Раздел 1. Библиотековедение
Область применения
Программа государственной итоговой аттестации (далее программа, ГИА) является документом системы менеджмента качества федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (далее – Институт).
Программа определяет содержание государственной итоговой аттестации по направлению подготовки бакалавров 51.03.06.62 «Библиотечно-информационная деятельность»
Программа ГИА включает программы государственных экзаменов и требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения, а также критерии оценки результатов сдачи государственных экзаменов и выпускных квалификационных работ.
Программа сформирована как единый документ на основе требований ФГОС/ГОС и содержания образовательной программы.
ГИА проводится в целях определения соответствия уровня подготовленности выпускника к решению профессиональных задач требованиям ФГОС/ГОС ВПО, ФГОС ВО.
Формы государственной итоговой аттестации Санкт-Петербургского государственного института культуры:
государственный экзамен;
защита выпускной квалификационной работы.
Государственный экзамен проводится по дисциплинам базовой части профессионального цикла, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников. Экзамен проводиться устно.
Выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломного проекта или работы (далее ДР) и является формой комплексной оценки уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника, определяющих его подготовленность к самостоятельной профессиональной деятельности.
В процессе государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы выпускник должен показать свои способности, опираясь на полученные знания, умения, навыки и/или опыт деятельности, личностные качества, сформированные общепрофессиональные и профессиональные компетенции, решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, четко и лаконично излагать специальную информацию, защищать свою точку зрения, подтвердить способность применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Программа ГИА предназначена студентам всех форм обучения и доводится до их сведения не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
Порядок проведения государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы определены локальными нормативными актами.
Нормативные ссылки
Настоящая программа разработана на основании:
федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее вместе – образовательные программы);
приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;
федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавров 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 13 января 2010 г. № 3, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 февраля 2010 г. № 16376
локальных нормативных актов:
– Положение о выпускной квалификационной работе;
– Положение о государственной итоговой аттестации.
Содержание программы государственного экзамена
Раздел 1. Библиотековедение.
1. Библиотековедение как наука. Его объект, предмет и структура.
Определение понятий «объект» и «предмет» библиотековедения. Основные концепции библиотековедения: книговедческая, просветительная, культурологическая, информационная, маркетинговая, когнитивная («знаниевая»), документо-коммуникационная. Структура библиотековедения: функциональный и аспектный принципы дифференциации.
2. Место библиотековедения в системе наук. Взаимосвязи с другими науками.
Междисциплинарное положение библиотековедения в системе наук. Родственные науки (книговедение, библиографоведение, читателеведение, информатика).
Интеграционные библиотековедческие дисциплины, изучающие различные аспекты и направления библиотечной деятельности: социология библиотечного дела, экономика библиотечного дела, библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная этика, библиотечное право, библиотечная политология, библиотечный менеджмент, библиотечный маркетинг и др.
3. Нормативно-правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности.
Источники правовой регламентации библиотечной деятельности: международные политико-правовые акты; федеральное законодательство общерегулирующего характера; федеральное и региональное библиотечное законодательство; территориальные (муниципальные) и ведомственные отраслевые нормативно-правовые акты; внутрибиблиотечная организационно-правовая документация.
Стандартизация в библиотечном деле (СИБИД).
4. Библиотека как социальный институт.
Концепции библиотеки: как документно-коммуникационной системы, как информационной системы, как социального института. Миссия и социальные функции библиотеки. Технологические функции библиотеки.
5. Общественно-профессиональные библиотечные ассоциации и объединения.
Возникновение негосударственных библиотечных организаций в конце 1980-х-начале 1990-х г. в РФ (Ленинградское библиотечное общество, Московская библиотечная ассоциация и др.).
Типы общественных профессиональных организаций в библиотечном деле. РБА как некоммерческое добровольное объединение юридических лиц (1995). Ее цель, задачи, структура. Подготовка рекомендательных и модельных актов по библиотечно-информационной деятельности.
ИФЛА - международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений. Ее цель, задачи, структура, направления деятельности, документы, разрабатываемые ИФЛА.
6. Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.
Понятие системы управления библиотекой (субъект и объект, цели, принципы, функции, методы, структура, кадры управления).
Цель управления (миссия библиотеки в широком и узком понимании, генеральные цели управления библиотекой). Основные принципы управления: научность, системность, единоначалие и коллегиальность, сохранение баланса власти, индивидуальный подход и др.
Понятие функции управления. Классификация и содержание функций. Методы управления. Классификация и содержание.
7. Проектная деятельность библиотеки.
Цель, задачи, значение проектной деятельности. Мониторинг библиотечно-информационной деятельности для выявления приоритетных направлений проектной деятельности.
Понятия «новшество», «инновация». Виды инноваций. Инновационная деятельность в библиотеках, содержание, основные этапы.
Виды библиотечных проектов. Характеристика современных библиотечных проектов.
Жизненный цикл проекта. Методы поиска проектных решений. Разработка бизнес-плана. Создание проектной документации. Формирование команды проекта, отбор, оценка и обучение персонала. Фандрайзинг в проектной деятельности библиотек.
