Взаимоотношения со СМИ
Наиболее успешные издательства и книготорговые структуры — лидеры книжного бизнеса давно осознали необходимость установления тесных взаимосвязей со средствами массовой коммуникации.
Роль СМИ в решении маркетинговых задач в книжном деле значительна и многопланова. А в условиях все возрастающей конкуренции на книжном рынке без использования средств массовой информации развитие связей с общественностью практически невозможно. Используя приемы и методики взаимодействия со СМИ, книготорговые организации получают широкие возможности воздействия на общество, информируя, образовывая и просвещая его.
Даже если книгопродавец не ищет путей сотрудничества со СМИ, средства массовой информации неизбежно будут помещать материалы и сообщения о его деятельности, когда она будет вызывать интерес общественности. Если же со стороны фирмы будет оказано содействие СМИ в сборе информации, это значительно снизит вероятность искажений и неточностей в сообщениях.
Анализ РR-деятельности российских книжных магазинов свидетельствует о том, что для наиболее коммерчески успешных структур книжного бизнеса грамотная РR-политика в отношении СМИ стала естественным и неотъемлемым правилом общения.
Предметом освещения и обсуждения в СМИ чаще всего становятся новые издательские проекты, деятельность издательских и книготорговых фирм, постоянен интерес к популярным отечественным и зарубежным авторам. При этом наиболее вероятно, что такой интерес вызовет не прямая реклама в СМИ, а результат различных PR-технологий, главнейшей из которых по отношению к СМИ является паблисити.
Термином «паблисити» принято называть комплекс информации о человеке, товаре и услуге, который появляется в средствах массовой информации: «Publicity — паблисити, популяризация, придание известности. «Неличное и, как правило, неоплачиваемое коммуникатором стимулирование спроса на его товар, услугу или саму фирму посредством распространения коммерчески важных сведений в средствах массовой информации».[7]
Под паблисити также понимают материалы (статьи, сообщения или пресс-релизы о товаре или фирме), передаваемые бесплатно средствам массовой информации для опубликования по их усмотрению.
В книжном бизнесе, как и в любой другой предпринимательской сфере деятельности, для предоставления в СМИ используются самые разные виды материалов:
Пресс-релизы, пресс-киты, информационные письма, биографии руководителей организации, заявления для прессы, занимательные статьи (фичеры), именные или авторские статьи (байлайнеры), интервью, истории-случаи (кейс-стори), заметки и др. Мы ограничимся лишь кратким перечислением данных материалов, так как целью данной работы не является их подробное описание.
Наибольшую ценность для книготорговых компаний представляют специализированные виды СМИ, аудитории которых непосредственно заинтересованы в событиях книжного мира.
В советское время самым массовым изданием, оперативно знакомившим потребителей с новостями книжной культуры, было «Книжное обозрение». Это издание существует и сегодня, однако его аудитория значительно сузилась и в основном состоит из институциональных субъектов книжного рынка: издательств, книжной торговли, библиотек.
Практически ту же аудиторию имеют такие отраслевые издания, как «Книжный бизнес», «Книжное дело», «Книготорговая газета», «Питер-Book», «Книжный магазин», «Книжное обозрение» и др. Взаимодействие с этими изданиями решает важные проблемы установления отношений с отраслевым окружением фирмы, партнерами по бизнесу, обеспечивает необходимой информацией о ситуации на рынке, о стратегии конкурентов, поэтому все ведущие книготорговые копании России регулярно дают о себе знать этим изданиям.
Так, информация от компании «Буквоед» часто появляется не только в вышеуказанных газетах и журналах, но и на страницах журналов «Афиша» и «Time Out», и даже разделе «Кинотеатры» городских афиш Санкт-Петербурга.[8]
Статьи и сообщения о деятельности компании «Топ-Книга» часто появляются в известных общероссийских и региональных изданиях: «Коммерсантъ», «Ведомости», «Профиль», «Эксперт», «Секрет фирмы», «Деловой Петербург», «Утро Петербурга», «Континент Сибирь», «Восточно-Сибирская правда», «Вечерний Новосибирск» др.
ТД «Библио-Глобус» ежемесячно размещает информацию о новинках учебной литературы для вузов на страницах журнала «Университетская книга» в рубрике «Рынок учебников». Постоянный читательский интерес вызывают разделы: информационные технологии, иностранные языки, медицина, право и юридические науки.[9] Так же магазин регулярно публикует информационные сообщения в профессиональных изданиях («Вузовские вести», «Книжный бизнес», «Полиграфист и издатель», «Университетская книга»).
Важным аспектом PR-деятельности является издание корпоративной литературы. Отдельными отраслевыми фирмами издаются корпоративные периодические издания: «Книжный дайджест» («Библио-Глобус»); газета-многотиражка («Московский дом книги»); информационно-аналитическое издание «Книготорговая газета» (ЗАО «Кнорус») и др.
