Общее понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Способы установления темы и ремы в предложении
Актуальное членение – это деление на тему и рему. Тема – предмет сообщения. Рема – то, что сообщается о теме, заключает в себя основное содержание сообщения. Рема – коммуникативный центр высказывания.
Андрей поехал в Москву(рема) В Москву поехал Андрей(рема).
Способы выражения:
§ порядок слов (нейтральный – тема рема – Матезиус называет объектным порядком слов, противоположный – субъектный = экспрессивный)
§ интонация (фразовое ударение на реме, повышение тона)
§ частицы (тема – а, же; рема – только, лишь)
Взаимное расположение группы подлежащего и группы сказуемого – актуальное членение.
Группа подлежащего = тема(актуальное членение = синтаксическое членение)
Группа сказуемого = рема(актуальное членение = синтаксическое членение)
Если в порядке слов нет контекстуальной обусловленности (подл + сказ) – контекстуально независимые. Если порядок слов расходится с синтаксическим членением (сказ + подл) – контекстуально обусловленные.
Разграничение на синтаксически независимые и синтаксически зависимые можно произвести с помощью системы вопросов Ш. Балли (диктальные относятся к содержанию, модальные – к достоверности):
§ полный диктальный (ко всему содержанию) Что случилось? В чем дело? Автомобиль раздавил прохожего.
§ частичный диктальный (к части информации) Кто вышел? Петя вышел.
§ полный модальный (весь факт проверяется на достоверность) Павел здесь? Да. Нет. Возможно.
§ частичный модальный ( сомнение в реальности части информации) В школу ли пошел Павел? В школу.
Синтаксически независимые отвечают на полный диктальный. Синтаксически зависимые на частичный диктальный и частичный модальный, а полные модальные могут отвечать и те и другие в зависимости от ситуации.
Классификация высказываний по типу актуальной информации П. Адамца:
5. обще-информативные (актуальная информация=вещественная, мб. изолировано) Хлопнула дверь.
6. частно-информативные (сообщается аспект вещественной информации, остальная часть известна, ~вырвано из контекста) Беда разразилась в конце дня.
7. обще-верификальные (ядро – модальность, не новое сообщение, а реакция, устанавливается реальность/нереальность факта) Лётчик не погиб. Еду она мне добыла.
8. частно-верификальные (устанавливается реальность одного аспекта) Не одни злые люди ночью гуляют.
Предложение без ремы невозможно. Пропуск темы может быть в неполном предложении. Пароход отплыл поздней ночью. Долго прокашливался и гудел, дрожа корпусом.
Иерархия синтаксического членения. Синтаксически распространенное предложение состоит из группы подлежащего и группы сказуемого – предикативная группа. Она может быть распространена детерминантом. Детерминант:
4. падежная или предложная словоформа или наречие с обстоятельственным значением
5. относится к предикативной группе в целом
6. стоит перед предикативной группой
Теория детерминирующих членов (Шведова)
§ 1ий тип – детерминирующий член с субъектным или объектным значением
У студентов шли экзамены.
§ 2ой тип – обстоятельственные детерминанты
У входа в рощу стояла лошадь.
Предикативная группа представляет собой синтаксическое единство. Теснота связи зависит от семантики глагола. Семантическая связанность и взаимообусловленность делает возможным слияние в один компонент актуального членения – комплексное ядро (Адамец).
Нерасчленённые высказывания.
8. нет исходного пункта сообщения
9. всё образует рему
10. содержание сообщения – о существовании, возникновении, наличии – явление фактов действительности рассматривается как единое целое
11. препозиция глагола по отношению к подлежащему
12. контекстуальная обусловленность минимальная
13. отвечает на полный диктальный вопрос
14. служат для введения нового лица, предмета, для сообщения о наступлении какого-нибудь события, отрезка времени, состояния
Ex: Слегка повеяло теплой сыростью.
Наступил длинный осенний вечер.
Едем с поля. Высокий воз со снопами.
В распространенном предложении при наличии нескольких тем актуальное членение может быть ступенчатым. Первая тема относится к остальным членам предложения как к реме и так далее. Дело свое, надо сказать, / он // любил.
41. Сложносочиненные предложения. Типы сложносочиненных предложений. (+40)
Средства связи частей.
ССП-1 из типов СП, в котор.объед.сочинит.связью.
1)интон.2)союз3)типиз.лекс.эл-ты:частицы(все же, тем не менее, именно, как раз, все-таки), наречия и их ФЕ аналоги(потому, поэтому, в рез-те, вследствие этого, дальше, потом), ввод.слова и констр(следовательно, естественно, значит).4)анафор.мест.и нар.(это, сюда).5)повторы:лексич, словообр., синонимич., антонимич.6) Общий ВЧП или придат. 7) СФГС 8)соотн.мод.кланов частей:ПН=ИН Бвр. 9) Sпарал. 10) полнота предик.части. 11) порядодк следов.частей. 12)единый мод.-врем.план.
Классиф.
Сопост.-против. И разделит. ССП.
Сопост-против ССП-это закр.структуры с сопост-против союзами, в кот.выр.смысловые отн.несоотв., сопост., противопост. 2 событий. М.б. гиб.и негиб.
Подтипы:1)сопост.-сравнивают, но не искл.события. А, ЖЕ(с-ч), ЕСЛИ-ТО, МЕЖДУ ТЕМ-КАК. 2) противопост.-противореч.др.др.факты,события. ОДНАКО, НО, ДА(=НО), ЗАТО, НО ЗАТО, ТОЛЬКО(с-ч): а)против-огранич.-события 2 части мешают осущ.первой(Пошла бы за грибами, но детей не с кем оставить); б)против-уступ.-одно соб.должно вызвать другое, но не вызвало((хотя)В доме у меня была своя комната, но жил я на дворе в хибарке.; в)против.-возместит.-соб.2 части нейтрализ соб.1 части.Союзы ЗАТО, НО ЗАТО, ДА, НО ТОЛЬКО.(Много труда предстоит крестьянину, но зато зимой он отдохнет).
Разделит ССП - откр. гиб. стр. 1)взаимоисключ.: ЛИБО-ЛИБО 2)чередов.-перечень сменяющих др.др.событий:то солнце светит, то туча. 3)Альтер.мотивация. Союзы А ТО, А НЕ ТО, ИНАЧЕ (Проси пощады, а то хуже будет)