Каковы эмоциональные последствия МК?

Каковы особенности сообщения в МК?

Свойства сообщения в МК:

Социальная актуальность

Быстрая забываемость

Периодичность, регулярность, возвращение к некоторым темам

Доступность. Нужно чтобы тема легко воспринималась

Занимательность. Эмоциональность

Коммерциализация

Коммуникатор в мк состоит из 3х крупных звеньев: заказчик, автор, транслятор

Виды транслирования : радио, ТВ, пресса

РАДИО.

Достоинства: 1) оперативность

2)эмоциональность сообщения

3) использовать радио в фоновом режиме.

ТВ

Достоинства: 1) оперативность 2)эмоциональность 3) заразительность (эффект присутствия)

Пресса

Достоинства:1)высокая аналитичность 2)прочность воздействия 3)стабильность аудитории. Недостаток: 1) слабая эмоциональность 2) слабая оперативность

Поток информации в МК – однонаправлен.

Каковы поведенческие последствия МК?

Поведенческие последствия – это изменение поведения реципиента массовой коммуникации

Существует 2 разновидности:

Копирование поведения персонажей

Генерализация поведения – это формирование поведения человека путем замены одних устойчивых реакций другими.

Тесно связано с бихевиоризмом (Павлов и Уотсон)

Идея – поведение живых существ управляется внешними стимулами, ситуациями, фактами.

Принципы бихевиоризма

Единственным предметом психологического анализа является поведение

При объективном изучении человека, нет ничего что бы указывало на существование таких процессов как: чувства, воображение, воля, сознание – поэтому их нужно вывести из анализа

Любое, сколь угодно сложное поведение можно сформировать путем научения.

Научение – это формирование реакций которые осуществляются с помощью повторения стимулов и подкреплений.

3 вида научений.

С помощью стимулов

Инструментальное

В ходе подражания

Люди подверженные научению:

1группа – дети от 5 до 8 лет

2 группа – люди склонные к агрессии

3 группа – люди находящиеся в состоянии страха или гнева.

Каковы когнитивные последствия МК?

- это изменение процессов мышления и мировоззрения реципиента мк.

Процессы мышления: восприятие, внимание, запоминание, воображение

Мировоззрение: знание, суждение, точка зрения.

Когнитивизм исследовал Левин.

Идея: поведение человека зависит от способа восприятия поступающей к нему информации.

Кто подвержен когнитивному воздействию:

Телезрители

Люди со слабой степенью внимания

Люди малообразованные

Люди с высокой потребностью в общении.

Остальные представители человеческого рода подвержены эффекту формирования повестки дня.

При формировании повестки дня картина мира реципиента меняется незначительно, но его мышление получает ту или иную ориентацию, т.е. реципиенту указывается на то, о чем нужно думать.

Каковы эмоциональные последствия МК?

- изменение эмоционального состояния реципиента массовой коммуникации.

Существуют 2 разновидности последствий:

Кратковременные

Длительные. Сенсибилизация или десенсибилизация, панические атаки, фобии, комплекс жертвы.

Десенсибилизация – утрата чувств в результате потребления продуктов мк.

Сенсибилизация – усиление чувствительности в результате потребления продуктов мк.

Комплекс жертвы – поведение человека провоцирующее насильственные действия направленные на него.

Эмоциональное воздействие мк часто связано с активизацией психологической защиты.

Кто подвержен психологической защите?

Эмоционально нестабильные люди

С хорошим воображением и с художественным типом мышления

Люди склонные к эмпатии (сочувствию)

С гуманистическими установками (глубоко переживают несправедливость)

Чем масса отличается от группы?

Масса – это предварительный этап развития большой группы и общества в целом, а так же обозначает их распад.

Масса – более или менее устойчивое множество людей, демонстрирующее совместное или сходное поведение, но не групповое

Малая группа – незначительная по кол-ву, хорошо организованная совокупность людей, объединенная совместными целями и деятельностью и находящихся в непосредственном контакте и взаимодействии достаточно долгое время.

Минимальное кол-во малой группы (3)

Максимальное – (7 +_2)

Большая группа – (реальная) значительная по размерам, сложноорганизованная общность, вовлеченная в определенную деятельность.

(условная) количественно не ограниченная общность людей, выделяемая на основе соц. Признаков (пол, возраст, нац., проф. Итд)

Характерные черты массы:

Стихийность (масса появляется с началом события и исчезает с его завершением)

Неорганизованность (в массе отсутствуют регуляторы поведения: правила и нормы, роли, статусы, традиции и прочее)

Размытость границ массы (любой может стать членом этой массы)

Гетерогенность (масса состоит из представителей разных соц.групп. в массе они теряют свои черты свойственные группам)

Анонимность

Как образуется толпа?

Толпа – это множество людей временно оказавшихся в одном пространстве и влияющих друг на друга

Схема формирования толпы:

Скопление людей (более 5 человек) человек обращает на множество людей собравшихся вместе

Нервное возбуждение. В присутствии других людей человек испытывает нервное возбуждение – изменяется поведение индивида. Мышечное напряжение которое человек пытается снять совершая движения.

