II .Понятие “ общение”

Основное назначение ИЯ как образовательной области - это овладение уч-ся общением на одном из ИЯ : английском, немецком, французском, испанском, т.е. формирование коммуникативных умений: говорения, понимания на слух, чтения и письма.

Философско-энциклопедический словарь дает следующее определение общения: " Общение, процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности".

Зимняя И.А. определяет общение или коммуникация - как чрезвычайно широкое и емкое понятие, ибо это осознанная и неосознанная связь, передача и прием информации, она наблюдается повсюду и всегда.

Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения общения. При этом до сих пор не достигнуто единство в толковании самого понятия "общение", его форм , механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др.

Например, определяя общение как " взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности", В.Н. Панферов в нем выделяет четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический и регулятивный.

Б.Ф. Ломов выделил три стороны ( функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно- коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания , т.е. аффективного компонента.

Е.И. Пассов рисует модель процесса общения, которая включает в себя:

1) предмет общения - взаимоотношения общающихся;

2) единицу общения - акт социального взаимодействия;

3) средства общения - вербальные ( говорение, аудирование, чтение, письмо) и невербальные ( паралингвистика , проксемика, совместная деятельность)

4) способы общения - информационный, интеракционный, перциптивный;

5) продукт общения - интерпретация информации; 6) результат общения - изменение взаимоотношений.

Исходя из этой модели Е.И. Пассов определяет общение следующим образом: общение есть способ поддержания жизнедеятельности человека как индивидуальности. В этом определении важны два момента. Во-первых, общается именно индивидуальность, и общение имеет значение для жизнедеятельности индивидуальности во всех трех его иппостасях как личности, как субъекта и как индивида. Во-вторых, общение именно способ поддержания жизнедеятельности: вне общения невозможна никакая другая человеческая деятельность. Общение "обслуживает" все другие виды деятельности, но зато "питается" ими в содержательном плане.

В настоящее время общение трактуется как "такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они, воздействуя друг на друга при помощи знаков (в том числе языковых), организуют свою совместную деятельность" ([53], с. 3). В этой связи можно сформулировать основные характеристики общения:

1. Любое общение (непосредственное и опосредованное) начина­ется с мотива и цели, то есть того, ради чего что-то говорится, воспринимается на слух, читается, пишется и с какой целью. Соб­ственно говоря, общение есть совокупность/система мотивирован­ных и целенаправленных процессов ([110], с. 23), позволяющих человеку социально взаимодействовать с другими людьми. Следовательно в учебном процессе необходимо создавать мотивы речевого и неречевого действия учащихся как при обучении средсьвам общения, так деятельности общения. Ученик должен четко пред­ставлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его ко­нечный результат: что именно будет достигнуто, если он произне­сет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст

и т.д.

2. Общение -- не простой обмен информацией, направленный на достижение определенной цели, а активное взаимодействие уча­стников этого процесса, цель которого чаще всего имеет "неязы­ковой" характер. При этом язык выступает как средство осуще­ствления этого взаимодействия. Поэтому, организуя общение на уроке, следует "включать" процессы овладения ИЯ не только в коммуникативную деятельность, но и в предметно-коммуникатив­ную ([30], с. 29).

3. Процесс активного взаимодействия людей должен отличаться их взаимовлиянием и взаимопониманием. Однако известно, что процесс речевого общения не всегда характеризуется полнотой по­нимания и необходимым уровнем контактности. Взаимопонима­нию могут препятствовать социальные и психологические барьеры в сознании общающихся людей ([91], с. 15), а в межкультурных ситуациях общения — культурные барьеры ("культурный шок"). Первые обусловлены социальными ограничениями в освоении куль­туры, а также социальной дифференциацией. К психологическим факторам, влияющим на процесс взаимопонимания, можно отнести психологическую несовместимость партнеров по общению, стесни­тельность, недоверие к людям, необщительность и др. Культурные барьеры связаны с принадлежностью к разным, отличным друг от друга, культурным традициям, привычкам, в том числе и на быто­вом уровне.

Таким образом, в учебном процессе, имеющем своей целью раз­витие у учащихся способности к общению, необходимо обучать школьников умению не просто строить свое речевое поведение с носителями ИЯ (корректно в языковом отношении), но и достигать при этом взаимопонимания с ними, с чужой культурой. Заметим, что взаимопонимание не следует отождествлять с процессами со­гласия, интеграции и подобными им — оно является лишь предпо­сылкой для их осуществления.

Достижение основной цели обучения ИЯ — развитие способнос­ти к межкультурному общению — возможно лишь в условиях это­го общения. Это значит, что общение есть средство достижения цели,

средство обучения.

Устное и письменное общение реализуется в четырех видах ре­чевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обу­чение которым должно осуществляться взаимосвязанно, но при дифференцированном подходе к каждому из них. Это обусловлено не только тем, что в основе функционирования каждого вида лежат одинаковые психические процессы и психолингвистические зако­номерности. В реальном общении человек читает и обсуждает про­читанное, делает при этом записи, позволяющие ему лучше запом­нить и затем воспроизвести необходимую информацию, и т.д. Ины­ми словами, данные виды деятельности как способы осуществления аутентичного речевого общения тесно переплетаются друг с другом и подчас трудно провести четкую границу между ними. Поэтому и в учебном процессе обучение говорению должно проходить в тесной связи с формированием умений понимать письменный/звучащий текст, и, наоборот, после прочтения/прослушивания текста учащи­еся могут высказываться по его содержанию или в связи с ним (как в устной, так и в письменной речи), причем подготовка устных высказываний может сопровождаться письменной фиксацией не­обходимой информации и т.д. В то же время дифференцированный подход к обучению чтению, говорению, аудированию и письму, обусловленный специфическими особенностями каждого из них, должен приниматься во внимание при отборе материала для про­дуктивного и рецептивного усвоения, использовании адекватных упражнений, учитывающих особенности рецептивных и продуктив­ных видов речевой деятельности, при отборе стратегий устно-рече­вых и письменных форм общения

Предметом изучения применительно к ИЯ является не только сам ИЯ, но и речевая деятельность, точнее речевое взаимодействие на этом языке, а также страноведческие и другие внеязыковые знания. Исходя из специфики образовательной области "ИЯ" основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, (Согласно И.А. Зимней "коммуникативная компетенция - это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение, на основе фонологических, лексико-грамматических, социолингвистических и страноведческих знаний и навыков и с помощью умений , связанных с дискурсивной, иллокутивной и стратегической компетенцией, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения).поскольку язык есть средство общения. Все же остальные аспекты цели являются подчиненными и реализуются в процессе осуществления первой.

Цель обучения ИЯ - формирование КК (- интегративна и включает в себя язык. К и социально-культурную К.) В свою очередь ЯК распадается на речевые умения, с одной стороны и на язык. знания и навыки их использования, с другой. Ведущим компонентом КК яв-ся речевые (коммуникативные) умения, ибо только владение ими позволяет осуществлять общение. КУ, являясь сложными умениями, включают языковые и речевые навыки. Поскольку общение возможно в неопосредованной форме ( говорение, понимание на слух) и опосредованно ( чтение и письмо) , то различают 4 вида речевых умений: умение говорения, умения чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.

I. Психологическая характеристика ВРД.

II. Психолингвистическая характеристика процесса порождения и восприятия речи.

III. Понятия “ навык ” и “ умение”.

IV. Психолингвистическая характеристика разных видов памяти.

Наши рекомендации