Лидерство и руководство

Ключевые качества современного лидера.

Видение.

Настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд. Он должен уметь предвидеть будущее и, исходя из своего видения, направлять свою команду вперёд к цели.

Мотивация.

Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.

Распознавание слабых сигналов (чувствительность).

Современный мир — мир перемен. Лидер должен быть внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире, в его команде. Умение получать обратную связь и быстро реагировать, упреждать — значит быть на полшага впереди всех.

Гибкость в поведении.

Лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и провзаимодейтвовать с ним, учитывая свои и его интересы, действовать из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду.

В дополнение ниже перечислен список, на мой взгляд, наиболее важных лидерских качеств:

1. целеустремлённость,

2. внутренняя целостность,

3. системность мышления,

4. любознательность,

5. активность, инициативность,

6. желание большего,

7. организованность,

8. последовательность,

9. коммуникабельность,

10. создание доверия,

11. самообладание,

12. смелость,

13. умение говорить, убеждать,

14. умение слышать и слушать.

И, конечно, одной из важнейших характеристик лидера может служить реализация всех этих навыков и умений в поведении. Любое слово должно воплощаться в действиях и поступках. Если лидер много говорит и мало делает, доверие к нему резко падает.

Как мы уже определили, один из критериев, определяющих лидера, — это наличие последователей или сплоченной команды, способной поддержать лидера в его устремлениях и начинаниях. Скажи, кто твоя команда, кто те люди, которые следуют за тобой, и я скажу, кто ты. Лидер не может существовать без поддержки и команды. Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера.

Лидерские ступени.

Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого — вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов. Вообще говоря, существуют лидеры совершенно разных форматов. А рост лидера может проходить в несколько этапов, в зависимости от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:

1. Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.

2. Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируется необходимостью, чем возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.

3. Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.

4. Системное или стратегическое лидерство (металидерство).Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

Таким образом, эволюция лидерства может проходить по следующей схеме:

На первом этапе развивается умение управлять собой: работать со своими состояниями, умением ставить и достигать цели, мотивировать себя на работу и на высшие достижения. На следующем этапе брать лидерство в каких-то определенных ситуациях. Учиться захватывать инициативу, коммуницировать и общаться с людьми и вместе с ними двигаться к выполнению поставленных задач и целей. На третьем этапе формировать собственную команду, мотивировать её, служить для людей привлекателем. Делать так, чтобы за вами хотелось следовать. Параллельно развивать прочие лидерские навыки: умение координировать действия своей команды, умение говорить, убеждать, внутреннюю смелость, целеустремлённость, стойкость, коммуникабельность. Ну и, наконец, на четвертой ступени создавать свою собственную лидерскую школу, где бы появлялись лидеры-последователи и осуществлялось руководство целой системой команд и бизнесов. На этом этапе просто необходимо умение управлять большими системами и структурами. Развивать видение и предвидение, потому что, только представляя отдалённые манящие перспективы, люди будут следовать за вами вперёд и вперёд, дальше и дальше.

Лидерство и руководство.

Если переносить теории лидерства в сферу бизнеса, то, вообще говоря, лидер не всегда является руководителем и наоборот. Руководитель — это часто формальная должность, выполняющая контролирующие и координирующие функции, а лидерство — это, скорее, психологический феномен. Хорошо, когда руководитель занимает лидирующую позицию и является вдохновителем и мотиватором коллектива, за которым хочется идти к достижению новых целей и взятию новых высот. Но часто это не так. Руководитель занимает исключительно менеджерскую позицию, в то время как лидером в коллективе является совершено другой человек.

Так почему же руководителю полезно быть лидером? Ну, во-первых, лидер является авторитетом в коллективе, а следовательно, он затрачивает значительно меньше усилий для управления и делегирования. Лидеру доверяют и его примеру следуют. Значит, большая часть внутренней информации в коллективе проходит через него, а следовательно, у него значительно больше обратной связи. Он знает о том, что происходит в коллективе, и с большей вероятностью может предусмотреть различные ситуации и заранее спрогнозировать их решение.

Вообще говоря, ещё в 1992 году профессор гарвардской школы бизнеса Абрахам Залезник охарактеризовал разницу между лидерами и менеджерами (управляющими). Он утверждал, что лидеры терпимо относятся к хаосу, отсутствию структуры и неопределенности, менеджеры добиваются порядка и контроля и стремятся избавиться от проблемы ещё до того, как сами поняли её смысл. Ниже приведены сравнительные характеристики управляющих и лидеров по работам А. Залезника:

Менеджеры /управляющие Лидеры
Получают свою должность Принимают и поддерживают статус-кво Стремятся к предсказуемости и порядку Реализуют цели Организуют дела по реализации события Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур Мотивируют персонал Избегают рисков Разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки их выполнения Контролируют соответствие критериям Акцент на тактике, структуре Организуют персонал Заинтересованы в производительности Берут на себя руководство Бросают вызов статус-кво Стремятся к переменам Формируют Видение Создают события Действуют за пределами принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур Вдохновляют людей Идут на риск Разрабатывают концепции и стратегии Вырабатывают критерии, задают рамки Акцент на фундаментальных ценностях, общих целях Сплачивают единомышленников Заинтересованы в эффективности

Managers do things right, leaders do right things.
Менеджеры делают вещи правильно — лидеры делают правильные вещи.

