Представление ключевых проблем

В этой книге я собираюсь сосредоточиться на трех проблемах:

1. Я оспариваю утверждение, что «иррациональное» поведение яв­ляется обычной моделью для жизни организации, и продемонст­рирую, что подробное поведение имеет в себе часть «рационально­го». Этим «рациональным» является понимание внутреннего театра человека — тех ключевых тем, которые влияют на человеческую личность и стиль руководства.

2. Я постараюсь осветить темную сторону лидерства, выделив некоторые наиболее типичные модели поведения, которые приводят к
крушению лидеров.

3. Я расскажу о том, что необходимо эффективному лидеру, указав
на то, что эффективные лидеры делают для обеспечения высоких

________________________ ЛИДЕРСТВО В ПРОТИВОРЕЧИЯХ____________________________ 23

 
АНКЕТА 1.1  
Как Вы понимаете лидерство  
  Прочтите следующие утверждения и скажите, верны они или нет.   1. Эффективные лидеры принимают рациональные решения 2. Только высококвалифицированные люди достигают руководящих позиций 3. Став лидером, всегда им остаешься 4. В современных организациях руководство не имеет большого значения 5. Хорошие лидеры ведут сбалансированную жизнь 6. Сейчас нам нужны управляющие, а не лидеры 7. Лидирами рождаются, а не становятся   ДА НЕТ
     

Показателей организации и обрисовав, как выглядит преуспевающая организация.

Логическое обоснование иррационального

Руководители не все­гда являются приме­ром рациональности

Сначала мы обратимся к вопросу «иррационального» поведения в жизни организации. Нравится вам это или нет, руководители не всегда являются примером рациональности. (В конце концов, они же люди!) Однако я по­кажу, что у этой иррациональности есть свое логи­ческое обоснование. И с ним надо считаться. Хоро­шо продуманные и полезные планы ежедневно ру­шатся в офисах по всему свету из-за влияния на по­ведение человека неизвестных нам сил. Кипящий котел разнообразных мотиваций, который пред­ставляет собой человеческое подсознание, находит разные выходы, — это даже может привести к срыву презентации, или продвижения по службе, или долго вынашиваемого плана глобализации. Хотя наш разум тесно связан с некоторыми подсознательными моде­лями поведения, эта связь неоднозначна. Особенно в первые важные ме­сяцы и годы жизни (а также и в более поздние, хотя в меньшей степени) изменение этих связей возникает как ответ на факторы развития, кото­рым мы бываем подвержены. Взаимодействие наших мотиваций с фак-




24 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА

__________________________

торами окружающей среды (в особенности, с человеческим фактором в лице нянь, родственников, учителей и других важных людей) определяет нашу уникальность. Вместе эти элементы создают сцену и наброски сце­нария для нашего внутреннего театра.

Уникальная смесь мотиваций определяет характер каждого из нас и формирует треугольник нашей психической жизни — тесную взаимо­связь познания, аффекта и поведения. Ни одну из составляющих этого треугольника нельзя рассматривать в отдельности от остальных. Важна именно целостная форма. Познание (та часть нашего разума, которая отвечает за мышление, аргументацию и интеллект) чрезвычайно важ­но, но не менее значителен и аффект, эмоциональные оттенки которого и делают нас уникальными; познание и аффект вместе определяют по­ведение и действие.

«Эмоциональным потенциалом» (emotional intelligence) мы называ­ем понимание мотиваций — своих и других людей. При существующей важности внутреннего театра каждого человека, состоящего из позна­ния, аффекта и поведения, эмоциональный потенциал (чувствитель­ность) играет главную роль в вопросе лидерства. Дело в том, что люди с большей эмоциональной чувствительностью гораздо чаще становятся эффективными лидерами. К сожалению, этому нельзя научиться, про­читав самоучитель. С другой стороны, приобретение эмоциональной чувствительности — это процесс, основывающийся на опыте. Более того, этим лучше всего заниматься с помощью супруга, друга, коллеги или специалиста, которые смогут подсказать Вам ваши мертвые зоны и по­могут увидеть, как Вы взаимодействуете с другими людьми (подробнее см. главу 2).

Темная сторона лидерства

Большая часть литературы, посвященной лидерству, описывает лидера как образец достоинств и красочно говорит о качествах, формирующих лидера. Я бы хотел напомнить читателю, что есть и другая сторона ме­дали. Все мы можем назвать хотя бы пять политиков, испорченных тем­ной стороной лидерства. Адольф Гитлер, Иди Амин, Иосиф Сталин, Пол Пот, Саддам Хусейн и Слободан Милошевич сразу же приходят на ум. Мы гораздо реже замечаем эту тень, когда она встречается нам на рабо­чем месте, хотя часто она портит жизнь многим.

