Типичные ошибки и подводные камни
Желая съэкономить, кандидаты иногда рассылают черно-белые письма. Они не так эффективен воздействуют на избирателя, так как подпись не воспринимается как подлинная. Основная психологическая зацепка состоит в том, чтобы письмо была напечатано «письменным» шрифтом и содержало цветное факсимиле кандидата. У большинства избирателей должно остаться впечатление, что письма подписывал сам кандидат.
Приверженность профессиональных текстовиков стереотипам. Иногда бывает так, что в избирательной кампании по выборам депутата в Государственную Думу используют опробованные тексты по выборам губернатора или даже Президента России. Команде кандидата текст может понравиться, так как он делает его солидной фигурой. Часто на фокус-группы не хватает времени и денег. Но у избирателя иные критерии восприятия и может так случится, что письмо вызовет негативную реакцию. Не дай Бог, если текст письма кандидата будет похож на один их тех, которые в свое время рассылали команды Ельцина, Черномырдина, Лебедя и т.д.
Использование в письме кандидата таких «авторитетов», которые не пользуются влиянием среди той категории избирателей, которой посылаются письма. Возможна и несоответствующая данной группе избирателей лексика, система аргументации и образно-смысловая система. Тогда письма выглядят искусственными, сделанными по заказу и дают обратный эффект. Несвоевременность письма также оказывает негативный эффект. Например, поздравления с Днем Победы могут прийти после праздника из-за плохой работы почты.
Побочные эффекты плохо проверенного банка данных адресов. Они возникают, когда в спешке не удается проверить уровень достоверности адресов. Тогда письма с поздравлениями приходят покойникам или гражданам, которые отбывают наказания в местах лишения свободы. Это вызывает крайне резкую эмоциональную реакцию, которой могут вопользоваться ваши противники. Требуется оперативно фиксировать эти случаи и снимать появившееся эмоциональное напряжение. Возможен и такой эффект, когда в ответ на письмо, «обманутые вкладчики» будут добиваться немедленной встречи с кандидатом, в то время как он находится в поездке. Привыкшие не доверять ответам, что кандидата в настоящее время в штабе нет, они могут устроить возле штаба дежурство, обустроить палаточный городок и т.п. Это может быть хорошим информационным поводом для соперников кандидата.
Могут возникнуть проблемы со стороны избирателей: «Откуда Вы узнали мой адрес. Вы что следите за мной?». Требуется спокойно объяснить, что списки избирателей – это публичный документ, к которому имеет доступ любой гражданин, а рассылка кандидатом своих обращений к избирателям – это законная процедура, преследующая достойные цели и ни в коей мере не ущемляющая прав граждан.
Перечисленные проблемы, к сожалению, не исчерпывают всех трудностей, которые возникают в ходе проведения кампании адресной рассылки. Эти проблемы в принципе решаемы, но команда должна быть к ним готова и иметь уже отработанные схемы реагирования.
Листовочная экспансия как вид избирательной технологии[5]
Листовки и плакаты в умелых руках – это мощный инструмент воздействия на избирателей. Как показывает опыт, с помощью одной только листовочной экспансии совершенно неизвестный кандидат, не проводя никаких других мероприятий и акций избирательной кампании, может получить до 5% голосов. Листовки могут быть прочитаны практически всеми избирателями. Согласно социологически опросам, более 50% избирателей знакомятся с основными идеями предвыборных платформ кандидатов из листовок, расклеенных или полученных ими по почте. Если нет возможности воспользоваться услугами почты, неплохо организовать разноску листовок силами добровольцев и раздачу листовок в пикетах в местах и во время наибольшего скопления избирателей (в часы «пик»). Лучший вариант – использование всех способов распространения, в зависимости от типа листовок и времени предвыборной борьбы. Формы и содержание листовок могут быть самыми разнообразными. Простое перечисление видов листовок даёт лишь самое общее представление о них.Задача команды кандидата – добиться, чтобы листовку не выбросили в первый же момент её получения, а сохранили, прочитали и поверили всему написанному в ней.
Вторая задача команды состоит в том, чтобы распространить листовки среди тех избирателей, которые нуждаются в них, а именно, прежде всего среди колеблющейся части избирателей, на которых листовка оказывает наибольшее воздействие. Выявить целевые группы электората кандидата – это отдельная проблема, решение которой позволяет определить виды листовок, а также места их распространения.
Третья задача состоит в создании единого стилевого решения всего агитационного материала. Все листовки кандидата должны быть узнаваемы, прежде всего, по форме, по характерным символам, цветовому и шрифтовому оформлению. Они должны быть узнаваемы с расстояния 5-6 метров. В едином стиле листовок имидж кандидата концентрируется и благодаря этому он становится близким и легко узнаваемым.