Система «Управления по целям» как инструмент мотивации персонала различных культур
< истема «Управления по целям»— УПЦ (Management by
nbjvctives — МВО) является одним из мотивационных методов
правления эффективностью работы компании, поскольку по-
i ыповка целей и оценка их достижения рассматриваются как ос-
Ионание для вознаграждения персонала.
Автором системы УПЦ является П. Друкер, рассмотревший р< ионные принципы данной системы повышения эффективности риГюты организации1.
Современные менеджеры и авторы относят УПЦ не просто i классическому методу оценки эффективности, но и к интегральной системе управления эффективностью компании. Основ-ИЫе задачи, решаемые данной системой: консолидация индиви-1Уальных и корпоративных целей, достижение согласованности I работе всех подразделений, улучшение качества планирования работы и контроля за ее выполнением, повышение мотивации работника. Система УПЦ имеет все три составляющие, необхо-1Имые для успешной мотивации работника: 1) ясные и измеримое цели, участие в постановке которых самого работника по-нюляет учесть его потребности; 2) знание системы вознаграж-u пия и параметров оценки до начала трудового процесса; И уверенность в объективности оценки результатов.
Основные элементы системы УПЦ:
• постановка руководителем индивидуальных целей для своих подчиненных, осуществляемая при личной встрече, предполагающей детальное обсуждение данного вопроса (рекомендуется ставить не более 4—6 целей);
• текущая обратная связь, являющаяся результатом информирования «снизу вверх» о конкретных действиях сотрудника по реализации поставленных целей для последующей их корректировки и повышения эффективности работы;
• промежуточная оценка, в ходе которой обсуждаются достижения индивидуальных целей сотрудника, основания вы-
Druker P. Practice of Management. — London: Pan Books LTD, 1970.
161
ставления ему рейтинговой оценки, выявляются действующие и недействующие критерии достижения целей, обсуждается индивидуальный план на следующий плановый период. Непосредственный руководитель выставляет промежуточную рейтинговую оценку работнику и доводит до сведения руководства компании; • итоговая оценка. Выставляется непосредственным руководителем на основе анализа конкретных результатов сотрудника. По результатам оценки выносятся рекомендации о повышении зарплаты, выдвижении в кадровый резерв, ротации, профессиональном развитии, соответствии занимаемой должности. Пример оценки выполнения базовых целей руководителем структурного подразделения приведен в табл. 3.1.1.
Таблица 3.1.1
Оценка выполнения поставленных целей рассчитывалась так: 13,8 • 40 : 100 - 5,52; 38,6 • 30 : 100 - 11,58; 18 • 10 : 100 = 1,8; 96,7 ■ 10 : 100 = 9,67; 45,9 • 10 : 100 = 4,59.
Интегральный коэффициент равен 33,16. Значение интегрального коэффициента определяет матрицу премирования сотрудников — например, руководитель получает 10%-ю премию только при значении интегрального коэффициента 50.
В ряде компаний (например, «Диасофт») на размер индивидуальной премии влияют, кроме должности сотрудника и результатов выполнения им своих целей, еще и показатели выполнения целей подразделения: для рядового сотрудника — на 10-15%, для руководителя — на 40-50%.
1 См.: Бабынина Л.С. Вознаграждение персонала. — М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2003. - С. 63.
162
Например, премии начальника производственного управления зависят i тстижения квартальных финансовых целей этого отдела, а дополни ц-льные выплаты руководителя службы, работающей с заказчиками, — 01 \ довлетворенности клиентов, количества звонков, претензий и т.п.
Поэтому любой менеджер заинтересован, чтобы его задачи пи in согласованы как с подчиненными, так и с вышестоящим
Р) МНЮДСТВОМ.
Постановка целей может производиться в различных форматах.
( кажем, в компании «Нутриция» используется система постановки целей и формате OGSM: Objectives (стратегические цели), Goals (конкретные задании), Strategies (стратегии или мероприятия), Measures (изменения)1.
Постановка целей для службы персонала в данном формате выглядит так:
1. Стратегические цели: создание эффективной организации с высоко-чшинированными сотрудниками, ориентированными на результат.
2. Конкретные задачи:
• обеспечение оптимальной структуры компании в соответствии со стратегией компании и бюджетом персональных расходов;
• система мотивации должна позволять нанимать и удерживать лучших сотрудников.
3. Стратегии или мероприятия:
• рекрутмент и отбор высокопрофессиональных кадров;
• внутреннее перемещение — ротация сотрудников;
• совершенствование программ обучения и развития персонала;
• разработка системы аттестации.
4. Изменения:
• в среднем поиск сотрудника должен занимать не более месяца с момента размещения заявки;
• количество работников, не прошедших испытательный период, не более 5% от численности компании;
• средний возраст сотрудников — 36 лет;
• 100% работников должны иметь индивидуальные планы развития и обучения;
• текучесть кадров не должна превышать 5%.
Система УПЦ в последнее время находит все большее распро-• (ранение в силу высокого мотивационного эффекта, понятно-I i и для персонала и удобства при использовании в практически! работе компаний.
Вместе с тем компании сталкиваются и с определенными проблемами при внедрении данной системы. Зачастую вместо продуманных задач сотрудникам продолжают спускаться директи-иы сверху, которые нужно выполнить любой ценой. Нарушает-СЯ принцип обсуждения и согласования целей с работником. Другая крайность— когда задачи себе ставит сам сотрудник без
1 См.: Резапов Б.Р. Постановка целей в формате OGSM: Справочник по управлению персоналом. — 2005. — № 4. — С. 56.
163
согласования с руководителем, получая возможность манипулировать им. При этом обычно возникают следующие проблемы:
• сложно найти баланс между слишком легкими и слишком сложными целями;
• невозможно предусмотреть все «неплановые» работы;
• У П Ц не способствует работе в командах: чем подробнее описываются индивидуальные цели, тем больше культивируется принцип работы «на себя»;
• метод УП Ц неэффективен в быстро меняющихся нестабильных условиях;
• неизбежны определенные кадровые потери при переходе и внедрении системы в компании.
В компании «СПЛАВ» с начала внедрения системы УПЦ потери персонала составили 10% — это категория людей, которая испытывает страх перед новым и, соответственно, не хочет учиться. Кроме того, при наборе персонала некоторые соискатели рабочих мест сразу отказываются от предложения, когда узнают о проекте УПЦ.
Консерватизм, страх перед новым, возможная необходимость переучиваться мешают части людей по достоинству оценить данный метод управления. Вместе с тем для ряда культур, особенно при преобладании рыночного и адхократического типов, этот метод просто незаменим для повышения эффективности рабочих процессов.