З. Выявление произведений печати и библиографический поиск
Задача данного этапа — установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке. Оценка документа на данном этапеносит предварительный характер. Составитель обследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-правовые системы, Интернет.
Обследованию подлежат не только опубликованные, но и рукописные материалы (краеведческие и др.). При выявлении литературы по узким и новым проблемам, не получившим широкого отражения в печати, эффективным является метод «снежного кома», суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по той же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя эту процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться.
Изучение произведений печати
Главная задача – установление соответствия выявленных произведений печати теме дайджеста. Это достигается путем просмотра. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор.
Библиографическая группировка
Основная задача данного этапа– выбор оптимальной структуры (построения), т.е.формирование будущего дайджеста.
5.1 Единицей группировки являются – фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему). Если цитата, включенная в дайджест начинается не сначала (не сначала предложения) или заканчивается не полностью (не заключительным словом предложения), то ставится многоточие (…). Например: … сколько нам открытий чудных /Готовят просвещенья дух, / И опыт… И гений… И случай…. При необходимости изменения какой-либо части слова или самого слова – они заключаются в квадратные скобки [ ]. Например: Что в [моем] имени тебе?; …Вновь я посетил [а]/ Тот уголок земли…. Каждый фрагмент, извлеченный из тек-ста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом. Например (1.– С. 5–6).
5.2.Выбор оптимального построения основных делений – разделов,подразделов и более дробных делений, порядка их следования друг за другом. Затем составитель озаглавливает каждый, устанавливает по-рядок их следования и логическую соподчиненность. Зависит от темы, характера и содержания представленной литературы в строго хронологической последовательности, в логическом порядке – от общего к частному.
Группировка материала может быть:
• тематической;
• хронологической – (временная последовательность);
• логической – (внутренняя закономерность):
• от частного к общему;
• от общего к частному
Из практического опыта составитель данного издания рекомендует составление дайджеста с помощью копий основных фрагментов тек-ста, склеенных в нужной последовательности. Копии фрагментов документов вырезают, складывают (склеивают и др.) в нужном порядке. После проверки набирают текст на компьютере.
Заключительный этап
Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов
Главная задача – раскрыть читателям замысел составителя, по-мочь свободно ориентироваться в дайджесте.
Предисловие
Предисловием должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие. Здесь даетсяхарактеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем литературе, разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы дайджеста не перечисляются, для этой цели служит оглавление), перечисляются вспомогательные указатели.
Оценивается актуальность, т.е. важность, злободневность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна, т.е. что нового, раннее не известного, составители привнесли в изучаемую проблему.
Приложения
Художественное оформление предполагает использование различных иллюстративных материалов. Это могут быть: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств, краеведения, таблицы, графики. Карты в краеведческих пособиях. Это дополнит и раскроет основной материал. Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и логически связаны с основным текстом пособия.
6.2.1. Словарь основных терминов(в случае необходимости).
6.2.2. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:
Предметный указатель представляет собой перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания.
Именной указательсодержит сведения о составителях, редакторах, и других лицах, принимавших участие в создании. При необходимости именной указатель можно «раскрыть» за счет приведения полных имен и отчеств, дат рождения и смерти, рода деятельности, заслуг и т. п. Это дает читателю дополнительную информацию. В круглых скобках дается пояснение «о нем», «о ней». Например: Василий Иванович Шуйский, князь, боярин; Троекуров Роман Федорович, кн. (1606-1607); Иванов П. И. (о нем).
Указатель географических названий широко практикуется в краеведческих дайджестах. Перечень понятий географического указателя целесообразно сопровождать характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т.д.).
Список принятых условных сокращений.
Например: к.п.н..- кандидат педагогических наук, П – предприятие; РАН – Российская Академия наук; о – озеро.