Электронное приложение (папка «Технология»)

ü Презентация «Мы творим – что может быть прекраснее!!!» (результаты проектной деятельности учащихся на уроках технологии).

ü Проект «Дружная семья от начала до наших дней: исследование и рассказ» (Манучарян К., 10 кл.).

Мир литературного наследия и современность

А.В. Васильева,

учитель русского языка и литературы высшей категории ГОУ СОШ № 71,

Почетный работник общего образования

Постановка проблемы.Для учащихся, изучающих произведения писателей и поэтов, творивших сто или двести лет назад существенный интерес представляет осознание взаимосвязей в мире искусства, взаимосвязей эпох, взаимосвязей наук и т.д. Именно на это ориентированы темы проектных исследований.

В любой деятельности существенным является также вопрос практической значимости предполагаемых результатов. Информационный исследовательский проект, направленный создание презентации, которая может быть использована на конкретных уроках, как нельзя лучше отвечает этому требованию.

Очевидно, что на уроках литературы информационной составляющей презентации абсолютно недостаточно. Наиболее важным является эмоциональное воздействие, которого возможно достичь в ходе работы над проектом, а также используя презентацию на уроке. Важно задействовать все возможности компьютерной презентации: и зрительный ряд (иллюстрации, произведения живописи, портреты и др.), и звуковое оформление (художественное чтение мастерами слова, авторское чтение, музыкальные произведения, иллюстрирующие литературные произведения и т.д.).

Именно на создание продуктов, отвечающих этим требованиям, должны быть сориентированы учащиеся в период определения целей и задач исследования.

Руководитель проекта: А.В. Васильева.

Учебный курс:литература.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:русский язык, история, музыка, МХК, изобразительное искусство, информатика.

Участники проекта: учащиеся 9-11-х классов; сотрудники литературных музеев Санкт-Петербурга.

Тип проекта:информационныйпрактико-ориентированный, исследовательский, индивидуальный или групповой (2-5 человек); по длительности – от нескольких дней до месяца.

Заказчик проекта: учителя-предметники.

Цель проекта:создать образовательно-дидактиеский мультимедийный продукт на основе активной исследовательской деятельности учащихся в области литературы с использованием различных информационных источников.

Задачи проекта:

· формировать у учащихся осознания взаимосвязей в мире искусства, взаимосвязей эпох, взаимосвязей наук, взаимосвязей учебных предметов и т.д.;

· пробуждать в ученике активного исследователя, способного самостоятельно добывать, обрабатывать и систематизировать информацию;

· формировать отношения к интернету как к инструменту для получения информации, а не как к источнику развлечений;

· мотивировать учащихся к самостоятельному изучению отдельных тем;

· заинтересовать подростка, приглашая к новой системе отношений – учебному сотрудничеству;

· дать возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал;

· выработать навыки и умения групповой работы;

· создать дидактические пособия для урока (презентации).

Вопросы проекта:взаимосвязи творчества писателя и мира Петербурга, писателя и его эпохи, творчества писателя XIX-XX вв. и современного мира.

Необходимое оборудование:персональный компьютер с доступом в Internet и установленными приложениями MS Power Point, Fine Reader и др.

Информационные ресурсы:

http://www.klassika.ru/- электронная библиотека;

http://lib.ru/ - электронная библиотека;

http://imwerden.de/ – авторское чтение, документальное видео;

http://mp3.mmv.ru/ - музыка;

http://www.zipsites.ru/kino/sound_effects/ - коллекция шумовых эффектов;

http://www.tretyakov.ru – Третьяковская галерея;

http://www.hermitage.ru –Эрмитаж;

http://www.rusmuseum.ru - Русский музей.

Продукт проекта:ученические презентации по различным темам: «Есенин в современной музыке»; «Блок и революция»; «Пушкин сегодня»; «Петербург Блока»; «Петербург в романе «Преступление и наказание»,и др.

В электронном приложении представлена презентация «Живой Маяковский» (11-й класс).Цель работы состояла в том, чтобы доказать, что творчество поэта, творившего более века назад, интересно нашим современникам и востребовано ими. Ребятам удалось собрать и проанализировать большой материал. Созданная ими по итогам исследовательской деятельности презентация дает возможность получить визуальное представление о поэте и его современниках; услышать авторское чтение стихов В. Маяковским; прочитать стихотворения, посвященные Л. Брик и услышать песни, созданные на слова этих произведений; прослушать музыкальные произведения, созданные современными рок-музыкантами на слова стихотворений Маяковского; получить визуальное представление о работах Маяковского-художника и увидеть, как темы и образы, созданные Маяковским, используются сегодня (например, в рекламе); увидеть фотографии, свидетельствующие о том, что имя Маяковского живет в названиях улиц, станций метро, кораблей, театров и т.д. в Санкт-Петербурге и других городах России.

Наши рекомендации