Основания отказа налогового органа

ПРОИЗВЕСТИ ВОЗВРАТ (ЗАЧЕТ)

ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГА, СБОРА,

ПЕНЕЙ И ШТРАФА

4.1. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) суммы излишне уплаченных налогов на том основании, что к моменту подачи заявления о возврате (зачете) не проведена камеральная проверка декларации (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

4.2. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате излишне уплаченных сумм налогов на том основании, что у налогоплательщика проводится (или должна быть проведена) выездная проверка (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

4.3. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) сумм переплаты на том основании, что налогоплательщик не представил уточненную декларацию с указанием суммы налога к возврату из бюджета (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

4.4. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате сумм переплаты на том основании, что имеется задолженность, возможность взыскания которой утрачена (п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

4.5. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) на том основании, что уплата налога произведена через банк, у которого на момент платежа отсутствовали средства на корреспондентском счете, если обязанность по уплате налога признана в судебном порядке исполненной (п. 3 ст. 45, п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) суммы излишне уплаченных налогов на том основании, что к моменту подачи заявления о возврате (зачете) не проведена камеральная проверка декларации (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)?

По вопросу исчисления срока на возврат (зачет) в случае подачи соответствующего заявления вместе с декларацией см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Согласно п. п. 4, 5, 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. В то же время камеральная проверка декларации (уточненной декларации) с суммой налога к возврату (уменьшению) проводится в трехмесячный срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ.

Из п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ следует, что инспекция может отказать в возврате суммы переплаты при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о том, по каким основаниям, помимо перечисленных, налоговый орган может принять решение об отказе вернуть сумму переплаты. В частности, неясно, может ли инспекция отказать в возврате (зачете) переплаты, если на момент подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога камеральная проверка уточненной декларации с суммой налога к уменьшению или декларации с суммой налога к возврату еще не окончена.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, в которых сделан следующий вывод: налоговый орган не вправе отказать в возврате излишне уплаченных сумм налогов на том основании, что в отношении поданной декларации проводится камеральная проверка. Аналогичное мнение высказано в работах авторов.

В то же время есть решение, согласно которому налоговый орган вправе отказать в возврате, если на момент подачи соответствующего заявления не окончена камеральная проверка уточненной декларации.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Налоговый орган не вправе отказать в возврате налога на том основании, что в отношении поданной декларации проводится камеральная проверка

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2011 по делу N А56-48816/2010

Суд признал недействительным отказ инспекции в проведении зачета до окончания камеральной проверки и указал на следующее: необходимость проведения камеральной проверки сама по себе не может быть основанием для отказа налогоплательщику в проведении зачета.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2009 по делу N А26-2387/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.03.2009 по делу N А55-12407/2008

Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает в качестве основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога проведение камеральной налоговой проверки. Право налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля не влечет безусловного отказа в возврате сумм излишне уплаченных налогов.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2008 по делу N А26-2386/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 по делу N А26-2387/2008

Консультация эксперта, 2011

Статья: Челночный бег за налоговой переплатой (Сахарова Д., Виноградова А.) ("Расчет", 2009, N 7)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2010 по делу N А56-69933/2009

Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает в качестве основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога проведение камеральной налоговой проверки. Кроме того, поскольку на момент принятия решения об отказе в возврате срок проведения камеральной проверки истек, отказ в возврате налога является незаконным.

Консультация эксперта, 2011

Рассматривая вопрос о правомерности отказа в возврате НДФЛ по заявлению, поданному вместе с декларацией 3-НДФЛ, автор пришел к выводу о том, что проведение камеральной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться в качестве основания для принятия решения об отказе в возврате.

Позиция 2. Налоговый орган вправе отказать в возврате налога, если на момент подачи заявления о возврате не окончена камеральная проверка уточненной декларации

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А46-23059/2008 (Определением ВАС РФ от 19.10.2010 N ВАС-10059/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд признал правомерным отказ налогового органа в возврате налога, поскольку на момент подачи заявления о возврате не была окончена камеральная проверка уточненной декларации. Суд также сослался на отсутствие в материалах дела первичных деклараций и платежек, по которым уплачивался налог.

Вправе ли налоговый орган отказать в возврате излишне уплаченных сумм налогов на том основании, что у налогоплательщика проводится (или должна быть проведена) выездная проверка (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)?

Из п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ следует, что инспекция может отказать в возврате суммы переплаты при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о том, по каким основаниям, помимо перечисленных, налоговый орган может принять решение об отказе вернуть сумму переплаты.

Официальной позиции нет.

Есть решения судов, из которых следует, что проведение в отношении налогоплательщика выездной проверки или ее необходимость не являются основанием для отказа в возврате излишне уплаченных сумм. Аналогичное мнение выражают авторы.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Московского округа от 13.11.2007 N КА-А40/11667-07 по делу N А40-6914/07-90-15

Суд указал, что проведение в отношении налогоплательщика выездной проверки не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченных сумм, в частности, потому, что переплата подтверждена инспекцией по прежнему месту учета налогоплательщика.

Аналогичные выводы содержит...

