Жизненный цикл программных средств
Глава 7
ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
Общая характеристика программных средств
Для компьютерных информационных технологий в качестве средств управления техническим комплексом (компьютерных систем) выступают программные средства (программное обеспечение).
Вопросы разработки и использования программного обеспечения вообще достаточно хорошо проработаны и широко освещены в научной и учебно-практической литературе. Но необходимы некоторые уточнения.
Так, общее определение содержания понятия «программное обеспечение» включает в себя совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ[1]. Данная трактовка в общем случае может быть использована, особенно если речь идет о проблемах собственно разработки и эксплуатации программных комплексов как таковых. Но с точки зрения пользователей в рамках соответствующих технологий следует выделить из состава их программного обеспечения эксплуатационные документы, поскольку в соответствии со структурой средств и методов информационных технологий они относятся к организационно-методическому обеспечению.
Кроме того, в учебной и справочной литературе по-разному описывается структура программного обеспечения. Используются в различных сочетаниях такие понятия, как «общее программное обеспечение», «системное программное обеспечение», «базовое программное обеспечение», «прикладное программное обеспечение», «специальное программное обеспечение». При этом содержание этих понятий зачастую пересекается, что не дает возможности четко структурировать собственно программное обеспечение. В последующих разделах будет дана содержательная характеристика этих понятий, а сейчас необходимо сформулировать принимаемую здесь структуризацию программного обеспечения офисных технологий. Она основывается на четко выделенных и не пересекающихся по содержанию выполняемых соответствующими программами функциях, при этом в совокупности обеспечивается необходимая полнота всего состава программного обеспечения.
В составе программного обеспечения выделяются (рис. 7.1):
— системное программное обеспечение;
— инструментальное обеспечение разработки программ;
— прикладное программное обеспечение.
Программное обеспечение информационных технологий | ||
Системное программное обеспечение | Инструментальное обеспечение разработки программ | Прикладное программное обеспечение |
Рис. 7.1. Структура программного обеспечения
информационных технологий
Системное программное обеспечение представляет собой совокупность связанных между собой программ, которые обеспечивают функционирование средств вычислительной техники как таковых, без выполнения операций по реализации программ и заданий пользователей.
Инструментальное обеспечение разработки программ включает в себя различные системы программирования, с помощью которых могут разрабатываться и адаптироваться к конкретным условиям применения те или иные функциональные программы для решения конкретных задач.
Прикладное программное обеспечение представляет собой совокупность программных комплексов, обеспечивающих решение конкретных задач пользователя.
В дальнейшем инструментальное обеспечение разработки программ рассматриваться не будет, поскольку вопросы создания программных продуктов образуют специфическую область, не входящую в сферу деятельности секретарского обслуживания, и само осуществление программистских работ, как правило, производится не в офисах, а в специализированных фирмах и организациях, а также в индивидуальном порядке.
Жизненный цикл программных средств
Программное обеспечение информационных технологий представляет в целом сложную систему с относительно самостоятельными принципами и закономерностями функционирования в рамках концепции жизненного цикла.
Под жизненным циклом системы программных средств обычно понимают повторяющийся и структурно единообразный интервал в течение всего времени ее существования, начинающийся с момента выработки первоначальной концепции системы и заканчивающийся тогда, когда система морально устаревает.
Жизненный цикл традиционно представляется в виде некоторого числа последовательных этапов (или стадий, фаз). В настоящее время не выработано общепринятого разбиения жизненного цикла программной системы на этапы. Иногда этап выделяется как отдельный пункт, иногда — входит в качестве составной части в более крупный этап. Могут варьироваться действия, производимые на том или ином этапе. Нет единообразия и в названиях этих этапов.
С точки зрения организации информационных технологий жизненный цикл программных средств представляется следующим образом:
— определение потребности в определенном виде программных средств для реализации конкретной функции офисной технологии;
— выбор конкретного программного продукта для реализации конкретной офисной технологии;
— приобретение промышленного программного продукта, его модернизация или разработка уникального программного продукта;
— установка программного продукта на имеющуюся вычислительную систему офиса;
— эксплуатация программного продукта;
— оценка эффективности применения программного продукта;
— модернизация программного продукта;
— демонтаж программного продукта.
