Описание переменных строкового типа
Строкой называется последовательность символов определенной длины. Максимальная длина строки равна 256 символов.
Пример описания строковой переменной:
VAR Ss:string[40]; S1:string;
В программе строка S может иметь максимальную длину 40 символов, S1 может иметь максимальную длину 256 символов. К каждому элементу строки можно обратиться по его номеру, например, S[5],S1[25].
Вводятся и выводятся элементы строки целиком, в отличие от массивов.
Со строками возможно выполнение операций, указанных в таблице 6. При выполнении операции сравнения сравнение идёт слева направо, сравниваются коды символов до тех пор, пока не нарушено равенство.
Таблица 6. Операции со строками.
Название операции | Знак операции | Результат операции | Примеры |
Объединение | + | строка, состоящая из последовательного присоединения исходных строк | S=’m’ s1=’in’ s+s1=’min’ |
Сравнение | >,<,=,<> >=, <= | истина или ложь | ‘Bal’<’bal’ ‘mail’>’mai’ |
Таблица 6.2. Стандартные процедуры и функции для строк.
Название | Тип результата | Пояснение |
Length(s) | integer | функция возвращает длину строки s |
Concat(s1,s2) | string | функция возвращает строку сцепления строк параметров |
Copy(s, n, c) | string | функция возвращает подстроку строки s, начиная с позиции n и состоящую из с символов |
Delete(s, n, c) | string | процедура удаляет из строки s с символов, начиная с позиции n |
Insert(s1,s, n) | string | процедура вставляет подстроку s1 в строку s, начиная с позиции n |
Pos(s1, s) | integer | функция возвращает позицию первого вхождения подстроки s1 в подстроку s или 0, если строка s не содержит подстроки s1 |
Примеры.
Допустим s1=’в парке растут деревья’; s2=’и цветы’, тогда после выполнения операторов
Length(s1) получим результат 22,
Concat(s1,s2) - ’в парке растут деревья и цветы’,
Copy(s1, 9, 6) - ’растут’, Delete(s1, 8, 7) -- ’в парке деревья’, Insert(‘сквере и ’,s1, 3 ) - ’в сквере и парке растут деревья ’, Pos(‘р’, s1) - 5.
Упражнения.
1. Заменить в данной строке все вхождения одного символа на другой.
2. Найти в данной строке данную букву.
3. Дано предложение из нескольких слов, разделённых пробелом. Вывести количество слов в данной строке.
4. Дано предложение, состоящее из слов различной длины. Определить слово максимальной длины.
5. Дана строка, в которой есть несколько одинаковых символов sk. Сколько раз встречается этот символ в строке.
6. Дана строка, в которой есть несколько одинаковых символов st. Удалит эти символы из строки.
7. Из строки, в которой есть две запятые, удалить символы, расположенные между этими запятыми.
8. Определить, есть ли в строке два рядом стоящих одинаковых символа.
9. Дано предложение, состоящее из шести слов, разделённых пробелом. Напечатать второе, четвёртое и шестое слово.
10. В данной строке заменит символы st на символы mk.
Приложение.
Меню интегрированной среды разработки.
Главное меню интегрированной среды разработки (ИСР) состоит из десяти подменю и имеет следующие пункты: File, Edit, Search, Run, Compile, Debug Tools, Options, Window, Help.
Меню File включает команды работы с файлами.
Меню Edit включает команды редактирования текста программ.
Меню Search включает команды быстрого поиска компонент программы и контекстной замены фрагментов программы.
Меню Run включает команды запуска программы на выполнение и трассировки ее работы.
Меню Compileе включает команды, задающие различные режимы компиляции.
Меню Debug включает команды управления отладочной информацией.
Меню Tools включает команды работы с сообщениями ИСР и команды вызова отладочных утилит.
Меню Options включает команды, открывающие диалоговые окна для установки опций ИСР,
Меню Window включает команды управления окнами ИСР.
