Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления

1. Организационно-технические неполадки.

1) В помещение доносится шум, разговоры – пока возможно игнорировать, говорить громче, подойти ближе, если обращают внимание – прокомментировать с юмором.

2) В дверь постоянно заглядывают посторонние – повесить табличку "Лекция". Можно сказать: Не мешайте нам, мы работаем.

3) Опаздывают и входят – одиночных не замечать, вошла группа – подождать, пока сядут, пригласить пройти, демонстрируя максимум доброжелательности. Прокомментировать шуткой: Извините нас, что мы без вас начали. Не показывать недовольства.

4) В помещении душно – сделать перерыв (не больше, чем на 10 мин.) и проветрить, сократить выступление.

5) Вышел из строя микрофон – сделать перерыв и починить или спуститься в зал и закончить выступление за 2–3 мин.

6) Погас свет – сделать перерыв или закончить за 2 мин.

2. Неполадки в деятельности оратора – оговорки. Мелкие оговорки не исправлять – вас все равно поймут, не привлекать к ним внимание. Если оговорка может исказить смысл: Простите, я оговорился, я, конечно, имел в виду... Если пропустили пункт – закончить мысль или раздел, потом: О чем я еще забыл упомянуть, так это о..., Я хочу вернуться сейчас к...

3. Помехи в поведении слушателей.

1) Активная реакция на отвлекающие внешние факторы – даже при интересной лекции аудитория не может не обратить внимание на интенсивный кашель, хлопок двери, движения, шелест бумаг. Д. Карнеги: «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущейся предмет, животное или человека». Преодолеть этот соблазн еще не удавалось ни одному оратору.

Залетел воробей:

– не замечать сколько возможно;

– сделать паузу, аудитория сама не будет долго на нем сосредоточена;

– обратить внимание, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями (Ну, хорошо, достаточно, вернемся к нашей работе);

– подойти ближе к слушателям – это будет мешать им отвлекаться.

2) Слушатели переговариваются:

– не принимать на свой счет, не замечать как можно больше;

– подойти поближе;

– некоторое время говорить, обращаясь к ним;

– сделать неожиданную паузу: Вы согласны? Не согласны?

3) Зевают в лицо – не относить к себе, может быть просто устали, не реагировать, пока не заметили и не реагируют слушатели. Сказать: Да, здесь что-то душно, воздуха не хватает. Вижу некоторым трудно дышать – может быть, сделаем перерыв, проветрим комнату?

4) Слушатели встают и уходят – не относите к себе, могут быть разные причины. Никак не реагировать, не делать замечание. Сказать: Если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, только тихонько выходите. Не показывайте, что это вас задевает.

5) С места раздаются реплики несогласия – сделать вид, что не слышали или не поняли. Если слушатель станет настаивать на своей точке зрения, вступить в дискуссию, но формально: Я понял вашу точку зрения, но у меня другая, я сейчас или позже приведу еще дополнительные аргументы. Если возражение действительно важное: Я вернусь к вашему замечанию позже. Обязательно сдержать обещание. Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, не вступать в дискуссию: Я понял вашу точку зрения, будущее покажет, кто прав.

6) С места раздаются грубые, провокационные выкрики – люди с низкой культурой хотят показать, что оратор не умен и не компетентен и выделиться, показать себя, обратить на себя внимание ("комплекс Моськи"), одна реплика – не заметить; не показывать, что задела или обидела, покажите свое превосходство, контроль над ситуацией: Да! Тут уж ничего не добавить! (пауза) Но мы все-таки пойдем дальше. Да, я понимаю ваши проблемы. Но, простите, нам нужно идти дальше. Я понял ваш вопрос (поставить в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно остановится на этой проблеме. Не допускать перебранки, подчеркнуто вежливо и корректно отвечать на любые реплики – этим вы покажете осуждение. Если уверены в своих силах – наступайте немедленно, используя шутку, иронию, сарказм (Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай…). Попробуйте похвалить, найти какое-то рациональное звено в реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-нибудь интересное: Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но если можно – в конце. Вот тут был еще вопрос, нужно отвечать на него? Минуточку, я закончу мысль. (проговорить 2–3 мин.) Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну, тогда мы пойдем дальше. Да, в том, что вы говорите есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом нужно поговорить отдельно. Успокоить аудиторию, сопровождая речь указательными жестами на тех, кто мешает (это успокаивает даже животных).