Так же «Московский дом книги» ежемесячно выпускает журнал «Читаем вместе. Навигатор в мире книг»,информирующий читателейо 100 самых интересных книжных новинках месяца,о новостях книжного мира в России и за рубежом, о жизни и творчестве известных писателей, об истории знаменитых книг, цитат и многом другом[10].
Расширение потребительской аудитории — задача, которую с успехом решают сегодня многие книжные магазины, правильно планирующие стратегию взаимодействия со СМИ на основе PR-технологий, постоянно публикующие свои материалы в различных изданиях, пригодных для формирования паблисити в различных целевых аудиториях.
Прекрасные возможности для паблисити предоставляет радио. В передачах таких радиостанций, как «Эхо Москвы», «Маяк», «Радио России», «Говорит Москва», «Авторадио», активно участвуют многие издательства, регулярно предоставляя книги в качестве подарков и призов для участников конкурсов и викторин. Сегодня на радио вновь появились радиоспектакли — один из мощных источников воздействия на читателя.
Например, руководители ТД «Библио-Глобус» Б. Есенькин и компании «Буквоед» Д. Котов активно принимали участие в передачах различных радиостанций: «Книжное казино» на радио «Эхо-Москвы», в ряде программ на радио «Свобода». Подобные выступления главного лица организации предоставляет отличные возможности для презентации своей компании перед аудиториями данных радиопередач, что позволяет увеличить число ее потенциальных клиентов.
Определенная ниша, хотя и не столь значительная, как в печатных СМИ, есть у новостной информации по книжному делу на телевидении: на канале «Культура» с понедельника по четверг выходит программа «Порядок слов» с Николаем Александровым, ежедневно представляющим публике четыре новых издания; по пятницам — программа «Разночтения. Хроники литературной жизни» с тем же ведущим. В сетке вещания канала «Домашний» транслируется передача «Домашнее чтение».
Отечественные и зарубежные авторы, издатели, книгораспространители становятся гостями общественно-политических, культурных, информационных и развлекательных программ. Наиболее значительные события в книжном мире освещаются в новостных и аналитических программах. По многим популярным отечественным книгам сняты и показаны телефильмы и телесериалы.
Взаимодействие с журналистами и редакторами позволяет получать важную информацию, необходимую для планирования различных направлений PR: сведения о готовящихся к публикации статьях и обзорах; о вопросах, комментарий по которым можно подготовить; об актуальной тематике для статей; о мероприятиях, которые проводят или планируют конкуренты; о ситуации в самих СМИ и т.д.
Понимая важность взаимоотношений со СМИ, ТД «Библио-Глобус» пошел на столь важный шаг, как открытие собственного пресс-центра, который стал уникальной современной площадкой для проведения пресс-конференций, брифингов и круглых столов. В основе его концепции – возможность анонсирования не только актуальных политических или бизнес событий, но, в первую очередь, новостей в сфере культуры, искусства и просвещения.
Борис Есенькин отметил: «На сегодняшний день пресс-центр «Библио-Глобус» — это первая и единственная площадка в Москве, где «ньюсмейкеры» – писатели и музыканты, просветители и общественные деятели, смогут поделиться с собравшейся прессой актуальной новостью, рассказать о предстоящем событии в области культуры и искусства. В дальнейшем проекте в пресс-центре планируется проводить мероприятия и встречи с привлечением западных звезд литературы, музыки, живописи и архитектуры».[11]
PR в интернете
Огромным потенциалом для проведения мероприятий по PR является Интернет — относительно новое для России (по сравнению с печатными и даже электронными СМИ), динамично развивающееся средство массовой коммуникации.
Технологии и методологию PR в Интернете можно разделить на массовые коммуникации, отношения со СМИивзаимоотношения с целевыми группами.[12] Для каждой из данных аудиторий PR ставит и решает свои задачи.
Массовые коммуникации в Интернет подразумевают осуществление брендинга в сети, продвижение товара или сайта, что в настоящее время является наиболее востребованной услугой, если необходимо привлечь к сайту внимание целевой аудитории и создать активное сообщество постоянных посетителей сайта, которое является ближайшим деловым окружением компании. Для этого на сайте создается постоянно действующее в режиме онлайн сообщество, члены которого имеют доступ к информационно-познавательным материалам сайта, могут получать консультации, а также активно общаться друг с другом в целях обмена опытом в своей сфере деятельности и просто ради общения.
Отношения со СМИ подразумевают взаимодействие со средствами массовой информации путем использования возможностей сети (рассылка пресс-релизов, создание на веб-сайте специального раздела «для прессы», написание статей и др.).
На сегодняшний день большинство газет и других средств массовой информации присутствуют в сети. Отношения со СМИ, как и в офф-лайне, продолжают оставаться одним из наиболее часто употребляемых элементов PR-деятельности.
Взаимоотношения с целевыми группами — это взаимодействие через Интернет с ближайшим окружением компании (с целевым сегментом рынка), то есть с теми, кто нуждается в получении информации о компании. Компания может сегментировать свое деловое окружение на определенные группы и с каждой из них проводить мероприятия.