Поэтому второй пункт моего плана — осветить темную сторону лидерства. Хотя можно говорить, что неэффективное лидерство — это противоречие в определении, так как только настоящее лидерство мо-

ЛИДЕРСТВО В ПРОТИВОРЕЧИЯХ 25



Можно утверждать, что неэффективное лидер­ство — это противоре­чие в определении

жет быть эффективным, многие руководители организаций терпят не­удачи. Вопросы, которые мы должны задать себе: Почему это происхо­дит? Что можно сказать о факторе неудач в руководящей работе? Мож­но ли найти предупреждающие признаки? Какое влияние может оказы­вать неудачное руководство на корпоративную культуру, структуру орга­низации и модели принятия решений? В следующих главах я дам объяс­нения нескольких крушений лидеров, расскажу о психологическом дав­лении, которое часто приводит к аномальному поведению, и рассмотрю взаимосвязь между личностью, стилем руководства, корпоративной культурой и принятием решений в организации.

Фактор неудач в руководстве — не очень при­ятный вопрос. Не всем нравится то, что я говорю, особенно когда я обращаюсь к определенным мифам о руководстве и указываю на человечес­кие ограничения на пути к лидерству. Я не столь оптимистичен, как многие пособия по лидерству, утверждающие, что в каждом есть избыток задатков лидера. Многолет­ний опыт научил меня, что не у всех есть этот потенциал; что, нравится вам это или нет, крушение лидеров — это реальность, и довольно ти­пичная.

Очевидно, что разговор о неудачном лидерстве может быть болез­ненным для тех, кто хочет стать лидером, но понимает свои недостат­ки. Трудно прощаться с мечтой. Но так же сложно говорить о неудач­ном лидерстве, если мы не хотим видеть, что наши героические лиде­ры — это колоссы на глиняных ногах.

Поиск сути эффективного лидерства

Поскольку я известен как «патолог» организаций, руководители чаще приходят ко мне, когда ситуация стала ужасной, чем когда у них все ла­дится. Большинство моих исследований были посвящены людям и орга­низациям в период кризиса. Названия некоторых из моих книг указы­вают на это: «Иррациональный руководитель», «Власть и корпоратив­ный разум», «Нестабильность на вершине», «Узники лидерства», «Учеб­ник по изучению характеров», «Лидеры, глупцы и мошенники», «Жизнь и смерть на коротком пути руководителя» и «Борьба с демоном».

Много лет читая лекции на подобные темы, я понял, что мое доволь­но негативное описание жизни организации может быть заразным. По мере обсуждения одной депрессивной темы за другой люди в аудито-

26 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА

______

рии сами впадали в депрессию. (Клинические психологи и психотера­певты называют этот феномен одним из следующих сложных терми­нов: «проективная идентификация», «реакции контрпереноса» или «па­раллельные процессы».) Я решил, что, ради себя самого и своих слуша­телей, я должен что-то сделать с тем настроением, которое я вызываю у других. Я должен как-то развеселить аудиторию после того, как привел ее в уныние.

В попытке «ослабить боль» от моих слов я в последнее время изме­нил свой подход к выступлениям; и эти же изменения я хотел отразить в книге. Огорчив всех рассуждениями о темной стороне лидерства в первой части книги, я продолжу великую американскую традицию са­мопомощи, рассказав о том, как можно стать более эффективным лиде­ром. В конце концов, люди читают книги про лидерство, чтобы узнать об эффективности.

Таким образом, третья тема моей книги: что нужно, чтобы стать эффективным лидером. Здесь я рассмотрю следующие вопросы: Что та­кое харизма и трансформационное лидерство? Что определяет хариз-матичного лидера? Какие знания, умения и роли отличают эффектив­ного лидера от неэффективного? Что можно сделать, чтобы развить ка­чества эффективного лидера? Кроме того, я расскажу о психодинамике перемен личности и организации, рассматривая такие вопросы, как: Какие воздействия приводят к удачным переменам? Каковы характери­стики организации с хорошими результатами работы?

Обсуждая эти вопросы, я покажу, что индивидуальный стиль руко­водства — синтез различных ролей, которые человек берет на себя — является сложным результатом взаимодействия внутреннего театра это­го человека и проявляется в ключевых вопросах, на которые влияют черты характера и темперамент, и навыках, которые человек развивает с течением жизни.

Наши рекомендации