Каков жизненный цикл системы?

13. Что такое правовая система?

Задачи и упражнения

1. Охарактеризовать правовую систему "Суд" (определить входные и выходные данные, цель системы, ресурсы системы, тип системы, структуру системы).

2. Охарактеризовать правовую систему "Прокуратура" (определить входные и выходные данные, цель системы, ресурсы системы, тип системы, структуру системы).

3. Охарактеризовать правовую систему "Адвокатская контора" (определить входные и выходные данные, цель системы, ресурсы системы, тип системы, структуру системы).

Лекция: Система и информация - student2.ru Лекция: Система и информация - student2.ru 5. Лекция: Система и управление

В лекции рассматриваются основы управления системами и в системах, цикл управления, типы управления, методы обработки информации при управлении.

Содержание

· Вопросы для самоконтроля

· Задачи и упражнения

Благодаря постоянным потокам информации система осуществляет целесообразное взаимодействие с окружающей средой, т.е. управляет или бывает управляема. Информация стала средством не только производства, но и управления.

Своевременная и оперативная информация может позволить стабилизировать систему, приспосабливаться и адаптироваться, восстанавливаться при нарушениях структуры и подсистем. От степени информированности системы, от богатства опыта взаимодействия системы и окружающей среды зависит развитие и устойчивость системы.

Избыточность может быть как позитивной, так и негативной.

Суть задачи управления системой – отделение ценной информации от "шумов" (возмущения информации) и выделение информации, которая позволяет этой системе существовать и развиваться.

Управление – целенаправленная актуализация знаний (рис. 5.1).

Управление в системе – внутренняя функция системы, осуществляемая в системе независимо от того, каким образом, какими элементами системы она должна выполняться.

Управление системой – выполнение внешних функций управления, обеспечивающих необходимые условия функционирования системы.

Лекция: Система и информация - student2.ru


Рис. 5.1. Общая схема управления системой

Управление системой (в системе) используется для различных целей:

1. увеличения скорости передачи сообщений;

2. увеличения объема передаваемых сообщений;

3. уменьшения времени обработки сообщений;

4. увеличения степени сжатия сообщений;

5. увеличения (модификации) связей системы;

6. увеличения информации (информированности).

Как правило, эти цели интегрируются.

В целом информация используется для двух основных глобальных целей: сохранение стабильного функционирования системы и перевод системы в заданное целевое состояние.

Управление любой системой (в любой системе) должно подкрепляться необходимыми для этого ресурсами – материальными, энергетическими, информационными, людскими и организационными. При этом характер и степень активизации этих ресурсов может повлиять (иногда лишь косвенно) и на систему, в которой информация используется. Более того, сама информация может быть зависима от системы.

Управление – непрерывный процесс, который не может быть прекращен, ибо движение, поток информации в системе не прекращается.

Цикл управления любой системой (в любой системе) таков:

сбор информации о системе Лекция: Система и информация - student2.ru

обработка и анализ информации Лекция: Система и информация - student2.ru

получение информации о траектории Лекция: Система и информация - student2.ru

выявление управляющих параметров Лекция: Система и информация - student2.ru

определение ресурсов для управления Лекция: Система и информация - student2.ru

управление траекторией системы.

Основные правила организации информации для управления системой:

1. выяснение формы и структуры исходной (входной) информации;

2. выяснение средств, форм передачи и источников информации;

3. выяснение формы и структуры выходной информации;

4. выяснение надежности информации и контроль достоверности;

5. выяснение форм использования информации для принятия решений.

Функции и задачи управления системой:

1. Организация системы.

2. Мониторинг системы.

3. Анализ и синтез, агрегирование системы.

4. Прогнозирование (поведения) системы.

5. Планирование (ресурсов, элементов, структуры) системы.

6. Учет и контроль ресурсов системы.

7. Регулирование (адаптация) системы.

8. Реализация решений в системе (относительно системы).

По характеру управления, охвата подсистем и подцелей (цели системы) управление может быть:

1. стратегическое, направленное на разработку, корректировку стратегии поведения системы;

2. тактическое, направленное на разработку, корректировку тактики поведения системы.

По времени управляющего воздействия системы могут быть: долгосрочно управляемые и краткосрочно управляемые.

Иногда отождествляют стратегическое и долгосрочное, тактическое и краткосрочное управление, но это не всегда верно.

По способу управления системой (в системе) системы бывают вида:

· управляемые извне;

· управляемые изнутри;

· с комбинированным управлением.

Система называется сложной, если в ней не хватает ресурсов (главным образом, информационных) для эффективного описания (состояний, законов функционирования) и управления системой – определения, описания управляющих параметров или для принятия решений в таких системах.

Система называется устойчивой, если она сохраняет тенденцию стремления к тому состоянию, которое наиболее соответствует целям системы.

Устойчивость связана с управляемостью.

Информационная система управления – система, предназначенная для управления, – как другой системой, так и внутри системы (т.е. в качестве управляющей подсистемы).

