Страхование и правила экспедирования
В процессе перевозки груз подвергается риску быть поврежденным, в результате чего сторона или стороны, заинтересованные в доставке груза, могут потерпеть убытки. Взыскать компенсацию за эти убытки с перевозчика наверняка и в полном размере зачастую не представляется возможным. Международная торговля поддерживается и поощряется страховыми соглашениями, являющимися достаточно гибкими и предоставляющими защиту в случае потерь, убытков. Эта защита имеет форму страхового полиса, который гарантирует выплату страховой суммы любой стороне, заинтересованной в грузе на время перевозки. Подобная защита должна распространяться также и на сторону, которая получает груз для перевозки но сама не участвует в обсуждении договора страхования.
Однако страховой полис на груз не всегда позволит сторонам полностью возместить убытки, в особенности если убытки напрямую не связаны с ущербом, причиненным грузу. Стороны, разочарованные в своих ожиданиях относительно страхования, могут попытаться взыскать возмещение с экспедитора, организовавшего перевозку. Значительно чаще, чем прежде, истцом становится страховая компания, которая выплатила возмещение убытков согласно страховому полису на груз и теперь пытается взыскать компенсацию с экспедитора посредством судебного преследования.
Этот краткий обзор позволяет идентифицировать два типа страхования, имеющих важное значение в экспедиторской практике: страхование груза на случай его физической утраты или повреждения и страхование ответственности, позволяющее экспедитору защитить себя от судебных преследований, целью которых является получение возмещения финансовых потерь.
Страхование интересов Вашего клиента
Многие грузоотправители при страховании груза прибегают к услугам страхового брокера. Совсем недавно экспедиторы организовывали страховое покрытие груза при найме транспортного средства для его перевозки, особенно если грузоотправителем был мелкий экспортер, не имеющий всеобъемлющей страховой программы.
Согласно существующей коммерческой практике, и это закреплено законодательством, страховой брокер действует как агент грузовладельца. Во многих обстоятельствах экспедитор, как и страховой брокер, будет действовать как агент своего клиента. Однако существуют некоторые сомнения в том, что экспедитор будет действовать как агент во всех случаях. По этой причине некоторые национальные ассоциации включили в свои условия сотрудничества пункт, который специально определяет обязательства экспедитора пообеспечению страхования грузов:
Страхование грузов
Форма страхования грузов
Согласно практике, установившейся несколько столетий тому назад в "Кофейном доме Ллойда" (Lloyd's Coffee House) в Лондоне, страховой полис обеспечивал страховую защиту только вполне определенных товаров, перевозимых на четко определенном транспортном средстве. Хотя подобные полисы могут выдаваться и в наши дни, если в них есть необходимость, современная страховая отрасль разработала открытый грузовой полис- более простой способ обеспечения страховой защиты грузов, находящихся в процессе перевозки.
В открытом страховом полисе имеются пункты, четко устанавливающие страховое покрытие, обеспечиваемое данным полисом, - так называемые страховые условия. Самыми важными страховыми условиями являются условие ограничения суммы, подлежащей уплате в качестве компенсации за потерю или убыток (например, пункт, согласно которому максимальное возмещение распространяется на груз, перевозимый на палубе и в трюме), и условие, исключающее выплату страхового покрытия. В открытом полисе содержится также общее описание застрахованных грузов, способов перевозки и список мест назначения, которые являются предметом договора страхования. В полисе также указаны важнейшие условия, на основании которых регулируются отношения между страховщиком и страхователем, особенно в том, что касается сообщений о риске и порядка предъявления претензии. Хотя в данной книге читатель найдет массу полезной информации о том, как используется открытый страховой полис, действительные положения каждого конкретного полиса могут отличаться от общей практики страхования. Так что экспедитору следует проверить свой собственный полис и, в случае необходимости, обратиться за консультацией к специалисту.
Полис является "открытым", поскольку действует в течение определенного периода времени, обычно - в течение года. Ставки, указанные в полисе, применяются ко всем грузам, которые представляют интерес для страхователя в течение срока действия полиса. В результате страхователь сам может вычислить размер страховой премии, которую он должен заплатить за страхование этих грузов. Иногда страховщик может потребовать увеличения страховых ставок в процессе действия полиса. Если страхователь не соглашается на это, то единственным выбором страховщика будет, прекращение действия полиса, о чем страховщик должен известить страхователя заблаговременно, в соответствии с общими условиями страхования. Срок для такого извещения составляет: 30 дней для морских перевозок; 48 часов в случае забастовок, мятежей и гражданских волнений, и 7 дней в случае войны.