Статья: Возвращение излишне уплаченных налогов и пенсионных взносов (Даньшина И.) ("Московский бухгалтер", 2008, N 6)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2009 по делу N А05-7667/2008

Суд отклонил доводы налогового органа о том, что наличие переплаты может быть подтверждено только в ходе выездной проверки.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2010 по делу N А56-69933/2009

Постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2008 N Ф09-6665/08-С3 по делу N А50-2123/07

По мнению инспекции, она законно отказала в возврате суммы переплаты, поскольку в момент подачи соответствующего заявления в отношении налогоплательщика проводилась выездная проверка; налогоплательщику было разъяснено, что после подтверждения в ходе этой проверки факта переплаты он может вновь обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Суд отклонил доводы инспекции на том основании, что факт проведения выездной проверки в отношении налогоплательщика на момент подачи заявления о возврате суммы налога не влияет на его право на возврат суммы переплаты.

Аналогичные выводы содержит...

Статья: Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм (Вашурин М.С.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, N 24)

Статья: Суд решил ("Главная книга", 2008, N 21)

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2011 по делу N А65-10985/2010

Суд отклонил довод инспекции о невозможности осуществления возврата переплаты без проведения выездной проверки. Обязанность инспекции вернуть налог не зависит от проведения выездной проверки.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2011 по делу N А67-3340/2010

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 по делу N А65-9109/07

Постановление ФАС Центрального округа от 10.03.2009 по делу N А54-2920/2008-С18

Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) сумм переплаты на том основании, что налогоплательщик не представил уточненную декларацию с указанием суммы налога к возврату из бюджета (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)?

Из п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ следует, что инспекция может отказать в возврате суммы переплаты при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о том, при наличии каких обстоятельств, помимо перечисленных, налоговый орган может принять решение об отказе произвести возврат (зачет) суммы переплаты.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении ошибок, которые не привели к занижению суммы налога, налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым непредставление налогоплательщиком уточненной декларации с указанием суммы налога к возврату не может быть единственным основанием для отказа в возврате (зачете).

В то же время имеется судебный акт, согласно которому для осуществления зачета необходимо представить уточненные налоговые декларации.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Для осуществления возврата (зачета) представление уточненной декларации необязательно

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2009 по делу N А53-9020/2008-С5-23

Суд отклонил довод инспекции об обязательном представлении уточненных деклараций для подтверждения переплаты и указал, что при обнаружении ошибок, не приводящих к занижению налога, подавать уточненную декларацию необязательно (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Кроме того, из ст. 78 НК РФ не следует, что представление уточненной декларации является единственным способом получения возврата излишне уплаченных сумм.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.12.2008 N Ф08-7591/2008 по делу N А53-9019/2008-С5-44

Постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2008 N Ф09-1767/08-С3 по делу N А07-6753/07

Постановление ФАС Уральского округа от 02.07.2008 N Ф09-5218/07-С3 по делу N А07-19937/06

Постановление ФАС Уральского округа от 28.12.2009 N Ф09-10518/09-С3 по делу N А76-10026/2009-37-121

Суд пришел к следующему выводу: ст. 78 НК РФ прямо не предусмотрено, что представление уточненной декларации является единственно возможным основанием для возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налогов.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.2009 по делу N А53-9015/2008-С5-14

Постановление ФАС Уральского округа от 10.12.2009 N Ф09-9845/09-С3 по делу N А07-2594/2009

Постановление ФАС Уральского округа от 09.09.2009 N Ф09-6768/09-С3 по делу N А07-18377/2008-А-СЛА

Постановление ФАС Уральского округа от 02.06.2009 N Ф09-10406/08-С3 по делу N А07-14433/2008-А-РМФ

Постановление ФАС Уральского округа от 18.03.2008 N Ф09-1677/08-С3 по делу N А07-5160/07

Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2008 N Ф09-11071/07-С2 по делу N А07-6096/07

Постановление ФАС Уральского округа от 23.09.2009 N Ф09-7124/09-С3 по делу N А07-4476/2009

Суд отклонил доводы налогового органа о том, что при непредставлении уточненных деклараций произвести возврат налога невозможно, поскольку материалы дела подтверждают уплату налога по ставке выше установленной.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2009 N Ф09-7052/09-С3 по делу N А07-4477/2009

Постановление ФАС Московского округа от 30.08.2010 N КА-А40/9637-10 по делу N А40-158757/09-108-1229

Суд указал, что обязанность инспекции по возврату излишне уплаченных налогов не зависит от подачи налогоплательщиком уточненной декларации. Суд установил, что налогоплательщик ошибочно производил уплату налога, поскольку обязанность по уплате у него отсутствовала.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.11.2011 по делу N А32-21928/2010

Суд установил, что общество ошибочно уплатило налог в большем размере, чем было необходимо. По мнению инспекции, спорная сумма не может считаться излишне уплаченной, поскольку налогоплательщик не представил уточненную декларацию. Данный довод налогового органа суд отклонил как не основанный на нормах права. Решение инспекции об отказе в проведении зачета было признано недействительным.

Позиция 2. Для осуществления возврата (зачета) необходимо представить уточненную декларацию

Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2011 N КА-А40/8151-11 по делу N А40-136110/10-107-778

ФАС установил, что контрагент налогоплательщика взыскал с последнего в судебном порядке сумму НДС как неосновательное обогащение. Налогоплательщик подал в инспекцию заявление о зачете переплаты, считая, что ее наличие подтверждается вступившим в силу судебным решением. ФАС признал правомерным отказ в зачете спорной суммы, поскольку зачет невозможен без подачи уточненной декларации. Заявление о зачете нельзя подвергнуть камеральной проверке, а положения ст. 78 НК РФ применяются в случае, если факт излишней уплаты налога уже установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете).

Наши рекомендации