Модели и методы определения оптимальных нормативов ТЛК
Постановка задачи нормирования.
Среди научных подходов к управлению сложными производственными системами нормативный занимает особое место. Сущность данного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам моделируемого ТЛК. К таким подсистемам целесообразно отнести: целевую, функционально-управляющую и обеспечивающую. Определенные нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности и перспективности.
К целевой подсистеме ТЛК относятся количественные нормативы, характеризующие качество транспортного обслуживания, ресурсоемкость применяемых технических средств и технологий и рыночные параметры. К функционально-управляющей подсистеме относятся качественные нормативы, характеризующие показатели функций управления, а также качество и эффективность управленческих решений. К обеспечивающей подсистеме относятся нормативы, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов, основных фондов, уровень (потенциальной) производственной силы или перерабатывающей способности как отдельных звеньев логистической транспортной цепи (ЛТЦ), так и ТЛК в целом.
Очевидно, что необходимо учитывать и нормативы внешней среды ТЛК. К таким нормативам относятся: параметры работы фидерного транспорта, магистрального железнодорожного транспорта (например график движения поездов), конъюнктура транспортного рынка (тарифы, прогнозируемые размеры грузопотоков и др.). В то же время целевые и функционально-управляющие подсистемы ТЛК должны учитывать и соблюдать данные нормативы. Кроме того при реализации активного стратегического управления путем постепенной интеграции ТЛК с элементами внешней среды (единой транспортной системы, подсистемами региональной транспортной логистической системы) появляется возможность эффективного управления (оптимизации) и данных нормативов.
Качество услуги и качество работы ТЛК соотносятся между собой как норма и нормативы, то есть количественные характеристики работы отдельных подсистем (нормативы) являются поэлементными составляющими критериев, описывающих функционирование ТЛК в целом. Очевидно, что при увеличении удельного веса научно-обоснованных и количественно выраженных нормативов повышается эффективность функционирования всех уровней управления ТЛК.
Известно, что нормативы - это поэлементные составляющие норм, характеризующие удельный расход элемента нормирования на единицу массы, объема, площади, производительности, численности и т.п. при выполнении производственных процессов по доставке, переработке и хранению грузов. Кроме того, существуют экономические (размеры отчислений от прибыли), социальные и другие нормативы.
Технические и технологические нормативы должны определяться с учетом, как денежных, так и натуральных критериев оптимальности. К ним относятся: себестоимость грузопереработки; отношение прибыли к стоимости основных производственных мощностей; коэффициент использования производственных мощностей по времени; количество работников; топливно-энергетические затраты; перерабатывающая способность технологических зон ГС и ГТ и др. Определенные нормативы должны обеспечивать снижение эксплуатационных расходов в период спада перевозок (режим консервации части техники) и повышения надежности в период спада объема грузовой работы (режим резерва).
При определении нормативов для ГС и ГТ, как элемента ЛТЦ доставки грузов, необходим учет интересов всех участников перевозочного процесса. Нормативы должны выполнять роль эффективного инструмента нахождения компромиссов между интересами различных видов транспорта (потенциальных конкурентов) в целях достижения наилучшего соотношения между издержками и полученными результатами, обеспечить оптимальные пропорции элементов ЛТЦ. Дополнительные затраты транспорта компенсируются повышением тарифов, на которые соглашается клиентура, рассчитывая на получение внетранспортного эффекта.
При разработке методики оптимального перераспределения работы между ГС и ГТ необходимо ввести элемент конкуренции между ними. Нормативы должны обосновывать изменение режима функционирования ГС и ГТ с последующим сокращением персонала, снижением текущих издержек, а в необходимых случаях и закрытие отдельных ГС и ГТ.
Если нормативы ТЛК обоснованы недостаточно, без использования соответствующего аппарата экономико-математического моделирования, то при стратегическом и тактическом планировании конечные результаты системы управления нельзя будет спрогнозировать с достаточной точностью.
В настоящее время одной из задач, стоящих перед железнодорожным транспортом, является внедрение ресурсосберегающих технологий. Очевидно, что особенно важно повышать обоснованность нормативов в условиях ограниченности ресурсов.
При нормировании отдельных видов материалов, сырья, топливно-энергетических ресурсов, оборудования, численности работников должны учитываться факторы, характеризующие условия применения того или иного ресурса, особенности расчета потребности и нормы расхода, основные способы повышения эффективности использования ресурсов в зависимости от характеристики и функций ТЛК.
Требования к методике определения нормативов ТЛК.
В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления транспортными системами, т.е. процессом производства, эффективным использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов, основных фондов и материальных запасов.
Осуществление эффективного руководства должно базироваться в числе других на применении нормативных методов управления.
Следует отметить, что предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более экономичны. Они позволяют постоянно сравнивать фактические затраты с научно-обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов:
- с нормами расхода материальных ресурсов на выпуск единицы готовой продукции;
- нормативами численности;
- нормативами использования производственных мощностей.
Нормативы должны давать возможность выявить имеющиеся резервы и наметить пути для их дальнейшего использования.
Следует отметить, что в период отказа от плановой экономики и перехода к рыночной интерес к нормативам заметно ослаб и стала усиливаться тенденция, что жить можно вообще без норм.
В связи с этим следует отметить, что, рассматривая проблему нормирования и использования норм, необходимо различать два совершенно разных понятия:
1) норма - мера
2) норма - директива.
Таблица 7.5