Городской социальный приют для детей и подростков
Социальный приют для детей и подростков, находящийся в г. Кирове, является учреждением государственной системы социальной защиты, осуществляющим оказание помощи беспризорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Его структура представлена на схеме 5.
В своей деятельности он руководствуется Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, международной Конвенцией о правах ребенка, действующими законодательными актами, постановлениями Правительства, указаниями и инструктивными материалами Министерства труда и социального развития населения, мероприятиями городской программы по социальной поддержке населения, распоряжениями мэра г. Кирова, настоящим Положением и другими нормативными актами.
Социальный приют находится в ведении городского отдела социальной защиты и городского отдела по делам молодежи, создается и ликвидируется администрацией города по согласованию с Департаментом социальной защиты населения. Содержится за счет средств, выделяемых из бюджета города на социальную защиту и работу с молодежью в соответствии с утвержденной сметой.
Департамент социальной защиты населения осуществляет координацию деятельности социального приюта и других органов социальной защиты, оказывает необходимую организационную и методическую помощь.
Социальный приют является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием и другие реквизиты и счета в банке. Имеет право открывать внебюджетный счет для поступления средств от благотворительных и иных общественных организаций, предприятий и частных лиц, а также собственной хозрасчетной деятельности.
Социальному приюту в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны быть достаточными по площади, эстетичными, располагать всеми видами коммунального благоустройства (центральное отопление, водопровод, канализация, электроосвещение, радио, телефон), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям и оснащены необходимым жестким и мягким инвентарем, другими материальными запасами и оборудованием.
Схема 5
Структура социального приюта для детей и подростков
Департамент социальной защиты населения, городской отдел соцзащиты, городской отдел по делам молодежи, комиссия по делам несовершеннолетних, городской Центр социальной помощи совместно с органами труда и занятости населения, внутренних дел и другими правоохранительными органами, общественными организациями выявляют и ведут учет несовершеннолетних, нуждающихся в социальном приюте, содействуют их трудоустройству и обеспечению жилой площадью иди помещению в соответствующие учреждения органов социальной защиты населения, а также осуществляют в пределах своей компетенции контроль за деятельностью социального приюта.
Основные цели и задачи деятельности
социального приюта
Основными целями и задачами деятельности социального приюта являются организация временного (сроком до 2 месяцев) проживания детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, юридической и другой помощи, решение задач их дальнейшего жизнеустройства.
Деятельность социального приюта направлена на: детей и подростков, утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательном учреждении; оставшихся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию; подвергшихся любым формам физического или психического насилия; круг лиц, нуждающихся в приюте, может быть дополнен органами исполнительной власти.
Основные направления и содержание
деятельности социального приюта
Предоставление бесплатно места для ночлега с обеспечением санитарно-гигиеническими и постельными принадлежностями, питанием по нормативам сиротского учреждения.
Предоставление нуждающимся первой доврачебной медицинской помощи.
Бытовое обслуживание (прачечная, душ).
Предоставление возможности посещать учебные заведения.
Совместно с городским Центром социальной помощи и отделом по делам молодежи, инспекцией по делам несовершеннолетних, городской службы занятости, органами внутренних дел оказание различных видов помощи:
— одноразовая материальная помощь;
— оказание психологической и психокоррекционной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, установление над ними опеки и попечительства;
— консультативная помощь (юридическая, психологическая, медицинская);
— содействие в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего: помощь в устройстве на постоянное место жительства, в интернат (детский дом), решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянном или временном трудоустройстве подростков.
Организация деятельности социального приюта
В социальный приют принимаются несовершеннолетние по личной просьбе и по направлению органов внутренних дел, социальной защиты, городской администрации.
Прием нуждающихся осуществляется назначенным директором дежурным воспитателем в присутствии медицинского работника при предъявлении необходимых документов (направления от соответствующих органов, паспорта, справки об освобождении из мест лишения свободы и т.п.) или слов нуждающегося в социальной защите.
Противопоказаниями к приему в социальный приют является наличие:
— туберкулеза;
— заразных заболеваний кожи и волос;
— инфекционных и венерических заболеваний;
— психических заболеваний;
— СПИДа:
— алкогольного и наркотического опьянения.
