Эффективность с.р. Современные модели эффективной организации, методы определения эф. .р

Смысл слова э. Обычно определяется как "результативность, продуктивность". Существует 2 общепринятых подхода к определению понятия «э.работы». 1)- соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. 2)- фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). В свое время исследователи организации полагали, что не сегодня-завтра будет найдена модель эфф-ной организации, выработан единый показатель эфф-ти, который действительно бы отражал объективный результат деятельности. Но к настоящему времени разработано множество по­добного рода моделей, предлагаются десятки критериев эфф-ной орг-ции, и вряд ли когда-нибудь будет выработана единая модель эфф-ной орг-ции. Более того, ряд исследователей полагают, что неэфф-ть орг-ции-это и есть не достижение цели. Но достижение цели- довольно сложный критерий э., т.к. орг-ция- многоцелевая общность, не все цели ее можно измерить .=>речь должна идти о множестве критериев ее э. Некоторые критерии могут иметь неявный характер на фоне нескольких целей, для достижения ко­торых они безусловно важны (гибкость, адаптивность), некоторые - вступать в противоречия (стабильность и гибкость). Опреде­ление критериев э. Деятельности орг-ции связано с системой ценностей.

Э.с.р. - максимально возможное достижение цели по удовлетворению потребностей населения (клиента соц.службы) при опти­мальных затратах. Ср. всегда нуждалась в объективной оценке помощи, оказываемой клиентам. В 1978г. в США К.Вуд опубликовала обзор работ по вопросам э. соц. деят-ти. 6 принципов, на которых основывается успех работы с клиентом: см.методичку.

Сущ-ют разные методы определения э.с.р.

Метод "одиночного клиента (объекта)" -основан на учете специфической связи между результатами ср. и личными характеристиками клиента(возраст, источник и острота проблемы, мотивация в польз) изменений). Метод зфф-вен для оценки конечного и промежуточного рез-та,т.к. позволяет клиенту высказывать свое мнение в ходе мед-соц. реабилитации и т.п.

Метод соц.сравнения- наиболее эфф-вен: сравнение получаемых результатов с ранее выдвигавшимися целями и сложившимися соц.нормами- расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, примен­яемых в соц. практике (нормативы потребления, системы соц.гарантий, защиты, поддержки населения и др.). Например, важнейший соц. нормативом применительно к соц. обеспечению явл-ся бюджет прожиточного минимума.

Метод субъективной оценки: важно кто производит оценку э.с.р.(руководители, специалисты, полевые соц.работники, обслуживаемые клиенты, представители контролирующих органов, СМИ и др.). Чем больше субъектов задействовано в процессе оценки, тем больше она будет стремиться к более достоверной. Различные оценки, исходящие от разных субъектов проходят определенную процедуру оценивания (сбор, обработка) и превращаются в результаты (итоги)

Метод параметрический- сопоставление 2х параметров, 1-состояние кл-та на входе; 2-нынешнее состояние кл-та. Разница представляет собой «реабилитационный эффект». Гл сложность в описании этих параметров.

Метод оценки на основе удовлетворения потребности к-та: разновидности 1)прямой оценочный метод (опросы кл-ов); 2)параметрический – сравнение того что положено по нормам и стандартам предоставления услуг и того, что фактического предоставляется.

Метод эффективноть/не эффективность– определение факторов эффек/неэффек .

Эффект м/но оценивать по 4 параметрам: 1)деятельност ь учреждений соц защиты; 2) уровень организации труда работников(условия труда..); 3) ур-нь квалификации персонала; 4) качество соц обслуживания различных категорий населения.

Метод оценки затрат– стоимостная оценка обслуживания одного кл-та или всего контингента, соотношение затрат и результатов.

На э.с.р. влияют переменные велечины см. методичку. С.р.представляет собой взаимодействие субъекта и объекта(соц.работника и клиента), протекающее при определенных общественных условиях. Также ее успешное осуществление определяется тем, в какой степени они удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Соц.раб-к должен быть квалифиц-м специалистом в своей области , а также обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности (честность, тактичность, терпимость, доброта ,и др.) . 0т клиента требуется действительное желание решить свои проблемы и доверие к соц. раб-ку . Доверяя клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на э.с.р.

Важны условия работы : I ) санитарно-гигиенические (микроклимат, освещенность, шум. общая и проф-ная заболеваемость и др.);2) психофизиологические(физ. нагрузка, нервно-психическое напряжение и др.) 3) соц. -психологические(соц. -психологический климат в трудовом коллективе, семье и др.) 4) эстетические ( интерьер, оформление рабочего места и др.) Так­же на э. влияет компьютеризация соц. служб.

Технология (с греческого – искусство, мастерство, умение, +учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентированно преимущественно на деятельность в производственной сфере.

Многие специалисты не принимают данный термин в своей профессиональной деятельности, считая, не этичным переносить его из технических наук в социальную.

Однако анализ данного термина нельзя отказать в правомерности. Проектируя работу с клиентом, специалист уже занимается технологизацией, исключая экспромты и непродуманные действия, следовательно, есть резон использовать термин в социальной работе.

Хахалина пишет: почему некоторые технологии называются социальными?

Во-первых – они представляют продукт длительного отбора, проверки на пригодность в социальной организации общества;

Во-вторых – они отвечают на вопрос как взаимодействуют люди в обществе, следовательно, входят в культурное, общественное сознание, дают универсальную характеристику общественной жизни и самого человека.

В России социальные технологии известны с 1613 года, хотя в науке это находит отражение в 1930 годы. Технология это как апробированная основа целенаправленной человеческой деятельности. Определяется как совокупность средств, организаций и упорядочения целенаправленной практической деятельностью в соответствии с целью и логикой в процессе преобразования того или иного объекта.

И.Ф. Албегова в рамках социальной работы определяет социальную технологию как совокупность метода воздействия на социальные субъекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей.

Для авторов большинства определений характерно единое принятие того, что социальные технологии это определенный способ достижения цели. Сущность этого способа состоит в пооперационной деятельности. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно. Эта разработка осуществляется на основе научных знаний, при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность.

Социальная технология выступает в следующих формах:

1-это некий проект деятельности, (систему теоретических знаний и практику), включающий описание процедур, способов этой деятельности;

2- это сама деятельность, включающая ряд процедур, операций этой деятельности.

Албегова полагает, что социальная технология это более широкое понятие, разнопланово воздействует на поведение людей, это может быть и агрессия и разрушение.

Щедровицкий: любая деят-ть м/т б.описана с логической т.зр. (цель-процесс-результат)

Построение работы: (цели-принципы-методы)сост.технология

Технология социальной работы – это совокупность методов, приемов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной помощи населению.

Социальные технологии базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, социальной инженерией, теорией самоуправления, правом, социальной педагогикой, психологией, валеологией и др.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с группами населения.

Итак, технология социальной работы – это алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность не сводится к одноразовому акту воздействия, а представляет собой процесс, который характеризуется сменой содержания, форм и методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе.

Наши рекомендации