Тема 3.2 Клавиатуры и позиционирование и управление курсора
Клавиатура является классическим устройством ввода информации в компьютер. Информация через клавиатуру вводится посимвольно с помощью матрицы электрических переключателей. Если вам приходилось работать на компьютере или печатающей машинке, то вы уже знаете, как надо работать с клавиатурой. К сожалению, клавиатуры, как и другие устройства компьютера, также не лишены изъянов и ограничений.
Рис. Клавиатура Cherry G83-3000 (компания Cherry Electrical Products)
Устройство клавиши с механическим переключателем показано на рис. 4.2. Два бронзовых контакта разделены пластиковой пластиной привода. Эта пластина поджимается снизу пружиной, находящейся в основании переключателя. При нажатии на колпачок приводная платина перемешается вниз, сжимая пружину. В результате покрытые золотом контакты приходят в соприкосновение. Так как золото является мягким металлом и хорошим проводником, то контакт обладает малым электрическим сопротивлением.
Рисунок 3.2 Конструкция клавиши с механическим переключателем
Устройство мембранной клавиши показано на рис. 4.3. Пластиковый привод покоится на мягком резиновом основании. Внутри резиновое основание покрыто проводящим слоем углеродистого серебра. Под резиновым основанием находится два незамкнутых контакта печатной платы.
Рисунок 3.3 - Конструкция клавиши с мембранным переключателем
Механические и мембранные переключатели имеют как достоинства, так и недостатки. Механические переключатели более надежны и имеют хорошую тактильную отдачу во время набора текста. Вместе с тем, механические клавиатуры более сложны в изготовлении и чувствительны к попаданию в них жидкости и инородных предметов. Мембранные клавиатуры являются менее надежными, но имеют более мягкую отдачу, чем привлекают некоторых пользователей. Они более стойки по отношению к попаданию в них жидкости и посторонних предметов, поскольку их контакты имеют лучшую защиту.
Рисунок 3. 4 Упрощенная схема матрицы клавиатуры
Скан – коды
Кодирующее устройство на основе сканируемой матрицы формирует до 256 восьмиразрядных двоичных кодов от клавиатуры ввода, имеющей соответствующее число переключателей. Отличительная особенность устройства— матричное, например в 16 строкХ16 столбцов, включение переключателей в блоке клавиатуры и соответствующая организация блока сканирования этой матрицы.
При нажатии клавиши встроенный в клавиатуру процессор (8048 или 6805) определяет координаты замкнутого переключателя в матрице. После этого он передает на системную плату последовательный пакет данных, содержащий скан-код нажатой клавиши.
Напряжение на клавиатуру подаётся от порта (СOM, USB) + 5 В. Ток подается на вертикальные линии клавиатуры которые соединяются с горизонтальными посредством замыкания клавиш. Путем нажатия на клавиши происходит замыкание клавиш, то есть замкнутая клавиша приобретает уровни логической единицы (1) или уровень логического нуля (0). Далее определенный сигнал поступает каждый на свой регистр (вертикальный или горизонтальный) С регистров сигнал поступает на микропроцессор клавиатуры который вырабатывает СКЭН – КОД.
ASCII – коды
Однако, независимо от изображенного на клавише символа, довольно просто настроить процедуру преобразования скан-кода для назначения клавишам других символов. В Windows 9x и Windows NT/2000 можно установить несколько раскладок клавиатур для поддержки различных языков.
Альтернативные раскладки клавиатуры также не обеспечивают поддержку алфавитов, основанных не на латинице, таких, например, как русский или китайский. Символы с диакритическими знаками и другие, используемые в таких языках, как французский и немецкий, — часть стандартного набора символов кода ASCII. К ним можно получить доступ с помощью программы
Таблица символов(Character Map) или комбинации <А1t-клавиша цифровой клавиатурых Альтернативная раскладка клавиатуры просто облегчает использование символов, характерных для того или иного языка.
Если в документах используется несколько языков, можно устанавливать все необходимые раскладки клавиатуры по мере необходимости и переключаться между ними по желанию. При щелчке на индикаторе языка, расположенном на панели задач, появляется меню, позволяющее переключить язык. А во вкладке Язык (Language) можно указать комбинацию клавиш, которая позволит переключаться между установленными раскладками клавиатуры.