Применение информационных систем управления проектами в библиотечно-информационной деятельности (Microsoft Project, TeamLab).
8. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
Понятие маркетинга. Концепции маркетинга: товарная, сбытовая, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимодействия. Коммерческий и некоммерческий маркетинг. Значение социально-этического маркетинга в деятельности некоммерческих организаций. Цели и принципы библиотечного маркетинга. Маркетинг взаимодействия в деятельности учреждений культуры и искусства.
Маркетинговая стратегия библиотеки. Основные этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии в библиотеке: определение целей и задач, проведение маркетинговых исследований: анализ товарно-фирменной структуры информационного рынка, анализ внешней среды; разработка комплекса маркетинга: разработка товарной политики с учетом специфики библиотечно-информационных продуктов и услуг как товара, определение их стоимости (условий предоставления).
9. Продвижение услуг библиотеки в традиционной и виртуальной среде.
Продвижение в структуре маркетинговой деятельности. Определение, цель, задачи. Проблемы продвижения библиотек и их услуг.
Этапы разработки программы продвижения: комплексная оценка ситуации; выбор целевой аудитории; определение цели и задач обращения к целевой аудитории; выбор маркетинговых коммуникаций-микс и средств передачи маркетинговых обращений; разработка идеи маркетинговых обращений и её фиксация в соответствующих документах; разработка и утверждение бюджета; анализ результатов.
Основные средства продвижения: реклама, Public Relations, стимулирование сбыта, директ-маркетинг. Интегрированный подход к разработке программы продвижения: использование традиционных каналов: радио, телевидение, публикации в СМИ, печатные материалы (буклеты, листовки), имиджевая реклама (календари, ручки), организация мероприятий, (event-management). Продвижение в интернет-среде: сайт бибилотеки, SMO (Social Media Optimization), SMM (Social Media Marketing): социальные сети, блоги, видеохостинги, мобильные библиотеки, QR-код, RSS-рассылки и др. технологии Веб 2.0
10. Организация библиотечно-информационного обслуживания.
Понятие библиотечно-информационного обслуживания. Принципы, функции, значение библиотечно-информационного обслуживания.
Стационарные формы обслуживания (виды абонемента, читальных залов, отделы справочно-библиографического обслуживания, правовой и деловой информации, выставочной работы, краеведческой литературы, электронных ресурсов, медиатеки и др.). Внестационарные формы обслуживания (библиотечные пункты. Передвижные библиотеки. Подвижные формы библиотечного обслуживания: библиомобили; библиотеки на остановках общественного транспорта, в торгово-культурных центрах, скверах, открытых площадках города; книгоношество и др). МБА, ЭДД.
Особенности библиотечно-информационного обслуживания в библиотеках разного типа.
11. Библиотечно-информационное обслуживание разных групп пользователей.
Типология пользователей библиотек. Особенности обслуживания различных групп пользователей.
Библиотечно-информационное обслуживание удаленных пользователей.
Библиотечно-информационное обслуживание читателей в специализированных отделах библиотек (на примере какого-либо отдела по выбору студента).
Психологическая комфортность библиотечно-информационного обслуживания. Общение библиотекаря и читателя
12. Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) в библиотеке.
Организация СБО. Определение СБО и его отличия от библиографического информирования. Классификация справок. Причины неопределенности библиографических запросов. Технология выполнения тематических, уточняющих, адресных и фактографических справок.
13. Культурно-досуговая деятельность библиотеки.
Современная библиотека как центр культурно-досуговой деятельности. Многовариантность моделей библиотеки как культурно-досугового центра. Функции библиотечного досуга.
Культурные потребности пользователей библиотек: дети, подростки, юношество, молодежь, женщины, мужчины, лица пожилого возраста и др. Формы досуговых мероприятий в библиотеке в зависимости от типа культурных потребностей пользователей. Технология подготовки досугового мероприятия (раскрывается на примере конкретного мероприятия по выбору студента)
14. Комплектование фондов библиотек.
Комплектование фонда: понятие и сущность. Виды комплектования фондов. Принципы комплектования. Характеристика основных этапов комплектования фондов. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) как средство совершенствования комплектования фондов библиотек.
15. Организация фонда библиотек.
Организация фонда: понятия и сущность. Характеристика основных этапов организации фондов библиотек. Размещение, расстановка и учет фондов в библиотеках разных типов. Обеспечение сохранности фондов библиотек.
16. Библиотечно-информационные продукты и услуги.
Определение. Библиотечно-информационные услуги как вид государственных (муниципальных) услуг. Нормативная база предоставления государственных услуг. Подходы к классификации библиотечно-информационных продуктов и услуг. Библиотечно-библиографические услуги. Фактографические продукты и услуги. Информационно-аналитические продукты и услуги. Культурно-досуговые мероприятия. Дополнительные услуги, оказываемые библиотечно-информационными учреждениями (ксерокопирование, сканирование, переплет, аренда и пр.). Стандарты качества библиотечно-информационных услуг. Технология подготовки отдельных видов услуг (по выбору студента).