Общая характеристика информационных изданий

Информационное издание содержит систематизированные сведения об опубликованных работах в форме, удобной для быстрого с ним ознакомления, выпускаемое органами научной и технической информации, а также другими организациями, осуществляющими информационную деятельность. Это издания вторичной информации, т.е. по целевому назначению и читательскому адресу коренным образом отличаются от первичных изданий (учебных, справочных и т.д.). Т.е. в них содержатся не непосредственно результаты научно-исследовательских и научных работ, а результаты их аналитико-синтетической переработки

а) библиографирование – подготовка библиографического описания издания, служит для идентификации документа;(монографич. Б.о.(на весь вид док-та) и аналитиеске б.о. (на часть док-та, напр., статью)) Под документом в научно-информационной деятельности понимается любой источник информации: научная монография, научная статья в журнале или сборнике, тезисы докладов конференции, патентные документы, авторские заявки и так далее итак далее.

б) аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки, цель которого подготовка аннотации;

в) индексирование документа – выражение центральной темы документа средствами информационно-поискового языка: УДК, ББК, государственный рубрикатор научно-технической информации (предкоординированные языки) или выражение центральной темы документа с помощью ключевых слов (посткоординированные языки);

г) реферирование – подготовка реферата конкретного типа;

д) обзорная деятельность – подготовка обзора того или иного вида (библиографического, реферативного, аналитического или монографического).

Билет 9

Классификация н/п изданий.

В числе научно-популярных произведений есть такие, которые могут быть отнесены к тому же жанру, что и научные произведения. Это монография и статья.

На основе жанра научно-популярной монографии (гост7.60-2003) осуществляется создание издания, которое так и называется начно-популярная монография. Как и во всякой монографии в научно-популярной должны быть изложены сведения по одной проблеме. Например, какое-то открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, вопрос установления и развития науки.

Существует другая разновидность научно-популярной монографии - биографическая. В биографическом произведении освящается жизнь ученого, показано формирование его мировоззрения, дается характеристика его вклада в науку. Примерами могут быть научно-биографические монографии, посвященные академику Сахарову и Эйнштейну.

Наряду с научно-популярной монографией широкое распространение имеют научно-популярные журналы и сборники научно-популярных произведений.

Что касается научно-популярных журналов - прежде всего известные издания наука и жизнь, природа, гео, вокруг света, национальная география. nature, since. Эти журналы содержат статьи и материалы о теоретических и экспериментальных исследованиях, культуре и практической деятельности. Их функциональное назначение: служить распространению научных знаний и самообразованию, способствовать формированию научного мировоззрения и расширению кругозора читателя, популяризировать достижения науки, техники, культуры и искусства. Научно-популярные журналы также публикуют материалы практического, развлекательного и литературно-художественного содержания.

Научно-популярный сборник составляется из статей, воспоминаний, очерков, выдержек из официальных документов. Примером может служить научно-популярный сборник, выпущенный издательством современник сборник "сеятели и хранители. открытия и судьбы". В двух томах собраны материалы об основателе русской агрохимии Болотове, о первом отечественном агрохимике-практике Энгельгарде, о естественноиспытателе Тимирязеве и о генетике Вавилове.

Научные основы реферирования:

Реферированием называется процесс преобразования документальной информации, завершающийся составлением реферата.

Процесс реферирования распадается на три этапа: анализ исходного текста, определение его характерных фрагментов и формирование соответствующего вывода. Большинство современных работ концентрируются вокруг разработанной технологии реферирования одного документа.До 1970х гг реферирование осуществлялось непосредственно при чтении первоисточника. никакой научной базы не было.

Но в 1971 году появилась первая теория о том, как именно нужно готовить рефераты. Методика заключалась в том, что в каждом реферате необх. отразить определенные аспекты первоисточника (Соловьев)

-вид исследования

-условия

-техническая характеристика

-научная база

-экономическая эффективность

1978 – фосетное реферирование (Жукова) не получило никакого распространения.

Третья методика ориентирована на на подготовку студентами рефератов по различным предметам (1980, Вейзе)

1990 - еще одна методика. по ней все сведения первоисточника группируются:

Класс а (сведения непосредственно относятся к теме, первостепенная важность)

Класс б (актуальные новые сведения, частично соответств. профилю издания)

класс с (до.1е 2 группы)

класс д (то, что можно опустить - исторические справки, элементы популяризации и тд)

По данной методике приоритет - сведениям класса А. они должны составлять фактографическую основу реферата. Включение класса б и с - на усмотрение редактора.

При работе над рефератом редактор руководствуется двумя принципами:

Критерий семантической адекватности используется для установления точности реферирования. В реферате не должно быть лишней информации.Критерий семантической эквивалентности используется для полноты реферирования. Предполагает максимальное насыщение реферата информацией из первоисточников. Полностью эквивалентным семантический реферат быть не может, т.к. объем реферата ограничен.

Редактор должен стремиться, чтобы эта степень была максимально высокой. Редактор должен учитывать виды потерь информации при реферировании:

· Потери преднамеренные оправданные: реферат сознательно отказывается от части информации без ущерба для содержания реферата. Могут быть: исторические справки, рекламные материалы, элементы популяризации, устаревшие сведения.

· Преднамеренные неоправданные потери: референт в силу субъективизма и несогласия с позицией автора не включает в реферат интересных для потребителей сведения.

· Потери непреднамеренные неоправданные: связан с некомпетентностью референта, плохим знанием иностранного языка и другое.

Билет 10

Наши рекомендации