Меню Help включает команды вызова справочной информации по работе в ИСР и по языку ТигЬо Раsсаl.
Меню File
New — открыть новое окно редактирования Edit и сделать его активным для ввода новой программы.
Open— вызвать диалоговое окно Ореn File для выбора на диске который необходимо открыть для редактирования и запуска.
Save- сохранить программу активного окна редактирования в файле на диске под старым именем.
Save as — вызвать диалоговое окно Save file as , в котором указывается новое имя файла для сохранения программы из активного окна редактирования.
Save all — сохранить все файлы, открытые в окнах редактирования.
Change dir — установка имени текущего каталога.
Print— печать программы из активного окна редактирования.
Print setup — открыть диалоговое окно Print setup для установки параметров печати.
Dos shell— временный выход в Dos с возвратом в ИСР по команде Ехit
Ехit — Выход (завершение работы) из ИСР.
Меню Edit
Undo – отменить последнее действие редактирования.
Redo – повторить последнее действие редактирования.
Cut – удаляет выделенный фрагмент и помещает его в буфер обмена Clipboard.
Copy – копирует выделенный фрагмент программы в Clipboard.
Paste – вставляет выделенный фрагмент содержимого Clipboard в позицию расположения курсора активного окна.
Clear – удаляет выделенный фрагмент, не помещая его в Clipboard.
Show Clipboard – выводит на экран окно Clipboard.
Меню Search
Find - найти в тексте программы местонахождение фрагмента, указанного логовом окне Find .
Replace - найти в тексте программы местонахождение фрагмента, указанного в диалоговом окне Replace и заменить его на новый, указанный в том же диалоговом окне.
Search again - повторяет предыдущую команду поиска Find или замены Replace.
Go to line number - переход к строке программы, номер которой указывается в диалоговом окне.
Show last compiler error - высвечивает сообщение о предыдущей ошибке в нижней строке экрана и устанавливает курсор в месте обнаружения ошибки.
Find error — поиск в тексте программы местонахождения ошибки •ни исполнения по адресу, заданному в открывшемся диалоговом окне.
Find procedure - поиск в тексте программы местонахождения процедуры, которой задается в открывшемся диалоговом окне. Эта команда доступна в режиме пошаговой отладки.
Previous browse - высвечивает информацию предыдущего окна Browse.
Objects - показывает в окне Browse иерархию всех объектов текущей программы в виде дерева.
Units - показывает в окне Browse информацию о модулях текущей программы.
Globals - показывает в окне Browse все глобальные переменные текущей программы.
Symbol - позволяет задать идентификатор текущей программы, для которого будет выдан перечень номеров строк, где он используется.
Меню Run
Run — запуск программы на исполнение. Требуемые для запуска параметры указываются с помощью команды Pагаmeters , находящейся в этом же меню.
Step over — пошаговое выполнение программы. Вызовы процедур и < выполняются как один оператор (как один шаг).
Trace into — пошаговое выполнение программы. При вызове процедуры функции происходит вход в ее текст и пошаговое выполнение ее операторов.
Go to cursor — выполнение участка программы от текущей строки выполнения программы до строки, в которой находится курсор.
Program reset — завершает сеанс отладки программы и освобождает занимаемую память.
Рагаmeters… — открывает диалоговое окно, в котором указываются параметры для выполняемой программы.
Меню Compile
Compile — компиляция файла, находящегося в активном окне редактирования.
Маkе — условная компиляция многомодульной программы с созданием .ЕХЕ файла. Если со времени последней компиляции были внесены изменения в некоторые модули, то при выполнении Маkе перекомпилируются только измененные и зависящие от них модули.
Build — безусловная компиляция многомодульной программы с созданием .ЕХЕ файла. Выполняется перекомпиляция всех модулей программы, независимо от того, вносились в них изменения со времени последней компиляции или
Target — выбор в диалоговом окне Target целевой платформы для приложения.
