Задание для самостоятельного выполнения
Казахская академия транспорта и коммуникаций
Им. М. Тынышпаева
Методические указания
К практическим занятиям по дисциплине
«Правила перевозок грузов»
(для студентов специальности 050901 - «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»)
Алматы-2014
Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева
Кафедра «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-
Методической работе
_________Е.Т. Ауесбаев
«____»______2014 г.
Методические указания
К практическим занятиям по дисциплине
«Правила перевозок грузов»
(для студентов специальности 050901 - «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»)
Алматы-2014
Методические указания к практическим занятиям составлены в соответствии с рабочей учебной программой элективной дисциплины «Правила перевозок грузов» для студентов специальности бакалавриата 050901 - «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»
Рецензенты: Турлыбеков С.С. – к.э.н., зам. начальника ст. Алматы-1 по
грузовой и коммерческой работе;
Немасипова А.Н. – к.т.н., доцент кафедры «Логистика на
транспорте».
Авторы: Мусабаев Б.К.-д.т.н., профессор;
Маликова Л.М.-к.т.н., доцент;
Муратбекова Г.В.-к.т.н., доцент.
В методических указаниях рассмотрены вопросы организации перевозки грузов железнодорожным транспортом. Изложена методика размещения груза в подвижном составе, согласно стандартам и ГОСтам.
Освещены вопросы, касающиеся порядка заполнения перевозочных документов по перевозкам.
Методические указания обсуждены и получили положительное решение на кафедре «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» (ОПДЭТ) (Протокол № 7а от 3 марта 2014 года).
Методические указания рассмотрены и получили положительное заключение на УМБФ «Организация перевозок и логистика» (Протокол № 7 от 17 марта 2014 года).
Методические указания рекомендованы к изданию в открытой печати и использованию в учебном процессе на УМС академии (Протокол № 4 от 29 апреля 2014 года).
ВВЕДЕНИЕ
Цель настоящих методических указаний закрепить и развить теоретические знания студентов в области обеспечения сохранности перевозимых грузов. Приведены методики нанесения транспортной маркировки на грузовые места, определения места и условий хранения грузов, условий размещения и крепления грузов в подвижном составе.
Правовое регулирование отношений перевозчика и пользователей на железнодорожном транспорте определяется Уставом железных дорог. Однако Устав содержит лишь основные положения и правовые нормы и не может предусмотреть всего многообразия конкретных условий и особенностей перевозок отдельных грузов. Поэтому в развитии статей Устава разрабатываются и утверждаются в установленном порядке Правила перевозок грузов, обязательные как для железной дороги, так и для ее пользователей. Изменения и дополнения Правил публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов, которые вводятся в действие с момента опубликования, приобретая силу и являясь обязательными для железной дороги, грузоотправителей и грузополучателей.
Перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются на основании месячных заявок грузоотправителей. Заявки по плану перевозок грузов предоставляются грузоотправителями.
Порядок и сроки подачи заявок по плану перевозок груза железнодорожным транспортом устанавливаются настоящими Правилами.
Грузоотправители представляют заявку по плану перевозок грузов, своевременно и ритмично предъявляют грузы к погрузке в размерах, предусмотренных заявкой, и осуществляют погрузки в установленные сроки. Грузоотправитель заявляет в месячных заявках по плану перевозок грузов объем, не превышающий возможности грузополучателя по погрузке, выгрузке (разгрузке) грузов.
Перевозчик обеспечивает своевременную и ритмичную подачу вагонов по всем пунктам погрузки грузов в соответствии с принятыми заявками по плану перевозок грузов.
Перевозка экспортных и импортных грузов осуществляется в счет общей заявки по плану перевозок грузов соответствующих родов на условиях международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
Практическое занятие № 1
СОСТАВЛЕНИЕ УЧЕТНОЙ КАРТОЧКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Цель работы:изучить методику заполнения учетной карточки выполнения плана перевозки грузов.
Выполнение плана перевозок по грузоотправителям учитывается в учетной карточке (форма ГУ-1). Учетные карточки ведутся работниками ЦФТО в одном, или по требованию грузоотправителей, в двух экземплярах, отдельно по каждому грузоотправителю и по каждому грузу номенклатуры плана. Она подписывается грузоотправителем и представителем ЦФТО по окончании каждых отдельных суток.
