Постановка очистительной клизмы новорожденному и грудному ребенку
Цель:
- добиться отхождения каловых масс.
Оснащение:
- резиновые перчатки, фартук;
- клеенка, пеленка;
- резиновый баллончик (№ 1-6) с наконечником;
- емкость с водой комнатной температуры (20-22оС);
- вазелиновое масло;
- лоток для отработанного материала;
- полотенце;
- горшок.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре. |
Подготовить все необходимое оснащение. Постелить клеенку накрыть ее пеленкой. Выложить полотенце для подсушивания ребенка после процедуры. | Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры. |
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Взять резиновый баллончик в правую руку выпустить из него воздух набрать в него воду температуры 20-22о. Примечание: необходимое количество воды: - новорожденному – 25-30 мл; - грудному 50-150 мл; - 1-3 года – 150-250 мл. | Вода комнатной температуры не всасывается в кишечник, разжижает каловые массы и вызывает перистальтику. |
Смазать наконечник вазелиновым маслом методом полива. | Обеспечение введения наконечника в прямую кишку. Предупреждение возникновения неприятных ощущений ребенка. |
Выполнение процедуры | |
Уложить ребенка на левый бок, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать к животу. Примечание: ребенка в возрасте до 6 месяцев положить на спину, приподнять ноги вверх. | Учет анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки. |
Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении. | |
Расположив резиновый баллон наконечником вверх нажать на него снизу большим пальцем правой руки и до появления воды. | Удаления из баллончика воздуха и предупреждение введения воздуха в прямую кишку. |
Не разжимая баллончика ввести наконечник осторожно без усилий в анальное отверстие и продвинуть в прямую кишку вначале к пупку, а затем преодолев сфинктеры параллельно копчику. | Учет анатомических изгибов прямой кишки. |
Медленно нажимая на баллон снизу ввести воду, и не разжимая его извлечь наконечник из прямой кишки одновременно левой рукой сжать ягодицы ребенка. Баллон поместить в лоток для отработанного материала. | Предупреждение развития неприятных ощущений у ребенка. Предотвращение всасывания воды обратно в баллон. |
Уложить ребенка на спину, прикрыв промежность пеленкой (до появления стула или позывов на дефекацию). | Обеспечение времени для разжижения каловых масс и начала перистальтики. |
Завершение процедуры | |
Подмыть ребенка после акта дефекации, подсушить полотенцем промокательными движениями. Одеть, уложить в постель. | Обеспечение комфортного состояния после завершения процедуры. |
Снять фартук, перчатки, поместить в дезраствор. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Лекарственная клизма.
Цель:
- ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.
Оснащение:
- резиновые перчатки, фартук;
- клеенка, пеленка;
- резиновый баллончик (№ 1-2);
- емкость с лекарственным препаратом в изотоническом растворе;
- вазелиновое масло;
- лоток для отработанного материала;
- полотенце (пеленка);
- газоотводная трубка;
- марлевая салфетка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре. |
Подготовить все необходимое оснащение. Постелить клеенку накрыть ее пеленкой. Выложить полотенце (пеленку) для подсушивания ребенка после процедуры. | Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры. |
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Подогреть лекарственный препарат до 37–380 и набрать его в резиновый баллончик. | Теплый лекарственный препарат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность появления преждевременной перистальтики и ответ на раздражение холодом. |
Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива. | Обеспечение введения трубки в прямую кишку. Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка. |
Выполнение процедуры | |
Уложить ребенка на левый бок, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать к животу. Примечание: ребенка в возрасте до 6 месяцев положить на спину, приподнять ноги вверх. Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении. | Учет анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки. |
Пережав свободный конец газоотводный трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и продвинуть ее в прямую кишку на 2/3 ее длины, направляя, в начале, к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику. | Предупреждение возможного вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки. Учет анатомических изгибов прямой кишки. |
Расположив резиновый баллон наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки до появления воды. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке. | Удаление из баллончика воздуха и предупреждение введения воздуха в прямую кишку. |
Медленно нажимая на баллон снизу, ввести лекарственный раствор, и не разжимая его отсоединить от газоотводной трубки, предварительно пережав её свободный конец. Баллон поместить в лоток для отработанного материала. Извлечь газоотводную трубку из прямой кишки, пропустив ее через салфетку (газоотводную трубку и салфетку положить в лоток для отработанного материала). | Предупреждение развития неприятных ощущений у ребенка. Предотвращение всасывания лекарственного раствора обратно в баллон. Предохранение окружающей среды от загрязнения. |
Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 минут. Уложить ребенка на живот. | Время необходимое для уменьшения спазма гладкой мускулатуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата. |
Завершение процедуры | |
Обработать перианальную область тампоном, смоченным вазелиновым маслом. Одеть ребенка уложить в постель, проследить, чтобы ребенок находился в горизонтальном положении в течение 30 мин. после проведения процедуры. | Профилактика раздражения кожи. Обеспечение комфортного состояния. Достижение максимального эффекта. |
Снять фартук, перчатки, поместить в дезраствор. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Мазок из зева и носа.
Цель:
- собрать материал для бактериологического исследования.
Оснащение:
- маска, резиновые перчатки;
- стерильные пробирки с сухими ватными тампонами 2 шт.;
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк- направление в лабораторию;
- стеклограф.
Обязательное условие:
- забор материала из зева проводить натощак до орошения или полоскания горла.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить ребенку (маме) цель и ход выполнения процедуры. | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре. |
Подготовить все необходимое оснащение. Выписать направление в лабораторию. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «З» (нос, зев). | Создание удобства при проведении процедуры. |
Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника (мамы): - ноги ребенка помощник охватывает своими коленями; - руки и туловище фиксирует одной рукой; - голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. | Необходимое условие для проведения процедуры. |
Выполнение процедуры | |
Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированный знаком «Н» (нос), взяв его правой рукой за пробку в которую он вмонтирован. Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка. Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой плотно прикасаясь к их стенкам. Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев. | Обеспечение доступа к слизистой оболочке носа. Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры. Обеспечение достоверности результата исследования. |
Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него. | Обеспечение доступа к зеву. |
Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З» (зев) взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Осторожно не касаясь языка и щек ввести тампон в полость рта. Снять слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок- дужка- миндалина. Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию- материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. | Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках. Обеспечение достоверности процедуры. |
Завершение процедуры | |
Вымыть и обработать антисептиком руки в перчатках. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 2 часов после забора при условии хранения в холодильнике). | Обеспечение достоверности результата. |
Мазок из носоглотки на менингококк.
Цель:
- собрать материал для бактериологического исследования.
Оснащение:
- резиновые перчатки, маска;
- стерильные пробирки с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 1350 на расстоянии 3-4 см от нижнего конца и вновь поместите его в стерильную пробирку);
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк-направление в лабораторию.
Обязательное условие:
- забор материала из носоглотки проводить натощак до орошения или полоскания горла.