Страхование и правила экспедирования

В процессе перевозки груз подвергается риску быть поврежденным, в результате чего сторона или стороны, заинтересованные в доставке груза, могут потерпеть убытки. Взыскать компенсацию за эти убытки с перевозчика наверняка и в полном размере зачастую не представляется возмож­ным. Международная торговля поддерживается и поощряется страховы­ми соглашениями, являющимися достаточно гибкими и предоставляющи­ми защиту в случае потерь, убытков. Эта защита имеет форму страхового полиса, который гарантирует выплату страховой суммы любой стороне, заинтересованной в грузе на время перевозки. Подобная защита должна распространяться также и на сторону, которая получает груз для перевозки но сама не участвует в обсуждении договора страхования.

Однако страховой полис на груз не всегда позволит сторонам полностью возместить убытки, в особенности если убытки напрямую не связаны с ущербом, причиненным грузу. Стороны, разочарованные в своих ожида­ниях относительно страхования, могут попытаться взыскать возмещение с экспедитора, организовавшего перевозку. Значительно чаще, чем преж­де, истцом становится страховая компания, которая выплатила возмеще­ние убытков согласно страховому полису на груз и теперь пытается взыс­кать компенсацию с экспедитора посредством судебного преследования.

Этот краткий обзор позволяет идентифицировать два типа страхова­ния, имеющих важное значение в экспедиторской практике: страхова­ние груза на случай его физической утраты или повреждения и страхо­вание ответственности, позволяющее экспедитору защитить себя от су­дебных преследований, целью которых является получение возмеще­ния финансовых потерь.

Страхование интересов Вашего клиента

Многие грузоотправители при страховании груза прибегают к услугам страхового брокера. Совсем недавно экспедиторы организовывали стра­ховое покрытие груза при найме транспортного средства для его пере­возки, особенно если грузоотправителем был мелкий экспортер, не име­ющий всеобъемлющей страховой программы.

Согласно существующей коммерческой практике, и это закреплено законодательством, страховой брокер действует как агент грузовладель­ца. Во многих обстоятельствах экспедитор, как и страховой брокер, бу­дет действовать как агент своего клиента. Однако существуют некоторые сомнения в том, что экспедитор будет действовать как агент во всех случаях. По этой причине некоторые национальные ассоциации включили в свои условия сотрудничества пункт, который специально опреде­ляет обязательства экспедитора пообеспечению страхования грузов:

Страхование грузов

Форма страхования грузов

Согласно практике, установившейся несколько столетий тому назад в "Кофейном доме Ллойда" (Lloyd's Coffee House) в Лондоне, страховой полис обеспечивал страховую защиту только вполне определенных то­варов, перевозимых на четко определенном транспортном средстве. Хотя подобные полисы могут выдаваться и в наши дни, если в них есть необ­ходимость, современная страховая отрасль разработала открытый гру­зовой полис- более простой способ обеспечения страховой защиты гру­зов, находящихся в процессе перевозки.

В открытом страховом полисе имеются пункты, четко устанавливаю­щие страховое покрытие, обеспечиваемое данным полисом, - так назы­ваемые страховые условия. Самыми важными страховыми условиями являются условие ограничения суммы, подлежащей уплате в качестве компенсации за потерю или убыток (например, пункт, согласно которому максимальное возмещение распространяется на груз, перевозимый на палубе и в трюме), и условие, исключающее выплату страхового покры­тия. В открытом полисе содержится также общее описание застрахо­ванных грузов, способов перевозки и список мест назначения, которые являются предметом договора страхования. В полисе также указаны важнейшие условия, на основании которых регулируются отношения между страховщиком и страхователем, особенно в том, что касается сообщений о риске и порядка предъявления претензии. Хотя в данной книге читатель найдет массу полезной информации о том, как использу­ется открытый страховой полис, действительные положения каждого конкретного полиса могут отличаться от общей практики страхования. Так что экспедитору следует проверить свой собственный полис и, в слу­чае необходимости, обратиться за консультацией к специалисту.

Полис является "открытым", поскольку действует в течение опреде­ленного периода времени, обычно - в течение года. Ставки, указанные в полисе, применяются ко всем грузам, которые представляют интерес для страхователя в течение срока действия полиса. В результате стра­хователь сам может вычислить размер страховой премии, которую он должен заплатить за страхование этих грузов. Иногда страховщик может потребовать увеличения страховых ставок в процессе действия по­лиса. Если страхователь не соглашается на это, то единственным выбо­ром страховщика будет, прекращение действия полиса, о чем страхов­щик должен известить страхователя заблаговременно, в соответствии с общими условиями страхования. Срок для такого извещения составля­ет: 30 дней для морских перевозок; 48 часов в случае забастовок, мяте­жей и гражданских волнений, и 7 дней в случае войны.