Управление правовыми системами имеет свои особенности.

Оно базируется не только на цели, функции, доступных ресурсах и критериях управления системой (в системе), но и на ограничениях управляющих воздействий, на праве управления с учетом исключительных прав отдельных субъектов правоотношений относительно управляющего информационного ресурса и его правового статуса. Особенно это касается таких ресурсов, как законодательные, нормативные акты, стандарты и сертификаты.

Управление в правовых системах динамично.

В зависимости от правового (социально-экономического, научно-технического, морально-этического и другого) состояния общества цели, критерии и методы управления изменяются. Не изменяются лишь критерии уважения закона, его воспитательная, поведенческая и образовательная роль.

Важную роль в информационном управлении играют СМИ и средства информационно-психологического воздействия.

Иногда используется понятие глобального управления.

Глобальное управление – система институтов, отношений и процессов между и среди государств, рынков, граждан, межправительственных и неправительственных организаций, посредством которых ясно выражаются глобальные коллективные интересы, устанавливаются права и обязанности, а также урегулируются разногласия участвующих субъектов.

Методы получения и актуализации информации в правовых системах можно разбить на три большие группы:

1. Эмпирические методы.

2. Теоретические методы.

3. Эмпирико – теоретические методы.

Охарактеризуем кратко эмпирические методы.

1. Наблюдение – сбор первичной информации об объекте, процессе, явлении.

2. Сравнение – обнаружение и соотнесение общего и различного.

3. Измерение – поиск с помощью измерительных приборов эмпирических фактов.

4. Эксперимент – преобразование, рассмотрение объекта, процесса, явления с целью выявления каких-то новых свойств (например, следственный эксперимент).

5. Опрос, интервью – диалог с субъектом – носителем информации.

6. Тестирование – использование специально разработанных описаний ситуаций или задач, вопросов (тестов) на которые испытуемый (объект, субъект, процесс) должен сгенерировать выходное сообщение.

Охарактеризуем кратко эмпирико-теоретические методы.

1. Абстрагирование – выделение наиболее важных для исследования свойств, сторон исследуемого объекта, процесса, явления и игнорирование несущественных и второстепенных.

2. Анализ – разъединение целого на части с целью выявления их связей.

3. Синтез – соединение частей в целое с целью выявления их взаимосвязей.

4. Индукция – получение знания о целом по знаниям о частях.

5. Дедукция – получение знания о частях по знаниям о целом.

6. Эвристики, использование эвристических процедур – получение знания о целом по знаниям о частях, наблюдениям, опыту, интуиции, предвидению.

7. Моделирование (простое моделирование), использование приборов – получение знания о целом или о его частях с помощью модели, приборов.

8. Исторический метод – поиск знаний с использованием предыстории, реально существовавшей или же мыслимой.

9. Логический метод – поиск знаний путем воспроизведения частей, связей или элементов в мышлении.

10. Макетирование – получение информации по макету, представлению частей в упрощенном, но целостном виде.

11. Визуализация – получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний объекта, процесса, явления.

12. Мониторинг – система наблюдений и анализа состояний процесса, среды с целью получения адекватной информации.

13. Экспертные оценки (экспертное оценивание) – применение знаний экспертов по той или иной проблеме с целью использования их в новых или незнакомых ситуациях.

Охарактеризуем кратко теоретические методы.

1. Восхождение от абстрактного к конкретному – получение знаний о целом или о его частях на основе знаний об абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении.

2. Идеализация – получение знаний о целом или его частях путем представления в мышлении целого или частей, не существующих в действительности.

3. Формализация – получение знаний о целом или его частях с помощью языков искусственного происхождения (формальное описание, представление).

4. Аксиоматизация – получение знаний о целом или его частях с помощью некоторых аксиом (не доказываемых в данной теории утверждений) и правил получения из них (и из ранее полученных утверждений) новых верных утверждений.

5. Виртуализация – получение знаний о целом или его частях с помощью искусственной среды, ситуации.

Эти методы получения информации применяются в любой сфере деятельности.

В правовой сфере наиболее часто используются эмпирические и эмпирико-теоретические методы (в силу специфики предметной области).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое управление в системе?

2. Что такое управление системой?

3. Что такое информационная система управления?

4. Каковы типы, функции, цели управления?

5. Каков жизненный цикл управления информационной системой?

6. Каковы основные правила организации информации для управления системой?

7. Каковы эмпирические методы актуализации информации?

8. Каковы полуэмпирические методы актуализации информации?

9. Каковы теоретические методы актуализации информации?

10. Что такое сложная система?

11. Что такое устойчивая система?

Задачи и упражнения

1. Сформулируйте основные задачи и функции управления системой "Суд".

2. Сформулируйте основные задачи и функции управления системой "Нотариальная контора".

3. Сформулируйте основные методы актуализации информации в приведенных выше системах.

Наши рекомендации