Правило 12 . Парусные суда
Парусное судно означает любое судно под парусом, под действием которого оно и перемещается. Данное правило устанавливает общий порядок расхождения парусных судов. Здесь определено, которое из двух встречающихся судов должно уступить дорогу в зависимости от галса и положения их по отношению к ветру или друг к другу.
Галс – курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт – судно идет левым галсом, если в правый – то правым галсом.
Правило 12 тесным образом связано с правилами 8 и 16 в части выполнения действий и маневра. Парусное судно, которому уступают дорогу, должно выполнять требования правила 17 (а), (b). На парусное судно также распространяется действие правила 13 при совершении им обгона. При этом оно должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна независимо от галса, которым оно следует.
Парусное судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу парусному судну, идущему правым галсом (Правый всегда прав).
Парусное судно, находящееся на ветру должно уступить дорогу парусному судну под ветром (на одном галсе).
Если парусное судно, следующее левым галсом, видит другое парусное судно с наветренной стороны и не может точно определить его галс, оно должно уступить ему дорогу.
Обязанности судов с механическим двигателем по отношению к парусному судну определяются правилом 18. Исключение составляют плавание в узкостях и по системам разделения движения, а также ситуации обгона. В этих случаях парусное судно не должно затруднять плавание судна с механическим двигателем.
При выполнении правила 12 необходимо учитывать следующее:
- не делается исключения для парусного судна, лежащего в дрейфе. Такое судно рассматривается как парусное судно на правом или левом галсе в зависимости от расположения его парусов, чем и определяются его обязанности;
- парусное судно при изменении курса не должно применять сигналов маневроуказания, предписанных правилом 34(а);
- сигналы при обгоне в узкости парусное судно применяет как любое другое судно.
Билет № ____
1. Организация вахтенной службы во время якорной стоянки судна. Способы определения дрейфа судна, стоящего на якоре. Действия для предотвращения дрейфа судна на якоре. Рекомендации ИМО.
Признаками дрейфа судна на якоре являются:
- судно перестает рыскать, то есть направление ветра относительно диаметральной плоскости судна не меняется, корпус судна разворачивается практически лагом к ветру и «замирает» в этом положении;
- появление рывков якорной цепи (якорная цепь натягивается втугую, затем резко провисает);
- биение якорной цепи в клюзе и вздрагивание цепи под ногой у палубного клюза;
- изменение контрольных пеленгов и дистанций.
При появлении дрейфа необходимо:
- потравить несколько смычек цепи в воду, причем травить в тот момент, когда возникает ее провисание. При усилении ветра до 6−7 баллов травят от половины первоначально вытравленной длины на средних глубинах, до двойной – на малых. При усилении ветра до 8 баллов цепь потравливается почти полностью (оставляется не более одной смычки в цепном ящике), главный двигатель переводится в постоянную готовность;
- если принятые меры не дают должного эффекта, то начинают осторожно подрабатывать машиной, режим работы должен быть таким, чтобы якорная цепь не пошла под корпус;
- при усилении ветра для предупреждения разрыва якорной цепи во время рыскания судна необходимо отдать второй якорь или сняться с якоря и выйти в море для штормования;
- при получении штормового предупреждения иногда разумнее заранее поменять место якорной стоянки на более безопасное.
Вахтенный помощник постоянно должен:
- вести наблюдения за судами, проходящими мимо, и теми, которые становятся на якорь или снимаются с якоря. В случае возникновения аварийной ситуации вахтенный помощник обязан прежде всего доложить об этом капитану и в дальнейшем руководствоваться его распоряжениями. Одновременно необходимо принимать меры предупреждения подачей звуковых и световых сигналов, применением УКВ радиостанции;
- следить за исправностью судовых огней и знаков, которые предусмотрены для судна на якоре согласно МППСС или местными правилами;
- следить за возможным перекручиванием цепей при стоянке на двух якорях;
- при наличии льда на рейде следить за его движением и в случае необходимости переводить главный двигатель в постоянную готовность;
- обо всех изменениях в условиях стоянки судна (о внезапном усилении ветра, получении штормового предупреждения или сводки погоды со значительными изменениями гидрометеообстановки, появлении дрейфа судна и ухудшении видимости) следует немедленно докладывать капитану.
2. Состав и эксплуатация грузового устройства судна. Наименование вооружения одиночной легкой грузовой стрелы и при работе на «телефон». Надписи на грузовых стрелах. Техника безопасности при проведении грузовых операций.
3. Порядок выполнения обгона другого судна на свободной акватории (правило № 13 МППСС-72).
Мппсс-72 правило 13
Правило13 применяется, когда суда находятся на виду друг у друга. Определение «ОБГОН» дается в п. (b) этого правила и звучит так:
«Судно считается обгоняющим другое судно, когда оно подходит к нему с направления более 22,50 позади траверза последнего...».
Правило 13 касается обгона на свободной акватории, так как обгон в узкости определяется правилами 9 и 34.
Рис. 16.7. Ситуации обгона судна:
суда Б и С обгоняющие, судно Д – пересекающее курс судна А
В общем случае обгоняющее судно должно:
- держаться в стороне от пути обгоняемого судна;
- анализировать складывающуюся обстановку в районе плавания и не мешать маневрированию обгоняемого судна;
- избегать чрезмерного сближения с обгоняемым судном.
Риск присасывания при обгоне увеличивается, когда:
- суда идут параллельными или почти параллельными курсами;
- траверзное расстояние между судами мало;
- размеры судов сильно различаются;
- суда следуют по мелководью или в узкости;
- скорости судов значительны.
Если у вахтенного помощника возникает сомнение, является ли его судно обгоняющим, то в этом случае оно должно считаться обгоняющим и должно уступать дорогу посредством:
- уменьшения хода, или
- изменения курса под корму другого судна, или
- изменения курса на параллельный.
Законченным обгон считается в том случае, когда обгоняемое судно «будет окончательно пройдено и оставлено позади». Этот момент наступает только тогда, когда оба судна смогут, не опасаясь столкновения, предпринимать нужные им маневры.
Билет № __
1. Состав швартовного устройства. Подготовка судна к швартовным операциям. Способы швартовки и отшвартовки судна с учетом гидрометеорологических условий. Техника безопасности при швартовных операциях.
Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов. В состав швартовного устройства входят.
- швартовные тросы;
Швартовные тросы.В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.
Количество и размер тросов определяются согласно характеристики снабжения данного судна. Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. На нефтеналивных судах запрещается использование стальных тросов.
Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.
Наиболее удобны швартовы из полипропиленового или териленового тросов. Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при использовании швартовых механизмов. Особенно удобны полипропиленовые швартовы при заводке на большие расстояния, так как они плавают. В то же время они обладают небольшой устойчивостью к истиранию и оплавляются при трении. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.
Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».
Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.
На одном конце швартовного троса имеется петля − огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.
- кнехты;
- швартовные клюзы и направляющие роульсы;
- киповые планки (с роульсами и без них);
а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов
- вьюшки и банкеты;
- швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);
вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).