Варианты реализации указанных стадий жизненного цикла программных средств информационных технологий представлены на рис. 7.2.
Определение потребности в определенном виде программных средств должно производиться на основе анализа выполнения соответствующего набора работ в организации, для которых уже принято принципиальное решение о применении компьютерных технологий.
|
2. Выбор конкретного программного продукта |
3. Приобретение промышленного программного продукта |
4. Модернизация промышленного программного продукта |
5. Разработка уникального программного продукта |
6. Установка программного продукта |
7. Эксплуатация программного продукта |
8. Оценка эффективности применения программного продукта |
9. Модернизация программного продукта |
10. Демонтаж программного продукта |
Рис. 7.2. Структура жизненного цикла программных средств информационных технологий
Выбор конкретного программного продукта должен осуществляться на основе совместного рассмотрения следующих факторов:
— наличие промышленных программных продуктов, реализующих функции конкретной информационной технологии;
— наличие программно-технических организаций, ведущих профессиональную разработку программных средств, реализующих функции конкретной информационной технологии;
— наличие в составе организации подразделений, обеспечивающих разработку и сопровождение программных средств информационных технологий;
— степень соответствия возможностей и эксплуатационных характеристик конкретных программных продуктов выявленным потребностям в рамках реализации конкретной информационной технологии;
— совместимость выбираемых программных средств с используемой операционной средой и другими установленными прикладными программами;
— степень соответствия возможностей и эксплуатационных характеристик программных средств достигнутому уровню научно- технических разработок в соответствующей области;
— требуемый уровень квалификации персонала по использованию и сопровождению выбираемых программных средств;
— уровень технической поддержки программных средств со стороны разработчиков;
— затраты на приобретение или разработку программных средств;
— затраты на установку и сопровождение программных средств;
— затраты на возможный прием на работу квалифицированного персонала;
— затраты на возможное обучение или переподготовку персонала.
Приобретение промышленного программного продукта, полностью готового к использованию, — наиболее распространенный вариант для большинства организаций малого и среднего бизнеса. Речь идет о программных средствах так называемого «коробочного» исполнения, когда в одном комплекте (коробке) реализуются собственно программные средства на носителях (обычно оптические диски), а также техническая и эксплуатационная документация с официальной лицензией на использование. Такая лицензия оговаривает права и обязанности потребителя и разработчика программного продукта и является официальным документом, на основании которого в рамках законодательства регулируются последующие их отношения.
Приобретение промышленного программного продукта с последующей модернизацией характерно для предприятий среднего бизнеса, имеющих определенные уникальные свойства, требующие при использовании типовых технологий определенной доработки соответствующего программного обеспечения. Такие промышленные продукты реализуются обычно самими разработчиками на основе соответствующих договорных документов, в которых, помимо обычных отношений по поводу купли-продажи сложных изделий, оформляются права и обязанности участников договора по поводу доработки (модернизации, настройки, наладки) программных средств. Такие договоры, как правило, предусматривают установку и последующее сопровождение программных средств.
Разработка уникального программного продукта осуществляется в тех случаях, когда невозможно приобрести соответствующие промышленные программы либо из-за их принципиального отсутствия, либо из-за недоступности (слишком дорогие или запрещены к реализации по каким-либо причинам). Подобная ситуация характерна для крупных предприятий с уникальными свойствами. Разработка оригинального программного обеспечения ведется либо специализированными программно-техническими предприятиями, либо соответствующими подразделениями самого предприятия. Это обычно осуществляется в рамках довольно крупных проектов, и сама разработка регламентируется соответствующими стандартами.
Установка программного продукта по своему содержанию зависит от того, какого типа продукт приобретен для организации (в «коробочном» исполнении, адаптированный промышленный продукт или уникальный, разработанный продукт), поскольку само приобретение включает в себя установку.