Список использованной литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д., 1999.

Михальская А.К. Основы риторики. М., 1989.

Михальская А.К. Основы риторики. М., Просвещение, 1996.

Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1993.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите составляющие образа оратора.

2. Перечислите зрительно воспринимаемые элементы речи.

3. Каковы особенности поведения оратора в аудитории?

4. Какие типы аудитории вы можете назвать?

Лекция 13

УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

План.

1. Типы устных публичных выступлений.

2. Композиция устного публичного выступления.

3. Правила организации начала, середины и конца устного публичного выступления.

4. Типы аргументов и способы аргументации.

1. Типы устных публичных выступлений

Устное публичное выступление – это речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью.

Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.

Информационная (информирующая) речь.

Цель речи – сообщение сведений, информации аудитории. Результатом должен быть возглас: «Как интересно!». Считается, что это самая простая речь для оратора.

Разновидности информационной речи:

– доклад (научный, деловой);

– монолог учителя;

– лекция;

– отчет;

– сообщение инструкции;

– объявление о предстоящем событии.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– нужно показать нерешенные вопросы;

– не должно быть ничего спорного, неразрешимого;

– речь должна пробудить любознательность;

– дать исчерпывающую информацию;

– должна быть актуальной и интересной для данной аудитории;

– должна содержать много конкретных фактов;

– должна содержать сопоставление старого и нового, нужно вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого;

– должна содержать элементы драматизма;

– включать не больше 2–3 разделов, пунктов плана;

– требует рационального изложения материала;

– требует логически безупречной аргументации;

– нужно подробно раскрыть причинно-следственные и условно-следственные связи.

Аргументирующая речь.

Это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку общественных движений, компаний. Обычно не планируются заранее, до их произнесения.

Убеждать можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.

Убеждающая речь.

Убеждаетв правотекакого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.

Разновидности убеждающей речи:

– выступление в научной и политической дискуссиях;

– выступление за круглым столом.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;

– необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);

– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;

– необходимо использовать короткие фразы;

– эффективно индуктивное построение речи;

– психологические доводы эффективнее логических.

Побуждающая речь.

Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!

Разновидности убеждающей речи:

– речь на митинге;

– речь на предвыборном собрании;

– прямой призыв к действию;

– речь-протест.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;

– речь должна приводить аудиторию к согласию;

– должна вызывать интерес;

– должна учитывать, может ли аудитория совершить действие;

– должна завершаться прямым призывом к действию.

Особое место среди агитационных выступлений занимают митинговые выступления.

Цель – эмоционально доказать один тезис и побудить аудиторию к действию.

Разновидности митинговых выступлений:

– выступление с политическим призывом;

– выступление с протестом;

– предвыборные выступления;

– призыв к действию.

Особенности митинговой аудитории.

– многочисленность, следовательно, понижение интеллектуального уровня слушателей (эффект толпы);

– разнородность, поэтому нужно ориентироваться на более низкий уровень;

– неподготовленность, поэтому эффективна индуктивная подача материала;

– сильный механизм заражения: эмоция усиливается в 4 раза;

– сильная восприимчивость к эмоциональным призывам: аудитория быстро реагирует на простые, легко выполнимые, эмоциональные призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!);

– затрудненная реакция на конструктивные предложения, поэтому такая аудитория не думает, не хочет напрягаться, логически рассуждать;

– высокий уровень внушаемости: аудитория очень легко верит односторонней, непроверенной, эмоциональной информации.

Эти особенности предъявляют высокие требования к оратору и выступлению.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– решительность изложения;

– повышенная громкость;

– заметная эмоциональность оратора;

– краткость (2–3 мин);

– использование коротких фраз;

– афористичность;

– отстаивание одного тезиса, обсуждение одной проблемы;

– критика иной точки зрения;

– оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);

– практическая направленность, конкретный призыв к действию в простой, ясной для восприятия форме (я призываю вас к ...);

– выражение общих интересов: использование позиции «мы» (я выступаю от...; я представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);

– нельзя повторяться, нужно развивать или опровергать мысль того, кто выступал до Вас, ссылаться на предыдущего;

– необходимо говорить о сегодняшнем дне, а не о прошлом;

– конкретно называть недостатки и виновных;

– выявлять причины неблагополучия;

– позитивная конечная ориентированность: должен быть ответ на вопрос: «Что делать?».

Наши рекомендации