Разбор первой программы

Создание проекта в Microsoft Visual Studio

Для разработки программ в среде Microsoft Visual Studio и Microsoft Visual Studio Express следует создать так называемый проект или решение. Рассмотрим, как это сделать.

Шаг 1. Выберите пункт меню File->New->Project.

Разбор первой программы - student2.ru

Шаг 2. Выберите тип проекта Visual C++ Win32 Console Application (консольное приложение).

Разбор первой программы - student2.ru

Шаг 3. Укажите имя проекта и нажмите «OK».

Разбор первой программы - student2.ru

Шаг 4. Нажмите кнопу «Finish».

Разбор первой программы - student2.ru

Шаг 5. В окне «Solution Explorer» откройте файл с расширением cpp.

Разбор первой программы - student2.ru

Первая программа

Существует старая добрая традиция, согласно которой изучать любой язык программирования начинают с написания программы «Hello, World!» или «Здравствуй, Мир!». Эта программа выводит на экран приветствие миру и представляет собой наиболее простой и быстрый способ заставить компьютер выполнить нашу команду. Для написания этой программы наберите в открытом редакторе следующий программный код:

//Первая программа на Си

/* Данная программа выводит

на экран приветствие */

#include "stdafx.h"

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {

cout << "Hello, World!" << endl;

system("pause");

return 0;

}

Запустите программу, нажав комбинацию клавиш Ctrl+F5 или кнопку с зеленым треугольником (как «Play» на музыкальном проигрывателе), и на экране монитора появится приветствие:

Разбор первой программы - student2.ru

Разбор первой программы

Перед тем, как продолжить чтение, вернитесь к написанной программе и попробуйте самостоятельно понять, что означают строки кода в ней.

Первая конструкция – это однострочный комментарий:

//Первая программа на Си

Однострочный комментарий определяется парой косых черточек //, которые говорят компилятору, что следующий за ними текст компилировать не нужно; действие этих черточек распространяется только на ту строку, где они расположены. Текст, расположенный между знаками /* и */, называется многострочным комментарием и также не компилируется:

/* Данная програма выводит

на экран приветствие */

Если компилятор встречает пару символов /*, то весь расположенный далее текст он воспринимает как комментарий до тех пор, пока не встретит закрывающую комбинацию */. Грамотное использование комментариев – это хороший стиль программирования. Комментарии должны облегчать понимание написанного кода для любого человека, читающего данный код. Однако и злоупотреблять комментариями не следует: ищите разумный компромисс.

Продолжим разбор программы. Очередная строка

#include "stdafx.h"

является подключением библиотеки stdafx.h, которая является специфической для Microsoft Visual Studio. Если вы работаете в другой среде, то данная строка кода не нужна. Команды

#include <iostream>

подключают библиотеку iostream, в которой объявлен оператор cout, осуществляющий вывод на экран. Строка

using namespace std;

указывает, какое пространство имён используется. Это C++-ная фишка, которую подробно рассматривать мы не будем: просто запомните, что для использования оператора cout нужно написать эту команду. Продолжим. Следующая команда выводит на экран приветствие миру:

cout << "Hello, World!" << endl;

Здесь "Hello, World!" – это сообщение, а endl – это перевод курсора (каретки) на новую строку.

Перед тем, как двигаться дальше, зададимся вопросом: «Что происходит, когда программа запускается?» А происходит вот что: одна за другой выполняются команды, расположенные в блоке

int main() {

}

Таким образом, main() – это начало программы на языке Си; фигурные скобки { и } являются соответственно началом и концом программы. Забегая вперед, отметим, что открывающая и закрывающая фигурные скобки используются для определения начала и конца любого блока программы: функции, цикла, условного оператора и прочих конструкций. Если провести аналогию с популярным языком Паскаль, то открывающая и закрывающая фигурные скобки соответствуют словам Begin и End в Паскале. Такой блок называется телом этих конструкций. Например, тело функции или тело цикла.

Команда

system("pause");

заставляет компьютер подождать нажатия любой клавиши, чтобы дать пользователю насладиться чтением сообщения. После нажатия любой клавиши окно с сообщением закроется.

Наконец, команда

return 0;

завершает функцию main(), а вместе с ней и всю программу. Возвращаемое функцией main() значение называется кодом возврата и указывает на то, успешно или с ошибкой завершилась программа. Значение 0 означает успешное завершение, а отличное от 0 – информирует об ошибке.

Обратите также внимание на то, что каждая команда должна заканчиваться точкой с запятой, иначе компилятор сообщит об ошибке. Более подробно рассмотренные конструкции изучаются в этой и последующих темах, пока же главное – получить общее представление о них и о структуре программы.

Наши рекомендации