Срок выполнения: в СПО – 3 академических часа, в НПО – 5 часов
Рекомендации по выполнению задания: Выполняя самостоятельную работу, используйте предложенные задания и вопросы, опираясь на примерный план рецензии, предложенные вопросы и задания и рекомендованный список литературы.
Примерный план рецензии:
1. Решить, какой вид рецензии должен быть написан:
а) критическая или публицистическая статья;
б) эссе, т.е. лирическое размышление, в большей степени чувства самого рецензента, чем истолкование произведения;
в) развернутая аннотация;
г) обзор или обозрение (когда надо говорить о нескольких произведениях).
2. Помнить, что в любом виде рецензии обязательными составляющими являются следующие части:
а) отзыв;
б) анализ произведения, хотя бы частичный;
в) оценка прочитанного.
3. при анализе (критическом разборе) произведения обратить внимание:
а) на творческую историю произведения, отражение в нем определенной эпохи;
б) на название произведения;
в) на многообразие человеческих характеров.
4. Можно рассмотреть:
а) композицию, особенности сюжета;
б) ключевые, кульминационные или особо впечатлившие вас эпизоды;
в) художественные особенности произведения.
5. Попытайтесь определить:
а) авторскую позицию;
б) какие литературные традиции продолжает и развивает автор.
6. Оценка прочитанного и проанализированного вами произведения может быть выражением чувств, пожеланий, обращенных к другим читателям и даже автору.
7. Следует учесть:
а) развернутая аннотация включает не только перечисленное, но и требует отдельного рассмотрения полиграфического исполнения, мастерства иллюстратора и др.
Примерные вопросы и задания:
"Чудик" (1967)
1. Рассмотрите композицию рассказа (Шукшин избегает длинных вступлений, вводов в действие, следует советам Чехова; стремится, как и Чехов, не описывать душевное состояние героя, а сделать так, чтобы оно было понятно из его действий. Шукшин - сторонник объективной манеры письма).
Выделите в тексте два эпизода, в которых реализуется тезис, заявленный в начале рассказа о том, что с Чудиком постоянно что - то случалось (две житейские ситуации: в городском магазине и на Урале у брата). Объясните, когда и почему герой обретает привычное равновесие.
2. Докажите, что ситуации, описанные в этом рассказе, - типично шукшинские (человек чем - то или кем - то выведен из равновесия, поражен или обижен, и он хочет как - то разрешить эту боль, вернувшись к нормальной логике жизни).
3. Какие два мира сопоставляет Шукшин в этом рассказе? Назовите отличительные черты мира Чудика (впечатлительный, ранимый, чувствующий красоту мира и в то же время несуразный). Сопоставьте мир Чудика с миром Снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть из своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку.
Рассказ "Миль пардон, мадам"
1. Почему в этом рассказе 9/10 текста отведено диалогу? Какую роль играют в рассказе краткий портрет героя и краткое авторское описание его судьбы?
2. Объясните парадоксальное сочетание имени и фамилии героя (Бронислав Пупков - дисгармоничность героя заявлена уже в сочетании имени и фамилии).
3. Зачем Бронька Пупков выдумывает историю о поединке с Гитлером? Как в этом проявляются особенности характера Броньки?
4. Обратитесь к исследованию творчества Шукшина и расскажите, чье мнение вы разделяете.
5. Найдите в тексте элементы комического, газетной стилистики военного времени.
6. Как Броньке Пупкову относятся его односельчане?
Рассказ "Срезал"
1. Чем отличается герой рассказа Глеб Капустин от Чудика и Броньки Пупкова? Как вы считаете: Шукшин разрабатывает разные варианты одного характера или это многообразие типов? Многообразие типов или разнообразие вариантов одного характера, корень которого чудачество, "выкобенивание" (по Аннинскому), "обиженная душа".
2. Докажите, что все - таки главное - неоднозначность прочтений шукшинских рассказов. Рассмотрев различные характеристики шукшинских героев, данные им критиками.
3. Рассмотрите открытый финал рассказа. Какова его логика?
4. Каковы средства выражения авторской позиции в данных рассказах?
5. Докажите, что рассказы Шукшина драматургичны. Как это помогает понять характер главного героя рассказа?
6. Проанализируйте слова В.Г. Распутина.
По словам В.Г. Распутина, до Шукшина "никто еще в нашей литературе не заявил с таким нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души...
Душа - это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами".
7. Разберитесь в существе между Глебом Капустиным и кандидатом Константином Ивановичем Журавлевым. О каких человеческих качествах героев свидетельствует этот спор?
8. Вдумайтесь в авторскую речь. В каких местах в ней слышатся интонации героев, в каких - собственно авторская оценка? С помощью какой художественной детали раскрывается авторское отношение к молодым Журавлевым?
Рекомендуемая литература:
1. Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые: литературно - критические статьи./ Л.Аннинский. - М., 1978. - С. 228 - 268.
2. Емельянов Л. Василий Шукшин: очерк творчества / Л.Емельянов. - М., 1983.
3. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина / С. М. Козлова. - Барнаул, 1992.
4. Коробов В. Василий Шукшин / В.Коробов. - М., 1989
Критерии оценивания:
«5» - полнота и правильность ответа в соответствии с примерным планом рецензии;
«4» - не рассмотрены литературные традиции, которые продолжает и развивает автор;
«3» - не рассмотрены ключевые, кульминационные эпизоды, художественные особенности произведения; не определена авторская позиция;
«2» - задание не выполнено.