Например, набор мероприятий для постоянных клиентов может быть таким: рассылка информации об изменениях в ценах и новых услугах, еженедельная рассылка отраслевой статистики, приглашение на презентации, поздравление с праздниками.
Создание, поддержка и регулярное обновление информации web-сайтаявляются одним из важных компонентов PR-деятельности в сети Интернет. Сайт необходимо сделать максимально эффективным с точки зрения успешной коммуникации и поддержания благоприятного имиджа: наладить обратную связь; связь менеджмента компании с потребителями на форумах; создать на сайте собственный список рассылки (например, бесплатная рассылка издательской группы «Дело и Сервис», «Все о маркетинге: теория и практика», в которой анонсируются новые поступления в интернет-библиотеку по маркетингу на сайте компании).
«Наличие корпоративного веб-сайта в книжном бизнесе является необходимостью. «Если вы не представлены в Интернете — вы просто не существуете» — этой фразой можно описать значение веб-сайта для издательства и крупной книготорговой структуры. Содержание информации, техническое оформление сайта зависит от того, кто является целевой аудиторией и что сайт должен до нее донести, какие возможности предоставить. Если судить по содержанию информации сайтов российских издательств, то основной целью, которую преследуют издательства, является предоставление потенциальному покупателю возможности ознакомиться с репертуаром издательства, гораздо меньше используются возможности Интернета для интерактивного PR с такими аудиториями, как авторы и средства массовой информации».[13]
Для того чтобы привлечь внимание к издательской или книготорговой фирме, в Интернете также проводятся PR-мероприятия: лотереи, викторины, конкурсы и др.
В PR-деятельности используются и интерактивные пресс-конференции в режиме он-лайн (он-лайн-видео), которые дают возможность выйти на прямой контакт с аудиторией, а затем поместить состоявшуюся дискуссию в общедоступный архив. В зависимости от целей пресс-конференции это может быть как обсуждение конкретной проблематики, так и интервью с известными личностями.
Во многих организациях интернет-технологии широко применяются и во внутрикорпоративном PR, где они выполняют интегрирующую функцию: создание баз данных сотрудников компании, корпоративные электронные СМИ, внутрикорпоративные форумы и персональные странички «карьерного роста».
Собственный Интернет-ресурс практически для всех книжных магазинов выступает не просто в качестве электронного «лица» компании, но и в роли своеобразной сетевой справочной службы, где покупатели могут ознакомиться с историей, миссией и ключевыми целями компании, узнать, что о ней думает пресса, о том, сколько наименований книг в данный момент имеется в продаже, прочитать об акциях, мероприятиях, событиях компании, высказать свое мнение на форуме и многое-многое другое.
«Самым последним и свежим нашим шагом – сообщает компания «Манн, Иванов и Фербер» - является наш корпоративный блог www.blog.mann-ivanov-ferber.ru. Здесь мы рассказываем о жизни издательства, процессе издания книг, новинках, новостях, общих тенденция книжного рынка. Блог - дополнительный канал распространения информации и еще одна возможность получения обратной связи от читателей, множество людей ведет свои блоги и читает других. Наш блог служит для них еще одним доказательством прогрессивности… мы очень довольны его работой».[14]
Все большее число крупных книготорговцев сегодня занимается книжной интернет-торговлей, наряду с обычной розницей.
По мнению Владимира Драбкина, директора информационно-маркетингового центра "Альвис", книга является одним из самых удобных товаров для торговли в Интернете. Количество магазинов, торгующих в сети книгами, выше, чем не оказывающих такой услуги фирм, и, на данный момент, Интернет выступает тем сбытовым каналом, который может решить проблему доставки книг покупателям гораздо быстрее, чем обычные магазины. С другой стороны, столь привлекательный инструмент уже сейчас интересует тех игроков книжного рынка, которые работают только в офлайне. Можно сказать, что книжный рынок встал перед проблемой затоваривания и продукции сейчас выпускается больше, чем можно продать. Поэтому многие розничные торговцы обращаются к идее развития всех возможных каналов связи.[15]
Свое мнение высказывает Борис Есенькин: «Несомненно, тенденция ухода клиентов в интернет прослеживается. Поэтому еще 10 лет назад мы создали собственный онлайн-магазин. И его продажи год от года увеличиваются. Сегодня они составляют 12,5% от общего объема «Библио-Глобуса». Покупатели ценят возможность «зайти» в электронный книжный в подходящее для них время, удобную систему заказа и доставки. Недавно там появилась функция «пролистывания» понравившегося издания. При тотальном цейтноте и растущей технической грамотности россиян интернет-торговля скоро завоюет значительное место в общем объеме продаж».[16]
Эксперты оценивают долю продаж через Интернет в 2-4% от общего оборота книжной торговли. Доля книжных интернет-магазинов в общем количестве торговых точек – около 3%. Однако участники рынка предсказывают этому сегменту книжной торговли рост до 10,0% объема книжных продаж к 2010 г.