Primary file... — открывает диалоговое окно для указания главного файла компилируемой программы для выполнения команд Make и Build.
Clear primary file – отмена указания главного компилируемого файла
Information – открывает диалоговое окно, содержащее информацию о скомпилированном файле.
Меню Debug
Breakpoints — открывает диалоговое окно, с помощью команд которого можно управлять условными и безусловными точками прерывания, т.е.точками в тексте программы, в которых будет приостанавливаться её работа для выполнения отладочных действий.
Call stack— открывает окно Call stack, в котором показана последовательность программы, вызванных до процедуры, выполняющейся в данный момент.
Register- открывает окно, содержащее информацию о регистрах.
Watch - открывает окно, в котором пользователь может вывести для себя информацию о значениях переменных и выражений программы, которые требуются ему при отладке.
Output - открывает окно, в котором отображается экран Dos и результаты работы программы (исключая графику). User screen — просмотр результатов работы программы, включая графику, в полноэкранном режиме.
Evaluate/modify... — открывает окно, в котором можно указать выражение, значение которого требуется определить, просмотреть значения переменных и элементов данных программы и изменить их.
Add watch... — открывает диалоговое окно, в котором программист может указать выражение или имя переменной, значение которых его интересует при выполнении отладки.
Add breakpoint... — открывает диалоговое окно, в котором устанавливаются условные и безусловные точки прерывания.
Меню Tools
Messages— открывает окно, в котором отображаются программ, которые выполняют вывод через фильтры Dos. Для перехода на строку отлаживаемой программы, которой соответствует сообщение, следует установить курсор на это сообщение и нажать enter.
Go to next— выполняет переход к следующему элемент окна Messages или Browser.
Go to previous— выполняет переход к предыдущему элементу окна Messages или Browser.
Gгер — вызов программы Gгер.
Тигbо Assembler — вызов программы Тигbо Assembler.
Тигbо Debugger — вызов программы Тигbо Debugger.
Тигbо Ргоfiler — вызов программы Тигbо Ргоfiler.
Меню Options
Compiler — открывает диалоговое окно, в котором программист может выбрать опции, управляющие генерацией выходного кода, обнаружением ошибок на этапе выполнения, уровнем детальности отладочной информации.
Memory sizes…— открывает диалоговое окно, в котором программист может установить для программы размеры оперативной памяти, отведенные под стек и под динамические переменные.
Linker…- открывает диалоговое окно, в котором выполняются установки, управляющие работой редактора связей.
Debugger…- открывает диалоговое окно, в котором выполняются установки, управляющие работой интегрированного отладчика.
Directories…- открывает диалоговое окно, в котором указываются каталоги, где находятся различные группы файлов, необходимые для выполнения компиляции.
Browser…- открывает диалоговое окно, в котором программист может установить различные опции, управляющие работой браузера.
Tools…-открывает диалоговое окно, в котором программист может добавить или удалить из меню Tools команды запуска программ, а также выполнить настройку этих программ.
Open - открывает диалоговое окно, в котором пользователь может восстановить установки интегрированной среды.
Save – сохраняет в файле установки опций, сделанные в диалоговых окнах Search, командой Primary File меню Compile.
Save as – открывает диалоговое окно Save Options, в котором указываются имена катала и файла, где будут сохранены текущие установки.
Меню Windows позволяет открывать, закрывать, активизировать окна, размещать их в поле экрана. Меню Help позволяет получить имеющуюся в системе справочную информацию.
Литература.
1. Марченко А.И., Марченко Л.А. Программирование в среде TURDO PASCAL 7.0. - Санкт–Петербург: “Корона Век”, 2007.
2. Павловская Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. - Санкт–Петербург: “Питер”, 2010.
3. Окулов С.М. Основы программирования. М.:Бином, 2005.
4. Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М.:Наука, 1989.