Кого вы бы хотели видеть в своём рабочем штате: менеджеров или лидеров? В какой позиции вам комфортнее и полезнее находиться, куда расти? Решать вам.

Отношения и цели.

Часто задают вопрос: «На что в первую очередь стоит ориентироваться руководителю-лидеру: на людей или на достижение результата?» Эта та дилемма, которую определил в своих работах по теории ситуативного лидерства Фред Фидлер. Ориентация на достижение результата дает возможность быстрее двигаться к цели, осуществлять контроль и планирование. В то же время ориентация на людей позволяет создавать доверительное отношение в коллективе, вовлечённость всех участников команды с учётом их личных особенностей и формирование индивидуальной мотивации. На практике мы часто сталкиваемся с руководителями того и другого типа. В погоне за выполнением плана и достижениями часто одни забывают о потребностях команды. Другие, фокусируясь только на человеческом факторе, теряют из виду цели. Хорошо, когда лидер умеет сохранять баланс между отношениями и целями. Ведь если ориентироваться только на задачи, отношения в команде становятся строго формальными и сухими. Велика вероятность возникновения внутренних напряжений в коллективе, трений и конфликтов. Напротив, исключительная ориентация на людей упускает из вида цели, и работа превращается в милую тусовку с тёплым эмоциональным климатом и дружескими отношениями, но с весьма небольшим коэффициентом полезного действия и низким функционалом. Поэтому важно помнить об этих составляющих управления, находить золотую середину и принимать их во внимание при долгосрочной командной работе.

Стили лидерства.

В современной теории управления приняты различные классификации управленческих стилей. Но по опыту считаю уместным выделять два самых распространённых и наиболее точно описывающих ситуацию стиля: демократический и авторитарный. Для демократического стиля лидерства можно считать характерным делегирование полномочий и частичную передачу ответственности за принятие решений команде. Для авторитарного — полный контроль над ситуацией, окончательное принятие решений остаётся за руководителем, руководство централизованно. Для того чтобы понять, какой стиль является более эффективным, полезно сравнить их характеристики.

Демократическое лидерство Авторитарное лидерство
Коммуникация, взаимодействие
Больше доверия внутри команды Меньше доверия внутри команды
Дискуссия на равных, есть возможность открыто высказывать собственную точку зрения Высокая зависимость от руководителя, замалчивание
Качественная и свободно озвучиваемая обратная связь Дефицит обратной связи, сильная критичность
Избыток информации разного качества Недостаток информации
Обратная связь руководству доступна Затруднена обратная связь от сотрудников к руководству
Принятие решения
Лидер разделяет ответственность за принятие решения с командой Вся ответственность лежит на лидере
Непрогнозируемость принятого решения Прогнозируемое принятие решения
Возможность совместного принятия решения Единоличное принятие решения
Принятие решение может быть продолжительным Высокая скорость принятия решения
Мотивация
Высокий командный дух, высокая мотивация Отсутствие должной мотивации в коллективе
Самостоятельность, инициативность, самомотивация сотрудников Безынициативность
Больше мотивация «К», на достижения Больше мотивация «ОТ», избегание неудачи
Цели, планирование
Видение общей цели всеми членами команды Частое отсутствие видимой общей цели у членов команды
Возможно отсутствие единой тактики и стратегии достижения результата Выстроенная лидером стратегия достижения результата
Возможно частое изменения цели и курса компании Быстрое движение к намеченной лидером цели
Гибкость в подходах, множественная точка зрения Отсутствие гибкости, точка зрения руководителя, консерватизм
Границы, контроль
Нет жёсткой иерархии Жёсткая иерархия
Высокая творческая активность Отсутствие творчества
Нет чётких границ полномочий Чёткое распределение полномочий
Недостаточная координированность в работе команды Чёткость и слаженность в работе команды
Возможно отсутствие дисциплины, хаос в работе Высокая дисциплина в коллективе
Делегирование, внутренний самоконтроль Высокая степень централизованного контроля

Как можно заметить из таблицы, в каждом лидерском стиле есть свои плюсы и минусы. Демократический стиль лидерства позволяет улучшить коммуникацию и обратную связь в коллективе, делает работу творческой, способствует множественному анализу ситуации и лучше мотивирует сотрудников, но в тоже время замедляет процесс принятия решения, особенно в условиях жёсткого дефицита времени, и создаёт дополнительный хаос. Напротив, авторитарное лидерство позволяет лучше координировать действия, чётче разграничивать обязанности и управлять сотрудниками, также облегчает процесс принятия решения, но при этом чревато безынициативностью сотрудников, отсутствием должного творчества и гибкости в компании. Как показывает практика, настоящий лидер умеет использовать преимущества обоих стилей руководства. Его гибкость как руководителя проявляется в умении использовать различные подходы в руководстве, совмещая демократический стиль с авторитарным, в зависимости от контекста.

Подводя итоги, можно сказать, что лидерство является неотъемлемой частью современного бизнеса. Именно лидеры и инноваторы развивают новые бизнес-подходы, расширяют горизонты и создают видение современного бизнеса на десятки лет вперёд. В то же время современные психотехнологии позволяют не только выявлять лидеров в нашей среде, но и обучать и взращивать новое поколение лидеров в разных сферах бизнеса и современной науки, ведь именно настоящий ЛИДЕР делает наше будущее настоящим!

Наши рекомендации