II .Понятие “ общение”
Основное назначение ИЯ как образовательной области - это овладение уч-ся общением на одном из ИЯ : английском, немецком, французском, испанском, т.е. формирование коммуникативных умений: говорения, понимания на слух, чтения и письма.
Философско-энциклопедический словарь дает следующее определение общения: " Общение, процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности".
Зимняя И.А. определяет общение или коммуникация - как чрезвычайно широкое и емкое понятие, ибо это осознанная и неосознанная связь, передача и прием информации, она наблюдается повсюду и всегда.
Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения общения. При этом до сих пор не достигнуто единство в толковании самого понятия "общение", его форм , механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др.
Например, определяя общение как " взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности", В.Н. Панферов в нем выделяет четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический и регулятивный.
Б.Ф. Ломов выделил три стороны ( функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно- коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания , т.е. аффективного компонента.
Е.И. Пассов рисует модель процесса общения, которая включает в себя:
1) предмет общения - взаимоотношения общающихся;
2) единицу общения - акт социального взаимодействия;
3) средства общения - вербальные ( говорение, аудирование, чтение, письмо) и невербальные ( паралингвистика , проксемика, совместная деятельность)
4) способы общения - информационный, интеракционный, перциптивный;
5) продукт общения - интерпретация информации; 6) результат общения - изменение взаимоотношений.
Исходя из этой модели Е.И. Пассов определяет общение следующим образом: общение есть способ поддержания жизнедеятельности человека как индивидуальности. В этом определении важны два момента. Во-первых, общается именно индивидуальность, и общение имеет значение для жизнедеятельности индивидуальности во всех трех его иппостасях как личности, как субъекта и как индивида. Во-вторых, общение именно способ поддержания жизнедеятельности: вне общения невозможна никакая другая человеческая деятельность. Общение "обслуживает" все другие виды деятельности, но зато "питается" ими в содержательном плане.
В настоящее время общение трактуется как "такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они, воздействуя друг на друга при помощи знаков (в том числе языковых), организуют свою совместную деятельность" ([53], с. 3). В этой связи можно сформулировать основные характеристики общения:
1. Любое общение (непосредственное и опосредованное) начинается с мотива и цели, то есть того, ради чего что-то говорится, воспринимается на слух, читается, пишется и с какой целью. Собственно говоря, общение есть совокупность/система мотивированных и целенаправленных процессов ([110], с. 23), позволяющих человеку социально взаимодействовать с другими людьми. Следовательно в учебном процессе необходимо создавать мотивы речевого и неречевого действия учащихся как при обучении средсьвам общения, так деятельности общения. Ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат: что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст
и т.д.
2. Общение -- не простой обмен информацией, направленный на достижение определенной цели, а активное взаимодействие участников этого процесса, цель которого чаще всего имеет "неязыковой" характер. При этом язык выступает как средство осуществления этого взаимодействия. Поэтому, организуя общение на уроке, следует "включать" процессы овладения ИЯ не только в коммуникативную деятельность, но и в предметно-коммуникативную ([30], с. 29).
3. Процесс активного взаимодействия людей должен отличаться их взаимовлиянием и взаимопониманием. Однако известно, что процесс речевого общения не всегда характеризуется полнотой понимания и необходимым уровнем контактности. Взаимопониманию могут препятствовать социальные и психологические барьеры в сознании общающихся людей ([91], с. 15), а в межкультурных ситуациях общения — культурные барьеры ("культурный шок"). Первые обусловлены социальными ограничениями в освоении культуры, а также социальной дифференциацией. К психологическим факторам, влияющим на процесс взаимопонимания, можно отнести психологическую несовместимость партнеров по общению, стеснительность, недоверие к людям, необщительность и др. Культурные барьеры связаны с принадлежностью к разным, отличным друг от друга, культурным традициям, привычкам, в том числе и на бытовом уровне.
Таким образом, в учебном процессе, имеющем своей целью развитие у учащихся способности к общению, необходимо обучать школьников умению не просто строить свое речевое поведение с носителями ИЯ (корректно в языковом отношении), но и достигать при этом взаимопонимания с ними, с чужой культурой. Заметим, что взаимопонимание не следует отождествлять с процессами согласия, интеграции и подобными им — оно является лишь предпосылкой для их осуществления.
Достижение основной цели обучения ИЯ — развитие способности к межкультурному общению — возможно лишь в условиях этого общения. Это значит, что общение есть средство достижения цели,
средство обучения.
Устное и письменное общение реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обучение которым должно осуществляться взаимосвязанно, но при дифференцированном подходе к каждому из них. Это обусловлено не только тем, что в основе функционирования каждого вида лежат одинаковые психические процессы и психолингвистические закономерности. В реальном общении человек читает и обсуждает прочитанное, делает при этом записи, позволяющие ему лучше запомнить и затем воспроизвести необходимую информацию, и т.д. Иными словами, данные виды деятельности как способы осуществления аутентичного речевого общения тесно переплетаются друг с другом и подчас трудно провести четкую границу между ними. Поэтому и в учебном процессе обучение говорению должно проходить в тесной связи с формированием умений понимать письменный/звучащий текст, и, наоборот, после прочтения/прослушивания текста учащиеся могут высказываться по его содержанию или в связи с ним (как в устной, так и в письменной речи), причем подготовка устных высказываний может сопровождаться письменной фиксацией необходимой информации и т.д. В то же время дифференцированный подход к обучению чтению, говорению, аудированию и письму, обусловленный специфическими особенностями каждого из них, должен приниматься во внимание при отборе материала для продуктивного и рецептивного усвоения, использовании адекватных упражнений, учитывающих особенности рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности, при отборе стратегий устно-речевых и письменных форм общения
Предметом изучения применительно к ИЯ является не только сам ИЯ, но и речевая деятельность, точнее речевое взаимодействие на этом языке, а также страноведческие и другие внеязыковые знания. Исходя из специфики образовательной области "ИЯ" основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, (Согласно И.А. Зимней "коммуникативная компетенция - это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение, на основе фонологических, лексико-грамматических, социолингвистических и страноведческих знаний и навыков и с помощью умений , связанных с дискурсивной, иллокутивной и стратегической компетенцией, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения).поскольку язык есть средство общения. Все же остальные аспекты цели являются подчиненными и реализуются в процессе осуществления первой.
Цель обучения ИЯ - формирование КК (- интегративна и включает в себя язык. К и социально-культурную К.) В свою очередь ЯК распадается на речевые умения, с одной стороны и на язык. знания и навыки их использования, с другой. Ведущим компонентом КК яв-ся речевые (коммуникативные) умения, ибо только владение ими позволяет осуществлять общение. КУ, являясь сложными умениями, включают языковые и речевые навыки. Поскольку общение возможно в неопосредованной форме ( говорение, понимание на слух) и опосредованно ( чтение и письмо) , то различают 4 вида речевых умений: умение говорения, умения чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.
I. Психологическая характеристика ВРД.
II. Психолингвистическая характеристика процесса порождения и восприятия речи.
III. Понятия “ навык ” и “ умение”.
IV. Психолингвистическая характеристика разных видов памяти.