Лица, у которых при поступлении обнаруживаются признаки серьезных заболеваний, подлежат направлению в учреждение здравоохранения.
Руководство социальным приютом осуществляется директором, назначаемым на должность городской администрацией в лице мэра города Кирова.
Временно находящиеся в социальном приюте нуждающиеся несовершеннолетние руководствуются Правилами внутреннего распорядка, разрабатываемыми директором и утверждаемыми органами социальной защиты.
Оказание необходимой врачебной помощи находящимся в социальном приюте и контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима осуществляют органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора. Для оказания медицинской помощи непосредственно в социальном приюте организуется кабинет доврачебной помощи, возглавляемый фельдшером.
Для осуществления и поддержания порядка в социальном приюте организуется ночное дежурство воспитателя.
Финансовые средства и хозяйственная
деятельность социального приюта
Финансовые средства, обеспечивающие деятельность социального приюта, формируются за счет следующих источников:
— городского бюджета;
— доходов от хозяйственной деятельности;
— добровольных взносов предприятий, общественных и благотворительных организаций, коммерческих структур, частных лиц;
— других источников, не противоречащих действующему законодательству.
Финансово-хозяйственная деятельность социального приюта направлена на:
— обеспечение мебелью, оборудованием, постельными и санитарно-гигиеническими принадлежностями, хозяйственным и другим инвентарем, материалами;
— своевременный капитальный и текущий ремонт здания, коммуникаций и оборудования;
— соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности.
Финансово-хозяйственная деятельность осуществляется на условиях, установленных соответствующими инструкциями, приказами и указаниями для домов-интернатов.
Работа по социальной
реабилитации и адаптации
В период пребывания детей и подростков в социальном приюте его работники:
— устанавливают с помощью правоохранительных органов личность ребенка, место проживания его родителей или лиц, их заменяющих, извещают их о местонахождении ребенка;
— проводят первичный медицинский осмотр, при наличии заболеваний направляют на лечение в стационар, оказывают необходимую психотерапевтическую и психологическую помощь;
— после всестороннего изучения личности несовершеннолетнего специалистами намечают первичные действия по его социальной реабилитации в соответствии с его возрастными, физическими и интеллектуальными возможностями;
— проводят работу с проживающими в приюте детьми и подростками по выявлению актуальных для них проблем и кризисных ситуаций, поиску путей выхода из них, ликвидации конфликтов, приведших несовершеннолетних в приют, выработке совместно с подопечными установок их дальнейшей жизни, учебы, работы;
— привлекают к консультативной и адаптационной работе с подростками специалистов: юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, социальных работников и т. д.;
— оказывают содействие к выезду несовершеннолетних к месту постоянного жительства;
— приют выступает в статусе государственно-общественного органа опеки и попечительства и на время содержания детей несет ответственность за их здоровье, имеет право представлять интересы детей в суде и перед третьими лицами, осуществляет меры по оздоровлению условий их семейного воспитания. В соответствии с интересами оберегает их от посягательств и жестокого обращения со стороны родителей и других лиц. В случае необходимости ходатайствует перед судом о лишении родительских прав, о временной передаче детей в другие семьи, детские дома и школы-интернаты.
Управление социальным приютом
Управление деятельностью социального приюта осуществляется директором, который:
— утверждает текущие и перспективные планы работы;
— обладает правом приема и увольнения сотрудников;
— утверждает должностные инструкции сотрудников;
— в установленном порядке распоряжается имуществом и средствами;
— заключает договора и соглашения;
— устанавливает доплаты, надбавки к должностным окладам и ставкам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, выполнение особо важных работ и за совмещение профессий, отменяет их, премирует сотрудников;
— осуществляет контроль за деятельностью персонала;
— несет юридическую и материальную ответственность за результаты деятельности и имущество социального приюта.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. — М.,1993.
2. Сонина ВА. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы. — М., 1994.
3. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра: Учебно-методическое пособие /Отв. ред. Е.И. Рогов. — Шахты, 1994.
4. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. — М.,1995.
5. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования /Сост.В.Б. Корняк и др. — М.,1995.
6. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. Региональный опыт. — М., 1996.
7. Справочное пособие по социальной работе/Алексеева Л.С. и др.—М., 1997.
ГЛАВА 4
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ И СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