Или действие налогового органа
Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 дней со дня ее получения (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ).
Этот срок может быть продлен решением руководителя налогового органа (его заместителя), который рассматривает жалобу, еще на 15 дней (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). Причем основаниями для такого продления могут быть:
- необходимость в получении у нижестоящего налогового органа информации или документов, которые требуются для рассмотрения жалобы;
- представление лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов.
Отметим, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает каких-либо последствий несоблюдения вышестоящим налоговым органом указанного срока принятия решения по жалобе (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 30.01.2009 N КАА40/13233-08).
Какие же решения может принять вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу?
1. По жалобе на процедурное решение вышестоящий налоговый орган, который рассматривает жалобу, может (пп. 1, 2 п. 3 ст. 140 НК РФ):
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа ненормативного характера <1>.
--------------------------------
<1> Из пп. 3, 4 п. 3 ст. 140 НК РФ можно сделать вывод, что вышестоящий налоговый орган вправе также отменить процедурное решение полностью или в части, а также принять по делу новое решение. Однако, по нашему мнению, из системного толкования положений п. 3 ст. 140 НК РФ следует, что они применяются в основном к решениям о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.
2. Вышестоящий налоговый орган, который рассматривает жалобу налогоплательщика на действия налоговиков, проводящих проверку, вправе оставить жалобу без удовлетворения или признать их действия (бездействие) незаконными и вынести решение по существу (пп. 1, 5 п. 3 ст. 140 НК РФ).
Что это означает? По нашему мнению, речь идет о том, что вышестоящий орган, в частности, вправе обязать соответствующих должностных лиц отказаться от совершения незаконных действий либо совершить необходимые действия.
Решение по результатам рассмотрения жалобы в течение трех дней с момента принятия вручается или направляется налогоплательщику (абз. 4 п. 6 ст. 140 НК РФ).
СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ
ПРОЦЕДУРНЫХ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ПРИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРКАХ
Примечание
К участию в судебном обжаловании рекомендуем привлекать квалифицированных юристов.
Если вы недовольны результатом обжалования конкретного процедурного решения или действий налоговиков в вышестоящем налоговом органе, вы вправе обжаловать это решение (действие) в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Примечание
Напомним, что процедура обжалования указанных решений (действий) в вышестоящем налоговом органе перед их оспариванием в суде является обязательной (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным (действий его должностных лиц незаконными) в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого вы не согласны (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ). Указанный суд для данной категории дел является судом первой инстанции (п. 2 ч. 1 ст. 29, п. 1 ст. 34 АПК РФ).
Такие дела рассматриваются по общим правилам искового производства с учетом особенностей, которые установлены гл. 24 АПК РФ (п. 1 ст. 197 АПК РФ).
Дело рассматривает судья единолично. Срок рассмотрения - не более трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Отметим также, что председатель арбитражного суда может продлить этот срок до шести месяцев в связи с особой сложностью дела или значительным числом участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).
Если вы не согласны с принятым решением арбитражного суда, у вас есть право на пересмотр этого и последующего решений в вышестоящих инстанциях (разд. VI АПК РФ).
Обратите внимание!
Налогоплательщики - физические лица, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя, обжалуют решения и действия налоговых органов в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, пп. 3 ч. 1 ст. 22, ст. ст. 24, 254 ГПК РФ). Порядок рассмотрения заявлений судами общей юрисдикции регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ.
СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ
В АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Заявление о признании решения налогового органа недействительным (действий его должностных лиц незаконными) может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Указанный срок следует отсчитывать со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе или со дня истечения срока, предусмотренного п. 6 ст. 140 НК РФ для принятия данного решения (п. 3 ст. 138 НК РФ).
Следует иметь в виду, что трехмесячный срок на судебное обжалование исчисляется по правилам ст. ст. 113, 114 АПК РФ.
Пропущенный срок может быть восстановлен судом. Но только если он сочтет, что пропуск срока произошел по уважительной причине (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
СИТУАЦИЯ: В какой срок можно было обратиться в арбитражный суд до 1 января 2014 г. с заявлением о признании решения налогового органа недействительным (действий его должностных лиц незаконными)?
До 1 января 2014 г. моменты начала течения срока обжалования в суде и срока обжалования в вышестоящем налоговом органе совпадали. Оба этих срока отсчитывались со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав (п. 2 ст. 139 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Таким днем, как правило, признавался день принятия процедурного решения или совершения действия. Однако налогоплательщик мог узнать о нарушении прав и позже.
При этом, подавая жалобу в вышестоящий налоговый орган, налогоплательщик рисковал пропустить срок судебного обжалования.
Однако, по нашему мнению, такой формальный подход к исчислению сроков был неправильным.
Так, согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07, правила о сроке подачи заявления в арбитражный суд с учетом положений Налогового кодекса РФ не должны были рассматриваться как препятствие для реализации права на досудебное обжалование.
По мнению Президиума ВАС РФ, срок, который предусмотрен ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен был исчисляться с момента истечения срока рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.
Если же вышестоящий налоговый орган не принял решения по жалобе в установленный срок (либо не передал (не направил) решение по жалобе налогоплательщику) и налогоплательщик пропустил срок подачи соответствующего заявления в суд, это являлось основанием для восстановления срока.
Данное Постановление Президиума ВАС РФ вынесено в связи с обжалованием решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вместе с тем, по нашему мнению, его выводы были справедливы и для случаев обжалования процедурных решений и действий налоговых органов. Некоторые арбитражные суды поддерживали такой подход (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2010 N А42-2533/2010).
Однако существовала и другая точка зрения. Иногда судьи не соглашались с тем, что срок для обращения в суд исчисляется с момента истечения срока рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. А ссылку на Постановление Президиума ВАС РФ они признавали ошибочной, если обязательное обжалование в вышестоящий налоговый орган не предусмотрено нормами Налогового кодекса РФ (Постановление ФАС Московского округа от 28.10.2010 N КА-А41/11758-10).
Чтобы избежать спорной ситуации, вы могли обжаловать решение налогового органа (действия его должностных лиц) в вышестоящем налоговом органе и в суде одновременно (п. 1 ст. 138 НК РФ). Ведь обязательная процедура досудебного обжалования не применялась к процедурным решениям налоговых органов до 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона N 153-ФЗ).
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