В графе 2 указывается норма загрузки на каждый день. Графа 3 заполняется только по грузам, планируемым в вагонах и тоннах. В графе 4 указывается количество вагонов (контейнеров), поданных в обеспечение погрузки по плану на отчетные сутки. В графе 5 указывается количество погруженных за данные отчетные сутки вагонов (контейнеров). По грузам, планируемым в вагонах и тоннах, в графе 6 указывается количество погруженных тонн.
Количество отправительских маршрутов, предусмотренных планом поданных и фактически погруженных, указывается в графах 2,4,5 знаменателем. В графе 7 указываются причины недогруза по плану.
Результаты выполнения плана перевозок за декаду определяеюся в следующем порядке:
по графе 2 подсчитывается количество вагонов (контейнеров), запланированных на декаду, по графе 4 – количество поданных вагонов (контейнеров), по графе 5 – количество фактически погруженных вагонов (контейнеров).
По графам, планируемым в вагонах и тоннах, подводятся итоги по графам 3 и 6. Путем сопоставления суммы, поданной по графе 2, и учетом суммы, поданной по графе 5, определяется выполнение плановой нормы погрузки за декаду (по грузам, планируемым в вагонах и тоннах – соответственно суммы, подсчитанные по графе 3, и суммы, подсчитанные по графе 6).
Если будет установлено, что план за декаду не выполнен, производится следующий расчет.
Количество вагонов (контейнеров), не погруженных по вине дороги, определяется путем вычитания суммы, подсчитанной за декаду по графе 4 из суммы, подсчитанной по графе 2. Кроме того, из этой разницы вычитается количество не поданных по вине отправителя вагонов (отказ от погрузки, неподача вагонов из-за отсутствия заявки, из-за занятости фронта погрузки вагонами, простаивающих сверх нормы, из-за отсутствия груза и др.). В случаях, когда имеют место обстоятельства, указанно, количество вагонов, не поданных в связи с этим, вычитывается из указанной выше разности
По грузам, планируемым в вагонах и тоннах, количество тонн, не погруженных по вине дороги, определяется путем умножения количества не погруженных по вине дороги вагонов на установленную статическую нагрузку.
Аналогичные расчеты выполняются и по грузоотправителям.
Данные о погрузке по дорогам назначения указываются по всем грузам только в вагонах (контейнерах) в графе 10 и последующих графах.
Пример:
У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А
выполнения плана перевозок № 36 за ноябрь мес. 20 04 г.
станция Кустанай ДН-2 Куст.отд.пер. АО НК КТЖ ж.д. род груза мука в мешках статическая нагрузка 62 т/ваг. отправитель ТОО Хлеб его адрес г. Кустанайул. Спортивная 12 расчетный счет № 125688974457 в отделении Госбанка гор. Народный банк, ТуранАлемБанк, ВалютТранзитБанк г.Кустанай
Числа месяца | План | Подано ваг.(конт.) | Погружено | Причина недогруза | Расписка | Погружено по дорогам назначения вагонов (контейнеров) | ||||||||||||||||||||||||||||
ваг. (конт) | тонн | ваг. (конт) | тонн | т-ции | отправите-ля | ДН-7 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | 2 | 124 | 2 | 2 | 124 | - | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
1-я дека-да | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недогружено за 1-ю дек.______-____ ваг. ____ т. в т.ч. по вине отправителя ____-____ ваг. _____ т. по вине дороги ___-___ ваг. ____ т. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | 4 | 248 | 4 | 2 | 124 | Отказ от погрузки | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
1-я дека-да | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недогружено за 2-ю дек._____2_____ ваг. _124 т. в т.ч. по вине отправителя ___2___ ваг. __124___ т. по вине дороги ___-_____ ваг. ____ т. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Числа месяца | План | Подано ваг.(конт.) | Погружено | Причина недогруза | Расписка | Погружено по дорогам назначения вагонов (контейнеров) | ||||||||||||||||||||||||||||