Раппорт – это состояние глубокого психологического конфликта между индивидом и массой. Следствием раппорта является зависимость от его источника.

Деиндивидуализация. Что ведет к утрате сознания. Анонимность, темнота, возбуждающие действия (пение хором, шествие, танец, бросание камней) усиливают децентрализацию

Заражение- это процесс передачи чувств, образов, эмоции

Заражение в толпе имеет круговой характер. Это заражение быстро распространяется и многократно усиливает эмоцию.

Подражание

Закон духовного единства толпы (Г. Лебон)

Сознательная личность в толпе исчезает, а чувства и идеи коллективного бессознательного принимает одно и то же направление и изменяет поведение человека.

Коллективное бессознательное – это форма отражения реальности в котором образ реальности сливается с отношением к ней большого множества людей.

Каковы разновидности толпы?

Случайная толпа (немногочисленная. Быстро появляется и быстро исчезает. Нет структуры)

Обусловленная толпа. (существуют правила и нормы, но люди относятся друг к другу отстраненно и обезличено)

Экспрессивная толпа. (люди, которые испытывают сильное эмоциональное напряжение и снимающие это напряжение по средствам движений не похожих на нормальные движения человека)

Действующая толпа (тоже испытывают эмоцию, но снимают ее по ср-вам целенаправленных действий)

Агрессивная толпа – разрушительные действия

Паническая толпа - скрыться

Стяжательная толпа – действие направлено на обладание чем-либо

Повстанческая толпа – свергающая политический режим.

Чем публика отличается от толпы?

Публика – это неорганизованное множество людей, не обязательно находящихся в одном пространстве, но демонстрирующих совместное или сходное поведение.

Этапы формирования:

1)концентрация внимания на одном и том же объекте

2)информирование публики подчинено принципам повестки дня. Используют косвенные убеждения

3)формирование определенного, заранее заданного отношения к объекту

Публика разделяется на:

Случайную и постоянную

Рассеянную и контактную

Отличие публики от толпы:

Публика более однородна

Публика менее эмоциональна

Толпа характеризуется своими действиями, а публика – мнением

Каковы особенности общественности?

Общественность – это множество людей во первых, столкнувшихся с какой-либо проблемой, во вторых, относительно решения этой проблемы, в третьих, вступающих в дискуссию на эту тему.

Природа общественности отличается от природы толпы и публики.

Особенность природы общественности – она рациональна

Природа общественности - конфликтна

Общественность выражается через дискуссию

В какие формы массового поведения и как может преобразовываться публика?

К основным формам массовых действий поведения относятся:

слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов — это форма массового поведения;

массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное чаще всего необоснованными слухами;

паника — такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

Одним из наиболее заметных и политически важных видов массового поведения толпы является паника — эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо, напротив, как следствие ее избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Соответственно, на основе паники возникают панические толпы со специфическим поведением.

В общепринятом смысле под «паникой» как раз и понимают массовое паническое поведение. Об этом напоминает и происхождение термина: слово «паника», почти идентичное во многих языках, происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад. Его гневу приписывалась «паника» — безумие стада, бросающегося в пропасть, огонь или воду без видимой причины. «Начинаясь внезапно, это безумие распространялось с пугающей быстротой и влекло всю массу животных к гибели. Спасающаяся толпа представляет собой типичный случай панического поведения. Известны также многочисленные случаи панического поведения и вне толпы, например, биржевая паника... Иногда эти случаи определяют как панический ажиотаж, которым обозначается массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью, направленной на избавление от возможной опасности» («Социальная психология», 1975).

К условиям возникновения паники относятся следующие.

1. Ситуационные условия. Вероятность развития массовых панических настроений и панических действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. Когда люди ожидают каких-то событий, они становятся особенно восприимчивыми ко всякого рода пугающей информации.

2. Физиологические условия. Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т. п. ослабляют людей не только физически, но и психически, снижают их способность быстро и правильно оценить положение дел, делают их более восприимчивыми к эмоциональному заражению и, за счет этого, снижают пороги воздействия заразительности, повышая вероятность возникновения массовой паники.

3. Психологические условия. К ним относятся неожиданность пугающего события, сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, испуг.

4. Идеологические и политика-психологические условия. Сюда относятся нечеткое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность группы. Реальная практика, а также многочисленные экспериментальные исследования показали, что от этой группы условий в значительной мере зависит, сохранит ли общность целостность, единство действий в экстремальной ситуации или распадется на панический человеческий конгломерат, отличающийся необычным, вплоть до эксцентричного, поведением каждого, разрушением общих ценностей и норм деятельности ради индивидуального спасения. Многочисленные эксперименты американских исследователей показали, что в неосознающих общность целей, слабо сплоченных и структурированных группах паника провоцируется минимальной опасностью (например, даже опасностью потерять несколько долларов или получить слабый удар током). Напротив, ситуации естественного эксперимента (войны, боевые действия) демонстрируют высокие уровни сплоченности специально подготовленных, тренированных и объединенных общими ценностями (например, патриотизм) и нормами общностей людей.

