Ключевые слова и идентификаторы
Все слова, не считая знаков препинания, операций и чисел, в языке Си можно разделить на две группы: ключевые слова и идентификаторы. Ключевые слова – это зарезервированные компилятором слова для работы; к ним относятся названия типов, условные операторы, циклы и ряд других конструкций языка, которые подробно рассматриваются далее в этой следующих темах. Как правило, современные среды разработки подсвечивают ключевые слова специальным цветом. В языке Си существует 32 ключевых слова:
auto | break | case | char |
const | continue | default | do |
double | else | enum | extern |
float | for | goto | if |
Int | long | register | return |
short | signed | sizeof | static |
struct | switch | typedef | union |
unsigned | void | volatile | while |
Идентификаторы – это названия переменных, функций и других объектов, создаваемых программистом или уже созданных в заголовочных файлах. Следует заметить, что активно используемые функции printf(), scanf(), а также название функции main() являются идентификаторами, а не ключевыми словами.
При выборе идентификаторов необходимо придерживаться трех правил:
- в идентификаторах можно использовать буквы нижнего и верхнего регистра, цифры и знак подчеркивания «_»;
- первым символом в идентификаторе может быть буква или знак подчеркивания;
- язык Си чувствителен к регистру букв, например, int и Int – это два разных слова.
Вот примеры корректных и некорректных идентификаторов:
Корректные | Некорректные |
_123 | 1number |
my_variable | int |
BIG_LETTERS | t^ |
FLoat | float |
a1b2 | _$var |
Основные арифметические операции
Для работы с переменными используются операции, наиболее часто – арифметические.
Операция | Описание | Пример |
+ | Сложение | z = x+y |
- | Вычитание | z = x-y |
- | Изменение знака | z = -x |
* | Умножение | z = x*y |
/ | Деление нацело (если операнды - целочисленные) | z = x/y |
/ | Деление (если хотя бы один операнд вещественный) | z = x/y |
% | Остаток от деления (применим только для целочисленных операндов) | z = x%y |
Вывод информации на экран
Для вывода информации на экран на первых порах мы будем использовать C++-ый оператор cout. В дальнейшем мы познакомимся ещё с C-шными функциями вывода, используемыми для форматного вывода. Как правило, этот оператор используется в следующей форме:
cout << <выводимое выражение> << endl;
Например,
cout << "Hello, World!" << endl;
cout << 14 << endl;
float my_variable = 10;
cout << my_variable << endl;
int x=5, y=10;
cout << (x+y) << endl; //Выведет 15
Обратите внимание на то, что для вывода значения переменной нужно указать имя этой переменной. Таким образом, команда
float my_variable = 10;
cout << my_variable << endl;
выведет число 10, а команда
cout << "my_variable" << endl;
выведет строку my_variable.
Одной командой можно вывести несколько выражений:
cout << "my_variable=" << my_variable << endl;
Эта команда выведет my_variable=10. Для перевода курсора на новую строку используется endl.
Итак, оператор cout может использоваться для вывода на экран переменных и выражений любых типов.
Ввод информации с клавиатуры
Для ввода информации с клавиатуры используйте оператор cin. Необходимо только указать имя переменной, куда будет сохранено введённое значение:
//Ввод символа
char symbol;
cin >> symbol;
//Ввод целого числа
int number;
cin >> number;
//Ввод строки
char str[100];
cin >> str;
//Ввод вещественного числа
float x;
cin >> x;
После ввода указанные переменные будут хранить значения, полученные с клавиатуры. Обратите внимание на то, что при использовании cout ставится значок <<, а при использовании cin – >>.
Работа с символами и строками
При работе с символами и строками существуют некоторые тонкости, поэтому рассмотрим некоторые из них. Более детально различные аспекты работы со строками рассматриваются в теме «Строки».
Несколько символов, идущих подряд, образуют строку. Строка – это массив символов. Для объявления строки необходимо указать её имя и максимальный размер:
char my_string[100];
char name[50];
Задать значение строки можно при её объявлении:
char str[] = "Математика – царица наук.";
Вывести строку на экран можно следующими способами:
cout << str << endl;
cout << "Заседание продолжается!" << endl;
cout << 'H'<<'e'<<'l'<<'l'<<'o'<<'!' <<endl;
Обратите внимание на то, что строки заключаются в двойные кавычки, а символы – в апострофы. Это нужно учитывать при работе с ними. Ниже приведены примеры.
//Корректные записи
//Пример 1.
char ch = 'A';
//Пример 2.
char str[] = "Кашу маслом не испортишь";
//Пример 3.
cout << "Назвался груздем — полезай в кузов";
//Пример 4.
cout << "С"; cout << "ы"; cout << "p" << endl;
//Пример 5.
cout << 'С'; cout << 'ы'; cout << 'p' << endl;
//Некорректные записи
//Пример 1. (Символ заключён в кавычки)
char ch = "A";
//Пример 2. (Запись строки в char)
char ch = "Россия";
//Пример 3. (Запись строки в char)
char ch = 'Россия';
//Пример 4 (Строка заключена в апострофы).
char str[] = 'Кашу маслом не испортишь';
//Пример 5 (Строка заключена в апострофы).
cout << 'Кашу маслом не испортишь';