Вовлеченность и мотивация

Вовлеченность – личный вклад, преданность проекту со стороны всех участников.

Мотивация – совокупность факторов , определяющих поведение человека, система механизмов стимулирования.

Традиционная точка зрения на мотивацию выражена в иерархии потребностей по Маслоу:

· Потребность в успехе (самовыражении)

· Потребность в уважении;

· Потребность в общении;

· Потребность в защищенности;

· Физиологические потребности

5 новых факторов мотивации:

1. осознание цели – люди верят в важность своей работы и в то, что она способствует развитию их организации. (этим преодолевается неопределенность в матричных структурах в двойным подчинением);

2. Инициативность – люди стремятся сами управлять развитием своей карьеры. Упор на получение результатов, а не выполнение ролей, подтверждение своей профессиональной состоятельности заставляют подчиненных брать на себя ответственность за свое собственное развитие. Возможность самому выбирать проект следующий как награда.

3. Участие в прибыли;

4. Развитие, забота о самосовершенствовании заставляет ценить возможность расширения своего практического опыта, приобрести новые навыки и знания, повысить самоуважение и самооценку.

5. Профессиональное признание. Квалифицированные работники стремятся набирать очки , свидетельствующие об уважении и успехе. В проектно-ориентир. организации руководители могут не иметь прямых контактов с профессиональными исполнителями на местах Линейные руководители должны гарантировать, что их подчиненные получат признание.

САМОКОНТРОЛЬ

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль - это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний.

· Самоконтроль – это умение подчинить эмоции собственному разуму.

· Самоконтроль – это осознание собственного несовершенства и стремление действовать так, как если бы человек был совершенен.

· Самоконтроль – это сила характера, помогающая подавлять излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы.

Проявления самоконтроля в повседневной жизни

· Экстремальные ситуации. При возникновении форс-мажора большая вероятность выйти из ситуации без потерь – у людей, обладающих способностью к самоконтролю. Без самоконтроля эмоции овладевают человеком, туманят рассудок и провоцируют на нерациональные действия.

· Государственная деятельность, дипломатия. Умение контролировать эмоции и слова, умение даже в самых сложных ситуациях искать компромиссы – это проявление самоконтроля дипломатов и государственных деятелей.

· Бытовые ситуации. Человек, умеющий погасить ссору, не допускающий эмоционального взрыва – обладает способностью к самоконтролю.

· Спорт. Занятия спортом зачастую связаны с ограничениями – диета, особый режим дня и тренировок. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми требованиями – проявляет способность к самоконтролю.

Личные финансы. Человек, умеющий ограничивать свои потребности в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями – проявляет способности.

УВЕРЕННОСТЬ И УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Руководитель проекта д.б. уверен в правильности своих действий. Это не означает, что он должен интересоваться только материальными благами и быть жестким прагматиком- самоотверженность вполне может сочетаться с уверенностью в себе. Руководитель должен уметь принять решительные меры, которые по его мнению и оценке оправданы. Иногда лучше принять меры, основываясь на неполной информации , и быть готовым скорректировать решения после прояснения ситуации., чем бесконечно медлить в поисках идеального решения. Уверенный в себе руководитель легко делегирует свои полномочия членам команды, будучи уверенным в их способностях и в собственном умении мотивировать команду.

СНЯТИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ

Конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы. При разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки, за которые впоследствии бывает обидно и неудобно. Поэтому из делового общения необходимо устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинство собеседников, покровительствующие суждения и оценки, иронические замечания, высказываемые с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения.

2. Стремитесь к уважительной манере разговора. Такие фразы, как «Прошу извинить», «Буду очень признателен», «Если это вас не затруднит», препятствуют формированию у оппонента внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции.

3. Стремитесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях. Старайтесь выслушать собеседника, так как умение слушать — один из критериев коммуникабельности.

4. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, лучше задайте себе вопрос «А разве я никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь выслушать оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

5. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

6. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

7. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление.

8. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.

9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.

В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения. Приведем некоторые из методов, приемов, благодаря которым можно снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева.

Переключение на другой вид деятельности — связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Так, если находитесь на работе, займитесь любым видом деятельности: переберите бумаги; полейте цветы; заварите чай; переставьте стол; пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору; зайдите в туалетную комнату и подержите 4— 5 минут руки под холодной водой; подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья. Если же находитесь дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или походить в быстром темпе 10—15 минут; примите контрастный душ; перемойте скопившуюся посуду. Постарайтесь практиковать данный метод как можно чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный способ войдет у вас в привычку. Кроме того, постарайтесь хотя бы раз в неделю заниматься делом, которое вас радует, успокаивает и приносит удовлетворенность.

ОТКРЫТОСТЬ

Наши рекомендации