Другой документ, страховой сертификат, позволяет установить, что гру­зы в настоящее время застрахованы согласно открытому полису. Нали­чие открытого полиса предоставляет страхователю право выдавать стра­ховые сертификаты каждый раз при осуществлении очередной новой перевозки, при этом открытый полис, будучи выдан единожды, распрос­траняется на груз, указанный в сертификате. Такой груз должен отно­ситься к одной из категорий грузов, которые страховщик согласился за­страховать, выдавая открытый полис. Данные сертификаты обычно со­держат краткие сведения о видах риска, на которые распространяется страховая защита, и наиболее существенные положения, согласно ко­торым должны предъявляться требования на выплату страховой сум­мы. Выплата страховой суммы по таким сертификатам производится, как правило, через указанное в них зарубежное агентство, то есть, опла­та производится не в том месте, где сертификат был выдан. Но в неко­торых сертификатах содержится специальное требование о том, чтобы страховая сумма была выплачена там, где сертификат выдан, а поло­жения национального законодательства, применяемые к страхованию, могут содержать и дальнейшие ограничения.

Если страхователь желает продекларировать, что грузы, представля­ющие для него интерес, обеспечены страховым покрытием, то он может на основании открытого полиса выдавать иной документ, называемый декларацией. Такие декларации содержат подробную информацию о грузе в целом, включая общий вес груза, подлежащего перевозке или экспедированию в течение согласованного и указанного в декларации отчетного периода. Располагая такой информацией, стороны могут са­мостоятельно произвести расчет премии, которая должна быть выпла­чена за обеспечение страхования. Декларации используются, главным образом, импортерами при покупке товара за рубежом.

Хотя практика исчисления страховой премии меняется от страны к стра­не, страховщик, как правило, выставляет страхователю счет с указани­ем соответствующей суммы после того, как получит копию сертификата или декларации. Если это предусмотрено в полисе, то страховщик по результатам страхового периода может частично возвратить страховую премию страхователю.

Если страхователь непредумышленно, случайно забудет заполнить декларацию, то страховая защита, предоставляемая полисом, все рав­но может распространяться на очередной груз с момента начала его перевозки. Страхователь обязан как можно скорее декларировать груз как только обнаружит свою оплошность. Иногда страхователь вспоминает, что забыл заполнить декларацию, только тогда, когда ущерб или потеря уже состоялись. Если страхователь и в самом деле не заполнил декларацию лишь по недосмотру, то он все еще может рассчитывать на страховую защиту. Поскольку пункт с подобным условием используется в страховых полисах лишь изредка, экспедитор должен заранее внима­тельно ознакомиться с содержанием полиса.

В соответствии с открытым полисом экспедитор может застраховать груз в пользу какой-либо стороны или сторон, которым он должен продать груз. Если экспедитор, страхующий груз, четко выразит соответствующее наме­рение, то сторона, для которой данный груз представляет интерес, и этот интерес подлежит страхованию, получает страховую защиту. Чтобы этого достичь, необходимо включить в полис утверждение о том, что страхова­ние произведено в пользу "того, кого это может касаться".

Поскольку экспедиторы достаточно часто организуют страховое по­крытие груза, они должны хорошо знать, на каких условиях осуществляется продажа груза. В случае сделки на условиях СIF или СIР, страховая защита должна распространяться на всю перевозку, вклю­чая хранение груза на складе, непосредственно связанное с предпо­лагаемой перевозкой. При заключении сделки на условиях СFR гру­зоотправителю может быть необходима только страховая защита его интересов как продавца, например, на тот случай, если покупатель откажется от груза.

Слишком часто сторона, предъявляющая претензию в связи с ущербом, причиненным грузу, не является застрахованной. Если это необхо­димо, экспедитор должен отдельно согласовать со своим грузоотправи­телем, что страховая защита, организованная экспедитором, не распро­страняется на клиента грузоотправителя! Вне зависимости от своих за­конных прав грузоотправитель заинтересован в доказательствах того, что клиент, с которым у него установились длительные коммерческие связи, не окажется в убытке. Иначе грузоотправитель рискует сам не получить то, что ему причитается по счету.'

В качестве последнего средства застрахованный экспедитор может переадресовать договор страхования стороне, купившей груз. Согласно большинству юридических систем и практике страхования, передача договора не должна быть сделана в четко установленной форме. Стра­хователь может передать страховые полисы и сертификаты покупателю груза без выполнения каких-либо иных формальностей, кроме подписи или передаточнойнадписи на сертификате.

Некоторые сертификаты, которые страхователь передает покупателю наделяют покупателя большими правами в соответствии с полисом, чего мог осуществить сам страхователь. Например, в сертификате может быть предусмотрено, что страховщик не имеет права противопоставлять не выплаченные страховые премии платежам по страховым требованиям. Коммерческая цель этого - сделать сертификаты ровно настолько же эффективными, как и декларации, выданные стороной, контролирующей свою собственную страховую защиту.

Экспедиторы и их клиенты должны хорошо осознавать, что в некоторых странах в настоящее время существуют ограничения, которые не позволяют страховщику выплатить страховую сумму иностранному истцу без специального разрешения официальных властей. При подобных обстоятельствах истец может не получить надлежащей суммы возмещения. В других странах наличие страхового сертификата, выданного национальным страховщиком, является необходимым требованием для проведения таможенной очистки груза. Большинство брокеров, специа­лизирующихся на страховании грузов, могут предоставить информацию, касающуюся всех действующий ограничений в выплате возмещения.