Другой документ, страховой сертификат, позволяет установить, что грузы в настоящее время застрахованы согласно открытому полису. Наличие открытого полиса предоставляет страхователю право выдавать страховые сертификаты каждый раз при осуществлении очередной новой перевозки, при этом открытый полис, будучи выдан единожды, распространяется на груз, указанный в сертификате. Такой груз должен относиться к одной из категорий грузов, которые страховщик согласился застраховать, выдавая открытый полис. Данные сертификаты обычно содержат краткие сведения о видах риска, на которые распространяется страховая защита, и наиболее существенные положения, согласно которым должны предъявляться требования на выплату страховой суммы. Выплата страховой суммы по таким сертификатам производится, как правило, через указанное в них зарубежное агентство, то есть, оплата производится не в том месте, где сертификат был выдан. Но в некоторых сертификатах содержится специальное требование о том, чтобы страховая сумма была выплачена там, где сертификат выдан, а положения национального законодательства, применяемые к страхованию, могут содержать и дальнейшие ограничения.
Если страхователь желает продекларировать, что грузы, представляющие для него интерес, обеспечены страховым покрытием, то он может на основании открытого полиса выдавать иной документ, называемый декларацией. Такие декларации содержат подробную информацию о грузе в целом, включая общий вес груза, подлежащего перевозке или экспедированию в течение согласованного и указанного в декларации отчетного периода. Располагая такой информацией, стороны могут самостоятельно произвести расчет премии, которая должна быть выплачена за обеспечение страхования. Декларации используются, главным образом, импортерами при покупке товара за рубежом.
Хотя практика исчисления страховой премии меняется от страны к стране, страховщик, как правило, выставляет страхователю счет с указанием соответствующей суммы после того, как получит копию сертификата или декларации. Если это предусмотрено в полисе, то страховщик по результатам страхового периода может частично возвратить страховую премию страхователю.
Если страхователь непредумышленно, случайно забудет заполнить декларацию, то страховая защита, предоставляемая полисом, все равно может распространяться на очередной груз с момента начала его перевозки. Страхователь обязан как можно скорее декларировать груз как только обнаружит свою оплошность. Иногда страхователь вспоминает, что забыл заполнить декларацию, только тогда, когда ущерб или потеря уже состоялись. Если страхователь и в самом деле не заполнил декларацию лишь по недосмотру, то он все еще может рассчитывать на страховую защиту. Поскольку пункт с подобным условием используется в страховых полисах лишь изредка, экспедитор должен заранее внимательно ознакомиться с содержанием полиса.
В соответствии с открытым полисом экспедитор может застраховать груз в пользу какой-либо стороны или сторон, которым он должен продать груз. Если экспедитор, страхующий груз, четко выразит соответствующее намерение, то сторона, для которой данный груз представляет интерес, и этот интерес подлежит страхованию, получает страховую защиту. Чтобы этого достичь, необходимо включить в полис утверждение о том, что страхование произведено в пользу "того, кого это может касаться".
Поскольку экспедиторы достаточно часто организуют страховое покрытие груза, они должны хорошо знать, на каких условиях осуществляется продажа груза. В случае сделки на условиях СIF или СIР, страховая защита должна распространяться на всю перевозку, включая хранение груза на складе, непосредственно связанное с предполагаемой перевозкой. При заключении сделки на условиях СFR грузоотправителю может быть необходима только страховая защита его интересов как продавца, например, на тот случай, если покупатель откажется от груза.
Слишком часто сторона, предъявляющая претензию в связи с ущербом, причиненным грузу, не является застрахованной. Если это необходимо, экспедитор должен отдельно согласовать со своим грузоотправителем, что страховая защита, организованная экспедитором, не распространяется на клиента грузоотправителя! Вне зависимости от своих законных прав грузоотправитель заинтересован в доказательствах того, что клиент, с которым у него установились длительные коммерческие связи, не окажется в убытке. Иначе грузоотправитель рискует сам не получить то, что ему причитается по счету.'
В качестве последнего средства застрахованный экспедитор может переадресовать договор страхования стороне, купившей груз. Согласно большинству юридических систем и практике страхования, передача договора не должна быть сделана в четко установленной форме. Страхователь может передать страховые полисы и сертификаты покупателю груза без выполнения каких-либо иных формальностей, кроме подписи или передаточнойнадписи на сертификате.
Некоторые сертификаты, которые страхователь передает покупателю наделяют покупателя большими правами в соответствии с полисом, чего мог осуществить сам страхователь. Например, в сертификате может быть предусмотрено, что страховщик не имеет права противопоставлять не выплаченные страховые премии платежам по страховым требованиям. Коммерческая цель этого - сделать сертификаты ровно настолько же эффективными, как и декларации, выданные стороной, контролирующей свою собственную страховую защиту.
Экспедиторы и их клиенты должны хорошо осознавать, что в некоторых странах в настоящее время существуют ограничения, которые не позволяют страховщику выплатить страховую сумму иностранному истцу без специального разрешения официальных властей. При подобных обстоятельствах истец может не получить надлежащей суммы возмещения. В других странах наличие страхового сертификата, выданного национальным страховщиком, является необходимым требованием для проведения таможенной очистки груза. Большинство брокеров, специализирующихся на страховании грузов, могут предоставить информацию, касающуюся всех действующий ограничений в выплате возмещения.