ваг. (конт) | онн | ваг. (конт) | онн | стан-ции | отправите-ля | ДН- 7 | ||||||||||||||||||||||||||||
План на м-ц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 248 | 4 | 4 | 248 | - | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
3-я д | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недогружено за 3-ю дек._____-_____ ваг. ____ т. В т.ч. по вине отправителя _____-____ ваг. _____ т. По вине дороги ___-____ ваг. ____ т. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого за м-ц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недогружено за месяц______2____ ваг. __124__ т. В т.ч. по вине отправителя __2___ ваг. __124___ т. По вине дороги ____-___ ваг. ____ т. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
С у м м а ш т р а ф а, н а ч и с л е н н о г о | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-я декада | 2-я декада | 3-я декада | за месяц | 1-я декада | 2-я декада | 3-я декада | за месяц | Отметка об уплате штрафа грузоотпра-вителем | ||||||||||||||||||||||||||
Недогруз | Ваг. (Конт.) или тонн | 2 | 2 | Невыполнение плана по дорогам назначения | Ваг. (Конт.) или тонн | |||||||||||||||||||||||||||||
Сумма штрафа | - | - | Сумма штрафа | |||||||||||||||||||||||||||||||
Невыполнение плана по дорогам назначения | Ваг. (Конт.) или тонн | - | - | Необеспечение погрузки маршрутов | Количество | |||||||||||||||||||||||||||||
Сумма штрафа | - | - | Сумма штрафа | |||||||||||||||||||||||||||||||
Необеспечение погрузки маршрутов | Количество | - | - | Итого сумма штрафа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сумма штрафа | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого сумма штрафа | 757 | 2757 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Начальник станции
Сальдо в пользу железной дороги 2757 (две тысячи семьсот пятьдесят семь) тенге ________--_______ тиын ________________
Контрольные вопросы:
1. Что такое бланк учетной карточки выполнения плана перевозок груза формы ГУ-1?
2. Виды отправок грузов.
3. По чьей вине происходит недогруз вагонов?
Задание для самостоятельного выполнения
Заполнить бланк учетной карточки выполнения плана перевозок формы ГУ-1 и вывести сумму штрафа, начисленного на грузоотправителя за железную дорогу, исходя из следующих данных выполнения плана по итогам каждой декады. Состав маршрута 50 вагонов.
Примечание:количество отправительских маршрутов, предусмотренных планом, поданных и фактически погруженных, указаны в графах 2,4 и 5 в знаменателе. В графах 10-12 в числителе указывается количество вагонов по плану согласно декадному заданию ЦФТО, а в знаменателе – количество вагонов, фактически погруженных на данную дорогу назначения.
Таблица 1.
Исходные данные для заполнения учетной карточки
Вар-нт | Декада | Графы учетной карточки | |||||
100/2 | 100/2 | 80/1 | 35/30 100/50 30/12 | - 0/15 25/35 | 40/30 0/15 25/15 | ||
100/2 | 50/1 | 50/1 | 40/11 25/10 100/50 | 40/30 30/30 - | 10/30 30/30 - | ||
100/2 | 100/2 | 85/5 100/2 | 35/30 100/50 30/20 | 35/45 0/50 30/20 | 25/10 - 30/30 | ||
100/2 | 90/1 | 90/1 | 30/40 - 50/20 | 30/20 50/50 20/20 | 30/20 50/40 30/40 | ||
100/2 | 100/2 | 80/1 | 20/50 0/30 50/40 | 30/20 100/50 30/30 | 40/20 - - | ||
90-1 | 90/1 | 70/1 | 90/60 75/40 | 50/25 0/10 - | 0/25 - 25/50 | ||
90/1 | 80/1 | 80/1 | 40/20 - 90/50 | 0/20 40/50 - | 30/10 40/25 0/30 | ||
Продолжение таблицы 1. | |||||||
100/2 | 100/2 | 100/2 | 40/10 25/25 100/50 | 40/30 25/15 - | 0/20 25/15 0/50 | ||
100/2 | 90/1 | 90/1 | 35/20 100/0 30/30 | 30/20 0/50 40/20 | 30/40 0/40 20/20 | ||
100/2 | 100/2 | 100/2 | 15/30 25/40 100/50 | 30/20 30/15 0/50 | 30/20 30/15 - |