Эксплуатация программного продукта должна осуществляться п соответствии с технической и эксплуатационной документацией, являющейся обязательным его компонентом.
Оценка эффективности применения программного продукта имеет своей целью дать основу для своевременного принятия решения о необходимой модернизации или замене используемого программного продукта. Данная оценка должна быть результатом либо периодически выполняемого контроля эффективности соответствующей информационной технологии на основе соответствующего нормативного документа (положения, регламента, инструкции), либо специально организованной акции, основанием для которой является выраженное тем или иным способом (высказыванием специалиста на совещании, подачей докладной записки, указанием руководства) осознание возможной неэффективности используемых методов и средств.
Источниками возникновения потребности в оценке эффективности используемых программных средств могут быть следующие ситуации:
— разработка новых версий используемых программных продуктов с дополнительными возможностями и их поставкой на льготных условиях для зарегистрированных пользователей, имеющих соответствующие лицензии;
— появление принципиально новых программных продуктов, реализующих необходимые функции на более высоком качественном уровне;
— перевод информационной технологии в новую операционную среду;
— перевод информационной технологии на новую техническую базу;
— изменение количественных и качественных характеристик деятельности в результате соответствующих изменений объема и содержания управленческих действий в рамках конкретной системы управления;
— изменение организации в целом в соответствии с наступлением очередного витка «жизненного цикла» (модернизация или реализация принципиально нового проекта);
— изменения внешней среды функционирования организации (изменения законодательства, государственных и ведомственных стандартов, политической и экономической обстановки и т. п.).
Оценка эффективности используемых программных средств должна лежать в основе рекомендаций по дальнейшим действиям в рамках реализации «жизненного цикла» программных средств, предусматривающих либо продолжение их эксплуатации без изменений, либо их модернизацию, либо их замену.
Модернизация программного продукта осуществляется различными способами в зависимости от того, как он приобретался на начальных стадиях «жизненного цикла».
Если это был вариант приобретения полностью готового программного продукта (в «коробочном» исполнении), то по имеющейся лицензии со скидкой покупается и устанавливается его новая версия либо комплект программного обеспечения, обеспечивающего соответствующую модернизацию (upgrade) силами самих пользователей по приложенной к документации инструкции.
При настраиваемом программном продукте его модернизация (как за счет новой версии, так и за счет процедуры upgrade) осуществляется представителями организации-разработчика, выполнившими в свое время первоначальную установку и настройку.
Модернизация уникального программного обеспечения осуществляется разработчиками в рамках договорных отношений, предусматривающих ее выполнение при техническом сопровождении или выполнении соответствующего целевого заказа.
При замене программного продукта на новый, а также при полномасштабной установке его новой версии (в рамках модернизации) требуется демонтаж ставших ненужными компонентов программного обеспечения. В зависимости от их количества, состава, сложности, интегрированности в используемые информационные технологии возможны различные варианты реализации данного этапа «жизненного цикла» программного продукта:
— автоматическая деинсталляция средствами самого программного продукта, предусмотренная его функциональными возможностями, сопровождаемая необходимыми интерактивными инструкциями и предупреждающими сообщениями;
— автоматическая деинсталляция средствами операционной среды, сопровождаемая необходимыми интерактивными инструкциями и предупреждающими сообщениями;
— принудительное удаление всех компонентов программного продукта самим пользователем в соответствии с предусмотренной для этого инструкцией;
— демонтаж программного продукта представителями организации-разработчика в соответствии с договором на техническое сопровождение или выполнение целевого задания.
Если в первых двух случаях (автоматические режимы) удаление всех ненужных компонентов осуществляется на основании соответствующих описаний взаимосвязей программных и информационных модулей, имеющихся в системных регистрах (списках) операционной среды, и не вызывает каких-либо негативных последствий для функционирования всей системы программного обеспечения офисных технологий, то при демонтаже, выполняемом в «ручном» режиме, следует четко придерживаться необходимых инструкций или установленного порядка администрирования вычислительного комплекса.