Методические рекомендации. Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи
Курс лекций
для студентов профессионально-педагогического университета
Екатеринбург
А. А. Евтюгина, С. В. Болтаева, И. К. Миронова. Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов профессионально-педагогического университета: Учебное пособие. Екатеринбург, 2004. 413 с.
Составители: канд. филол. наук, доц. А. А.Евтюгина (8, 9, 14)
канд. филол. наук И. К. Миронова (4, 11, 12, 13)
канд. филол. наук С. В. Болтаева (1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10)
Рецензент: канд. филол. наук, доц. А. М. Плотникова
Учебно-методический комплекс содержит государственный стандарт курса «Русский язык и культура речи», тексты лекций, содержание которых соответствует основным требованиям стандарта, а также список литературы для обязательного и дополнительного изучения, контрольные работы и тесты, которые позволяют студентам проводить проверку знаний по курсу.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета.
ã Российский государственный
профессионально-педагогический
университет, 2004
ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………………………………… | |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ……………………………………………………… | |
Лекция 1. ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ…….. | |
Лекция 2. ЯЗЫК КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ……………….. | |
Лекция 3. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ………………………………… | |
Лекция 4 КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ……………………………….. | |
Лекция 5. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.. | |
Лекция 6. НОРМЫ МОРФОЛОГИИ И ГРАММАТИКИ………………………………. | |
Лекция 7. НОРМЫ СИНТАКСИСА ……………………………………………………… | |
Лекция 8. ТЕКСТ КАК ПРОДУКТ И КАК ПРОЦЕСС РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………. | |
Лекция 9. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ…………………………………………………… | |
Лекция 10. ФОРМЫ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ…………………………………………………………………………………………… | |
Лекция 11. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………... | |
Лекция 12. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ РИТОРА И АУДИТОРИЯ. …………………… | |
Лекция 13. УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ………………………………... | |
Лекция 14. ОСНОВЫ ЭТИКЕТА И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ…………………………….. | |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»………………………………………………………………………………………….. | |
ТЕМА «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»……………….………………………. | |
ТЕМА «НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»…………….. | |
ТЕМА «КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ»…………………………… | |
ТЕМА «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА»…………………. | |
ТЕСТЫ К КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»………………………… | |
ТЕМА «НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»…………….. | |
ТЕМА «ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ»…………………………………… | |
ТЕМА «ПРАВИЛА РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ»…………………………………… | |
ТЕМА «КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ»…………………………… | |
ТЕМА «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА»…………………. | |
ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ…………………………………………………………… | |
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ…………………………………………………………………….. | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……… |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня уже ни у кого не вызывает никаких сомнений и возражений утверждение: современный специалист должен владеть коммуникативной компетенцией.
Настоящее издание представляет курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» студентов дистанционного обучения. Кроме того, эта книга может использоваться как учебное пособие для студентов вузов нефилологических специальностей, изучающих культуру речи.
Так как это курс лекций, то для нас было важным дать слушателям представление о наиболее значимых темах культуры речи, соответствующих учебным стандартам 2000 года.
Учитывая специфику жанра лекционного курса, необходимо отметить, что данный курс не является полностью авторским, в том смысле, что мы опирались на уже существующие монографии, статьи, учебники, пособия и т. д.
В курсе всего 14 лекций, рассчитанных на один семестр для студентов дистанционного обучения или для студентов очного/заочного обучения в качестве основы изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Учебно-методический комплекс предполагает обязательное выполнение контрольных работ и тестовых заданий.
Данный курс лекций нельзя рассматривать как максимально исчерпывающей материал по культуре речи, он призван познакомить студентов с основами данной дисциплины, дать словарь актуальной лексики и орфоэпический словарь частотных слов.
Методические рекомендации
Учебно-методический комплекс по культуре русской речи предполагает самостоятельную работу студентов с представленным лекционным материалом. Вузовский курс «Русский язык и культура речи» своеобразен: его изучают студенты разного уровня общекультурной и языковой подготовки, получающие образование по разным специальностям. Учебник построен с учетом различных запросов потенциальных студентов. Принципиально важно, что во всех разделах учебника содержатся материалы, интересные и полезные как для студентов высокого уровня языковой и речевой компетенции, так и для тех, кто испытывает трудности в следовании нормам устной и письменной речи, или в осуществлении эффективного общения в разных сферах.
Студенту дистанционного обучения, начинающему изучать данный курс, предстоит самостоятельно освоить достаточно большой объем информации. Знакомиться с материалом следует в предлагаемом порядке, так как в тексте могут встретиться понятия без дополнительного объяснения, с учетом их предъявления в предыдущих лекциях. План, предваряющий каждую лекцию, поможет сориентироваться в основных вопросах и понятиях каждой лекции, которые соотносятся со списком вопросов экзаменационных билетов. Деление лекций на разделы соответствует пунктам плана. В конце каждой лекции помещен список контрольных вопросов, по которым необходимо проверить себя: ответить на вопрос наиболее полно; вспомнить определения базовых понятий; примеры, приведенные в лекции, соотнести с известными фактами и в итоге придумать собственные примеры ситуаций или правил, о которых шла речь. Список литературы в конце лекции указывает на источники данного материала; если Вас особенно заинтересует какой-либо вопрос, список источников поможет сориентироваться в литературе, которую можно взять в библиотеке и изучить более подробно. В конце учебного комплекса помещен полный список рекомендуемой литературы по вопросам культуры русской речи.
Лекции 4–7 направлены на овладение коммуникативными нормами современного русского языка и предполагают наиболее внимательное прочтение и, более того, заучивание определенных правил. Наиболее трудные разделы необходимо перечитывать в специально отведенное для занятий время. После того, как Вы овладеете основным лекционным материалом, можно приступать к выполнению контрольных и тестовых заданий Приложения. Контролировать правильность выполнения этих заданий следует единственным и безошибочным способом – по словарям и справочникам. Особенно отметим, что, не имея словаря под рукой, делать контрольные работы по нормам русского языка не имеет смысла – в нашем сознании закрепилось слишком много неправильных вариантов ударения, произношения, употребления слов под влиянием ежедневного потока массовой информации. Только специальные орфоэпические и толковые словари помогут Вам найти единственно верные, предпочитаемые в интеллигентном обществе варианты. Указанные словари перечислены в лекции 5 «Нормы современного русского литературного языка», в общем списке литературы; кроме того, в учебный комплекс включены словари-практикумы, специально составленные преподавателями кафедры русского языка и культуры речи, в которые вошли орфоэпические и лексические единицы, чаще всего вызывающие речевые ошибки.
Учебный комплекс может быть полезен не только студентам, изучающим культуру русской речи как необходимый предмет вузовской программы, но также всем, кто интересуется современным состоянием русского языка и хочет активно совершенствовать качество своей речи.