Меры предосторожности, которые должен предпринять экспедитор
Многие экспедиторы не располагают теми знаниями и опытом, которые имеются у страхового брокера, в особенности - у брокера, специализирующегося в страховании грузов. Однако, раз уж экспедитор предлагает услуги по страхованию грузов, он должен обладать достаточными способностями и умениями, чтобы удовлетворить требования своего клиента. Суд станет предъявлять к экспедитору такие же требования по правильному выполнению страховых операций, что и к разумно действующему страховому брокеру. По этой причине экспедитору следует ограничить свою практику рутинной и ранее известной ему деятельностью по страхованию грузов. Если экспедитор решает заняться не привычной для него страховой деятельностью или более сложными страховыми операциями, то должен обеспечить клиентов услугами на том же уровне, что и специалист в этой области. Экспедитор вполне может выразить желание обеспечивать выполнение страховых операций совместно с брокером, который, как правило, станет давать необходимые указания и советы как по уже сложившейся практике страхования, так и в более сложных ситуациях.
Экспедитор должен получить четкие инструкции, по возможности - в письменном виде, касающиеся требований его клиента к страхованию. К счастью, страховая отрасль разработала стандартные виды страхования, которые выполняют практически любые возможные требования клиента. Ранее существовало лишь три стандартных вида страхования: "Все риски" (All Risks), "С аварией" (With Average) и "Свободно от частной аварии" (Free Particular Average). Чаще используются аббревиатуры -сокращения составленные из первых букв английского написания этих терминов: АR WА или FРА. Данные термины все еще используются во многих частях света. Страховщики из Компании Ллойда в настоящее время предпочитают пользоваться новыми образцами полисов МАК с приложением А, В или С Института грузоперевозок. Страхование на случай забастовок, мятежей или народных волнений должно быть выполнено в дополнение к тем видам страхования, которые предусмотрены в названных выше полисах. Прочие специфические пункты и статьи страхования применяются для замороженных или скоропортящихся грузов.
Обобщенно говоря, приложение А в общем и целом соответствует виду страхования, известному как "Все риски". Если грузам, имеющим подобную страховую защиту, в процессе перевозки будет причинен физический ущерб, что будет подтверждено объективными доказательствами, то страховщик должен будет компенсировать ущерб. Понятие "транспортировка" применительно к страхованию может не включать период, в течение которого груз находится на складе для упаковки перед перевозкой или в ожидании дальнейшего распределения после перевозки. Экспедитор должен спросить у своего клиента, будет ли груз храниться на складе до или после фактической перевозки, и если да, то рекомендовать клиенту распространить страховую защиту на всю транспортировку.
Разумеется, страховая защита не распространяется на те случаи, когда причиненный ущерб явился следствием предумышленных действий страхователя. Страховщики любят говорить, что не страхуют моральный риск коммерции, но только физический. Страхование груза, как правило, безоговорочно исключает случаи обычных неизбежных потерь, вызванных известными свойствами товара или средств транспорта, например, не считается страховым случаем испарение жидкости или убытки, явившиеся результатом использования упаковки, не пригодной для данного груза, неотъемлемых свойств груза или опоздания. Существуют и многие другие исключения, которые могут иметь важное значение в конкретном случае, поэтому экспедитору следует обратиться к тексту полиса или спросить совета у своего страхового брокера.
Данная страховая защита распространяется на фактические физические повреждения груза, но не на прочие виды риска, который может возникать в процессе перевозки груза. Груз может оставаться в неприкосновенности и при этом обесцениться, так как он может быть конфискован в результате действий правительства, стать объектом торгового эмбарго, аннулирования лицензии на право осуществления импортных операций, или же потому, что внезапно возникшая забастовка не позволила грузу прибыть на намеченный рынок или в намеченную страну своевременно. На случай подобных финансовых потерь существуют другие виды страховой защиты. Еще один вид риска заключается в том, что грузополучатель может отказаться от груза, и этот риск, как правило, не подлежит страхованию при морских перевозках.
Несмотря на значительно более низкие страховые расценки при заключении двух других видов страхования - "С аварией" (With Average) и "Свободно от частной аварии" (Fгее Particular Average ) - экспедиторы неохотно используют эти виды, поскольку они не предоставляют достаточной защиты на случай обычных потери или повреждения груза, которые могли бы возникнуть в ходе перевозки. Например, ущерб вследствие мелкой кражи является страховым случаем только для страхования вида "Все риски" или приложения А. Прочие виды страховой защиты могут быть пригодными для определенных грузов, например, малоценных предметов потребления, перевозимых в тюках.