Номенклатура потребительских свойств и показателей
Номенклатура потребительских свойств и показателей — совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворениереальных или предполагаемых потребностей. По сути этаноменклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.
Назначение — способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в ихсистематизации.
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров:
- свойства функционального назначения (функциональные свойстваотражают способность товаров выполнять их основные функции иудовлетворять основные потребности. Характеризуются свойствами:
- совершенство выполнения основной функции;
- совершенство вспомогательных функций – характеризует особенности функционирования на всех этапах функционального процесса: транспортировке, установке, эксплуатации, обслуживании, ремонте;
- универсальность применения(характеризует возможность выполнения дополнительных функций (моющий пылесос);
- надежность — способность товаров сохранять функциональноеназначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) втечение заранее оговоренных сроков.В зависимости от критерия надежности различают следующиеподгруппы свойств: долговечность, безотказность, ремонтопригодность исохраняемость):
- безотказность – (отсутствие отказа в работе в течение гарантийного срока, иначе изготовитель обязан устранить дефект за свой счет или заменить товар);
- долговечность – сохранение работоспособности до предельного срока службы. Различают физическую долговечность (связанную с моральным износом). В настоящее время актуальнее моральный износ;
- ремонтопригодность – приспособленность изделий к ремонту. Ее показатели оцениваются продолжительностью и стоимостью гарантийного и текущего ремонта;
- сохраняемость– способность изделия сохранять работоспособность при хранении, транспортировке и т.д. (для некоторых товаров, например парфюмерно-косметических, устанавливается гарантийные сроки хранения со дня изготовления);
-эргономические свойства — способность товаров создаватьощущенияудобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими(психолого-физиологическими) характеристиками потребителя:
- антропометрические свойства– характеризуют соответствие изделия размерам и форме тела человека и отдельных его частей (высота мебели, размеры одежды);
- физиологические– характеризуют соответствие изделий силовым (возможности мышечного аппарата), скоростным, энергетическим возможностям человека;
- психофизиологические – характеризуют соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния);
- гигиенические–влаго и воздухопроницаемость, теплоизоляция, теплопроводность;
- эстетические свойства — способность товаров выражать вчувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности иудовлетворять эстетические потребности человека. Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний(товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационнаявыразительность, совершенство производственного исполнения:
-информационная выразительность– способность изделия выражать сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, т.е. степень современности, оригинальности, соответствия требованиям моды, стиля. Стиль формируется в течение продолжительного времени под воздействием исторических, географических, национальных и других факторов.
Классификация стилей
И Исторические | Ге Географические | Н Национальные | С Социальные |
Древнеегипетский античный готический ренессанс (возрождение) барокко классицизм м модерн | Европейский восточный ллатиноамериканский | Р русский А английский Ф французский | -и индивидуальный (деловой, спортивный, вечерний, молодежный, подростковый и детский) -коллективный (аристократический, городской и сельский) -фирменный (для имиджа фирмы и ее товаров) |
Рациональность формы – соответствие формы назначению, гармоничное сочетание красоты и удобства.
Целостность композиции– гармоничное единство частей и целого, соразмерность и соответствие элементов изделия друг другу, их единый характер, цветовое решение.
Совершенство производственного исполнения – чистота исполнения и соединение отдельных деталей, отсутствие видимых дефектов, тщательность отделки поверхностей, четкость исполнения фирменных знаков и т.д.;
- безопасность– отсутствие вреда человеку при эксплуатации. Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должныобладать все потребительские товары. В отличие от другихпотребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит кпотерям функционального или социального назначения, превышениедопустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию
в категорию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, апродукция, утратившая иные потребительские свойства, относится кусловно пригодной и может быть использована на промпереработку. Кроме того, утраченные свойства продукции могут бытьвосстановлены после соответствующего устранения дефектов, благодаря чему она может быть использована по назначению. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают
следующие виды безопасности:
• безопасность излучений;
• биологическая безопасность;
• взрывобезопасность;
• механическая безопасность;
• пожарная безопасность;
• термическая безопасность;
• химическая безопасность;
• электрическая безопасность;
• ядерная и радиационная безопасность.