Меры предосторожности, которые должен предпринять экспедитор

Многие экспедиторы не располагают теми знаниями и опытом, кото­рые имеются у страхового брокера, в особенности - у брокера, специа­лизирующегося в страховании грузов. Однако, раз уж экспедитор пред­лагает услуги по страхованию грузов, он должен обладать достаточны­ми способностями и умениями, чтобы удовлетворить требования своего клиента. Суд станет предъявлять к экспедитору такие же требования по правильному выполнению страховых операций, что и к разумно действу­ющему страховому брокеру. По этой причине экспедитору следует огра­ничить свою практику рутинной и ранее известной ему деятельностью по страхованию грузов. Если экспедитор решает заняться не привычной для него страховой деятельностью или более сложными страховыми операциями, то должен обеспечить клиентов услугами на том же уров­не, что и специалист в этой области. Экспедитор вполне может выра­зить желание обеспечивать выполнение страховых операций совмест­но с брокером, который, как правило, станет давать необходимые указа­ния и советы как по уже сложившейся практике страхования, так и в более сложных ситуациях.

Экспедитор должен получить четкие инструкции, по возможности - в письменном виде, касающиеся требований его клиента к страхованию. К счас­тью, страховая отрасль разработала стандартные виды страхования, ко­торые выполняют практически любые возможные требования клиента. Ранее существовало лишь три стандартных вида страхования: "Все рис­ки" (All Risks), "С аварией" (With Average) и "Свободно от частной аварии" (Free Particular Average). Чаще используются аббревиатуры -сокращения составленные из первых букв английского написания этих терминов: АR WА или FРА. Данные термины все еще используются во многих частях света. Страховщики из Компании Ллойда в настоящее время предпочита­ют пользоваться новыми образцами полисов МАК с приложением А, В или С Института грузоперевозок. Страхование на случай забастовок, мя­тежей или народных волнений должно быть выполнено в дополнение к тем видам страхования, которые предусмотрены в названных выше поли­сах. Прочие специфические пункты и статьи страхования применяются для замороженных или скоропортящихся грузов.

Обобщенно говоря, приложение А в общем и целом соответствует виду страхования, известному как "Все риски". Если грузам, имеющим подоб­ную страховую защиту, в процессе перевозки будет причинен физический ущерб, что будет подтверждено объективными доказательствами, то стра­ховщик должен будет компенсировать ущерб. Понятие "транспортировка" применительно к страхованию может не включать период, в течение кото­рого груз находится на складе для упаковки перед перевозкой или в ожи­дании дальнейшего распределения после перевозки. Экспедитор должен спросить у своего клиента, будет ли груз храниться на складе до или после фактической перевозки, и если да, то рекомендовать клиенту распростра­нить страховую защиту на всю транспортировку.

Разумеется, страховая защита не распространяется на те случаи, ког­да причиненный ущерб явился следствием предумышленных действий страхователя. Страховщики любят говорить, что не страхуют мораль­ный риск коммерции, но только физический. Страхование груза, как пра­вило, безоговорочно исключает случаи обычных неизбежных потерь, вызванных известными свойствами товара или средств транспорта, на­пример, не считается страховым случаем испарение жидкости или убыт­ки, явившиеся результатом использования упаковки, не пригодной для данного груза, неотъемлемых свойств груза или опоздания. Существуют и многие другие исключения, которые могут иметь важное значение в конкретном случае, поэтому экспедитору следует обратиться к тексту полиса или спросить совета у своего страхового брокера.

Данная страховая защита распространяется на фактические физичес­кие повреждения груза, но не на прочие виды риска, который может возникать в процессе перевозки груза. Груз может оставаться в неприкосновенности и при этом обесцениться, так как он может быть конфискован в результате действий правительства, стать объектом торгового эмбарго, аннулирования лицензии на право осуществления импортных операций, или же потому, что внезапно возникшая забастовка не позво­лила грузу прибыть на намеченный рынок или в намеченную страну сво­евременно. На случай подобных финансовых потерь существуют дру­гие виды страховой защиты. Еще один вид риска заключается в том, что грузополучатель может отказаться от груза, и этот риск, как правило, не подлежит страхованию при морских перевозках.

Несмотря на значительно более низкие страховые расценки при зак­лючении двух других видов страхования - "С аварией" (With Average) и "Свободно от частной аварии" (Fгее Particular Average ) - экспедиторы неохотно используют эти виды, поскольку они не предоставляют доста­точной защиты на случай обычных потери или повреждения груза, кото­рые могли бы возникнуть в ходе перевозки. Например, ущерб вслед­ствие мелкой кражи является страховым случаем только для страхова­ния вида "Все риски" или приложения А. Прочие виды страховой защиты могут быть пригодными для определенных грузов, например, малоцен­ных предметов потребления, перевозимых в тюках.

Наши рекомендации