Возникновение и развитие паники в большинстве описанных случаев связано с действием шокирующего стимула, отличающегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, возвещающая начало воздушной тревоги). Частым поводом для паники являются слухи. Известно, например, что летом 1917 г. в России выдался один из самых обильных урожаев. Тем не менее уже осенью в стране разразился голод. Ему способствовала массовая паника, которую вызвали слухи о предстоящем голоде, она буквально опустошила прилавки, амбары и закрома.

Для того чтобы привести к настоящей панике, стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся (взрыв, сирена, серия гудков и т. п.). Он должен привлекать к себе сосредоточенное внимание и вызывать реакцию подчас неосознанного, животного страха. Первый этап реакции на такой стимул — потрясение, ощущение сильной неожиданности и восприятие ситуации как кризисной, критической и даже безысходной. Второй этап реакции — замешательство, в которое переходит потрясение, и индивидуальные беспорядочные попытки как-то понять, интерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из чужого, заимствованного опыта. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится острой и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты часто мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает страх. Первоначально страх обычно сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если этот страх не будет быстро подавлен, то по механизму «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения» развивается третий этап. На этом этапе страх одних отражается другими, что в свою очередь еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает смутное ощущение обреченности. Завершается все это действиями, которые представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», и итоге все равно оборачивающийся паническим бегством. Разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать просто некуда. Тогда возникает подчеркнуто агрессивное поведения: известно, как опасен бывает «загнанный в угол» даже самый трусливый зверь.

«Панику обычно характеризуют как индивидуалистическое и эгоцентрическое поведение. Это... справедливо в том смысле, что целью такого поведения служит попытка личного спасения, которая не укладывается в признанные нормы и обычаи. Однако паника — это одновременно и массовое поведение, поскольку при ее возникновении осуществляют свое действие механизмы циркулярной реакции, внушения и психического заражения — характерные признаки многих видов стихийного массового поведения» («Социальная психология», 1975).

Внешне паника заканчивается обычно по мере выхода отдельных индивидов из этапа всеобщего бегства. Всеобщая усталость останавливает любые действия и эмоциональные переживания. Но паническое поведение не обязательно завершается бегством от опасности. Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Реже встречаются вторичные проявления паники.

Воздействие на паническое поведение, в конечном счете, представляет собой всего лишь частный случай социально-психологического воздействия на массы. Здесь действует общее по отношение к любой толпе правило: снизить интенсивность эмоционального заражения, вывести человека из гипнотического влияния данного состояния и рационализировать, индивидуализировать его психику.

Однако в случае паники есть и некоторые специфические вопросы. Во-первых, — это вопрос о том, кто станет образцом для подражания толпы. После появления угрожающего стимула (звук сирены, клубы дыма, первый толчок землетрясения, первые выстрелы или разрыв бомбы) всегда остается несколько секунд, когда люди оценивают произошедшее и готовятся к действию. Здесь им можно и нужно «подсунуть» желательный пример для вполне вероятного подражания. Кто-то должен крикнуть: «Ложись!», или: «К шлюпкам!», или: «По местам!». Соответственно, те, кто исполнят эту команду, становятся образцами для подражания. Жесткое управление людьми в панические моменты — один из самых эффективных способов ее прекращения.

Во-вторых, в случаях паники, как и массового стихийного поведения вообще, особую роль играет ритм. Стихийное — значит, неорганизованное, лишенное внутреннего ритма поведения. Если такого «водителя ритма» нет в самой толпе, он должен быть задан извне. Широкую известность приобрел случай, произошедший в 1930-е гг. после окончания одного из массовых митингов на Зимнем велодроме в Париже. Люди, ринувшись к выходу, начали давить друг друга, и все было готово к трагическому концу. Однако в проеме лестницы случайно оказалась группа приятелей-психологов, которые, сообразив, что может сейчас начаться, начали громко и ритмично скандировать потом уже ставшее знаменитым: «Не-тол-кай!». Скандирование данного лозунга-приказа было мгновенно подхвачено большинством присутствовавших, и паника прекратилась.

Известен эпизод и с пожаром в парижской Гранд-опера, когда толпа также готова была броситься из задымившего здания, сметая все на своем пути, однако была остановлена необычным образом. Несколько отчаянных смельчаков, встав во весь рост в одной из лож второго яруса, начали орать (пением это было трудно назвать) национальный гимн. Через несколько секунд к ним стали присоединяться соседи. Постепенно и остальные начали если не петь, то все-таки останавливаться — все же это был национальный гимн. В итоге театр встретил как всегда припоздавших пожарных исполнением гимна, к которому присоединились и пожарные. Затем людей вывели, а пожар потушили.

Публика может преобразовываться в толпу (через слухи, эиоц.заражение,внушение)

Общественность (полное информирование, прямое убеждение)

Наши рекомендации