Если рассмотреть сильно упрощенную принципиальную схему клавиатуры, представленную на рисунке, можно заметить, что все клавиши находятся в узлах матрицы:
Рисунок 3.5 Упрощенная схема клавиатуры
Все горизонтальные линии матрицы подключены через резисторы к источнику питания +5 В. Клавиатурный компьютер имеет два порта - выходной и входной. Входной порт подключен к горизонтальным линиям матрицы (X0-X4), а выходной - к вертикальным (Y0-Y5). Устанавливая по очереди на каждой из вертикальных линий уровень напряжения, соответствующий логическому 0, клавиатурный компьютер опрашивает состояние горизонтальных линий. Если ни одна клавиша не нажата, уровень напряжения на всех горизонтальных линиях соответствует логической 1 (т.к. все эти линии подключены к источнику питания +5 В через резисторы).
Слово scan ("сканирование"), подчеркивает тот факт, что клавиатурный компьютер сканирует клавиатуру для поиска нажатой клавиши.
Любой манипулятор состоит из двух элементов: координатной части – ручки или руля, перемещение которой меняет положение вашего виртуального двойника или машины в пространстве, – и функциональных кнопок. Число кнопок может быть от 3 до 6, и большинству из них – кроме кнопки «огонь» или гашетки – можно в зависимости от игры присвоить разные значения: смена оружия, коробка передач и т.д.
Сегодня существует множество видов манипуляторов, абсолютно не похожих друг на друга, но относящихся к «семейству» игровых манипуляторов.
Манипулятор – это устройство ввода, которое заняло прочную позицию, преждевсего, в области компьютерных игр. Манипулятори подразделяются на цифровые ианалоговые. Цифровые, как правило, применяются в игровых приставкахи игровых компьютерах. Аналоговый манипулятор имеет существенное преимуществоперед цифровыми, так как цифровые реагирует, в основном, на положениеуправляющей ручки (влево, вправо, вверх, вниз) и статус так называемой кнопки «огонь».Аналоговые манипулятори регистрируют минимальные движения ручки управления, чтообеспечивает более точное управление.
Манипуляторы (мышь, джойстик и др.) — это специальные устройства, которые используются для управления курсором.
Мышь- это то устройство, с которым мы работаем большую часть времени за компьютером, однако при покупке компьютера на мышку обращают внимание в последнюю очередь, если обращают вообще. Мелкие отечественные производители оснащают свои компьютеры самой дешевой поделкой, кабы работала. Но от мышки во многом зависит производительность труда или удовольствие, получаемое от игр, поэтому к ее выбору необходимо подходить более ответственнено.
Виды мышей. Чаше всего встречаются мыши двух- и трехкнопочные. Выбор между ними – это полностью дело личных предпочтений. Большинство профамм используют только две кнопки мыши. Средняя кнопка обычно настраивается произвольным образом. Кроме того, распространены мыши с колесиком для быстрой прокрутки (при этом колесико также является и кнопкой). Наконец, производится достаточно большое количество разновидностей – несколько колесиков, дополнительные кнопки справа и слева на корпусе мыши и т.п. Оптимальным выбором для большинства случаев сегодня является двухкнопочная оптическая мышь с колесиком.
Оптико-механические
Оптико-механические. Главной деталью этой мыши является резиновый
шарик, который катается по коврику. При перемещении мыши шарик вращается, а его вращение передается цилиндрическим валикам внутри мыши.
Драйвер мыши. Для работы любой мыши необходим драйвер. Если вы все еще используете DOS, то следует установить драйверы реального режима, зафужаемые при помощи CONFIG.SYS или AUTOEXEC.BAT. При использовании Windows необходимы драйверы защищенного режима.
Обслуживание. Мышь требует периодического обслуживания, которое заключается в очистке от пыли, мусора и волос, которые скапливаются на шарике и роликах. Для этого следует снять шарик, очистить его и ролики и собрать мышь обратно.
Оптические мыши.
Оптические.У старых механических мышей было ограниченное разрешение, они были относительно ненадежны и требовали очень частой чистки. Производители решили эти проблемы, выпустив оптическую мышь, у которой вместо шарика был оптический датчик.