Стратегии адвокатирования
Тема 2. Понимание проблемы. Основные этапы в проведении адвокации
Адвокация - процесс воздействия на людей, принимающих решения, и на общественное мнение с целью защиты общественных интересов и прав различных социальных групп. Адвокация направлена на мобилизацию усилий для достижения изменений в обществе, включая проведение законодательных и политических реформ.
Ценности адвокации:
дает гражданам и сообществам возможность быть услышанными
делает общественную проблему более значимой
позволяет приблизиться к ее решению или позволяет изменить диспозицию, распределение сил
Идеальный результат адвокации - внесение реальных изменений в жизнь людей, институционализация демократических процедур, «мирное внедрение» новых позитивных представлений и норм. Или, обобщая сказанное, цель адвокации – более справедливый порядок вещей.
Стратегии адвокатирования
Продолжая распутывать синонимический клубок, мы подошли к еще двум понятиям, употребляемым по аналогии с защитой общественных интересов. В английской версии это advocacy, campaigning, lobbying, а в русской - адвокатирование, лоббирование, общественная кампания. Хотя велико желание поставить знак равенства и между ними, в действительности они соотносятся так:
Адвокатирование предполагает как один из методов работы лоббирование, или отстаивание интересов в органах законодательной и исполнительной власти (употреблять этот слово как синоним «продвижения» некорректно).
При этом лоббирование – естественная часть политического и экономического процесса, поэтому в ином смысле шире адвокатирования (например, в ВРУ лоббисты могут отстаивать вовсе не общественные, а чьи-то частные интересы, которые могут потенциально вступить в конфликт с общественными). Адвокатирование, несомненно, проводит ясную черту между частным и публичным интересом, между справедливостью и стремлением получить персональные привилегии.
Адвокатирование немыслимо без участия общественности, придание гласности процессу продвижения социально значимого вопроса, поскольку нацелено на достижение системных изменений. Пожалуй, наиболее «интенсивный» формат адвокатирования - общественная кампания (о ней речь пойдет ниже). Одновременно общественная кампания также может быть лоббистской, то есть ориентированной на работу с законодателями.
Так как в обществе действует целый калейдоскоп тематических групп, защита общественных интересов принимает разнообразные формы. Можно выделить три «стратегических линии» адвокатирования:
1) адвокатирование через переговоры и с помощью иных средств
2) адвокатирование через судебную защиту
3) адвокатирование через общественные кампании и акции
Главный критерий выбора линии – адекватность и целесообразность. Для решения частных проблем редко требуется слом всей системы, скорее всего несоответствие коренится в одной из плоскостей – содержательной, традиционной, или процессуальной (принцип треугольника Сокуро).
Содержание, политика Процесс и структура
Традиции и культура
Например, если вашей организации не выдали в министерстве открытую информацию по запросу, вряд ли стоит требовать роспуска министерства. Возможно, вы направили запрос не в тот департамент (решение проблемы лежит в «процессуальной» плоскости, иных препятствий нет). С другой стороны, может быть, никто из НКО еще не запрашивал документы в министерстве, и ваша просьба поставила их в тупик (решение лежит в плоскости традиций, открытость и прозрачность еще не стала нормой). С третьей – возможно, ваша организация в «контрах» с министерством (решение не выдавать вам информацию – «политическое»).
В адвокатировании важно понимать, у какого «ребра» треугольника ваш противник, это верная подсказка при выборе стратегической линии. Кроме того, входя в роль общественного защитника по какой-либо проблеме, не лишне задать себе несколько вопросов:
Чего вы хотите достичь?
На кого нужно для этого воздействовать?
Как вы собираетесь это делать?
Почему этот человек/люди должны поддержать вас?
Что они должны сделать, если поддержат?
Когда начинать действовать?
Скорее всего, ответы дадут вам достаточную пищу для размышлений и выбор стратегической линии упростится.
Этапы адвокации
Кампания по адвокации будет успешной, если она готовится планомерно, поэтапно. Каждый этап требует определенных знаний и навыков для обеспечения эффективной и результативной работы.